Иностранцам откроют российские недра

В условиях «ценового ренессанса» на сырьевом (и в особенности на нефтегазовом) рынке, вызванного резким обострением социально-политической ситуации в арабском мире, российское руководство почему-то спешит избавиться от части сверхприбыльных углеводородных активов.
Как сообщает газета «Ведомости», комиссия правительства во главе с Владимиром Путиным на заседании 9 марта может рассмотреть второй пакет поправок в закон о доступе иностранцев в стратегические отрасли, подготовленный Федеральной антимонопольной службой. Как напоминает издание, согласно первому пакету поправок, который кабмин одобрил еще в феврале, иностранцу отныне будет не нужно получать одобрение специальной комиссии на покупку российского банка (за исключением государственного), а также согласовывать сделку (например, допэмиссию), если в результате последней его доля в уставном капитале не меняется.
Однако, видимо, на этом дело не ограничится, поскольку следом за первым был подготовлен и второй пакет поправок в законодательство, в соответствии с которыми зарубежные покупатели смогут беспрепятственно (т. е. опять же без согласования с вышеуказанной комиссией) приобретать и сырьевые активы, ранее отнесенные к числу стратегических. Единственным ограничением является размер приобретаемого пакета акций: нерезидентам (т. е. иностранным юрлицам) больше 25% акций компаний, добывающих из недр наше «общенациональное достояние», пока решено «в одни руки не давать».
Напомним, что в настоящее время иностранные компании должны получать визу российского кабмина на совершение сделки в том случае, если в результате их доля превысит 10% (а доля международных организаций превысит 5%). Кстати говоря, в числу сырьевых относятся, в частности, и ведущие металлургические компании – такие как «Норникель», который не только занимается переработкой, но и является внутрироссийским монополистом в добыче никеля, палладия и кобальта. Нетрудно догадаться, что с помощью блокирующего пакета иностранный собственник фактически сможет заблокировать все военно-промышленное производство РФ, которое не может обойтись без вышеуказанных ценных металлов. Наверное, не имеет смысла уточнять, к каким последствиям для сферы национальной обороны и безопасности это может привести.
Однако российские власти в погоне за длинным рублем и сиюминутной выгодой (а также за членским билетом в ВТО, приобретение которого предполагает не только либерализацию сферы внешней торговли, но и прямых иностранных инвестиций), видимо, решили не обращать внимания на такие «пустяки». Как дают понять представители Минфина, их ведомство не будет выступать против инициативы ФАС. Как говорится, кто бы сомневался. Во-первых, данный шаг «не потребует увеличения расходных обязательств российского бюджета» (а другие соображения, вроде обеспечения национальной безопасности или создания условий для экономического развития в Минфине, судя по всему, в расчет брать не принято). Ну и, самое главное, это решение позволит нашему фискальному ведомству и дальше реализовывать свою стратегию по инвестированию нефтедолларов в американские государственные «ценные бумажки» (обвал которых приближает каждый новый «бакс», ежедневно «рисуемый» в типографии ФРС США). Ну а эти самые российские (!) нефтедоллары «победоносно» возвращаются потом в российскую экономику в виде иностранных (!) инвестиций, обеспечивая геополитическим конкурентам России контроль над стратегическими отраслями нашей экономики.
Готовящееся решение комментирует ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир Филатов:
– Конечно, пока решения еще нет, но уже есть вполне определенное предложение. Честно говоря, я не понимаю логику тех, кто его выдвинул. Если мы говорим о бюджете и о попытке заткнуть образовавшуюся в нем из-за кризиса финансовую дыру, то продажа блокирующего пакета акций российских стратегических предприятий не всегда будет коррелировать с решением этой задачи. Как известно, целый ряд крупных игроков в добывающей отрасли (тот же ЛУКОЙЛ или ТНК-BP) не являются государственными компаниями, а значит, вырученные от продажи того или иного пакета акций средства не будут иметь к госбюджету никакого отношения. Меня поразила мотивировка, озвученная представителями Минфина, которые заявляют о том, что не будут возражать против этих поправок, поскольку они связаны «с либерализацией условий». Позвольте, разве цель нашей экономики – какая-то абстрактная «либерализация условий», а не ее развитие?
Если же говорить о втором аргументе в пользу данного решения, который касается привлечения внешних инвестиций, то, во-первых, наивно полагать, что либерализация сама по себе создаст благоприятный инвестиционный климат. Этот миф идет еще из 1990-х годов. Дескать, раз у нас самих ничего не получается, давайте пригласим иностранного «барина», который к нам приедет и нас «рассудит»... Эта идеология воплощается на протяжении всех последних 20 лет. Результаты, согласитесь, пока явно не впечатляют.
Если уж говорить о привлечении иностранных инвестиций в сырьевую отрасль, то они должны быть экономически обоснованны. К тому же продажа блокирующего пакета – далеко не самый лучший способ реализации данной стратегии, поскольку в таком случае резко увеличивается роль иностранного капитала в решении проблем, которые связаны с этой стратегически значимой для нашей страны отраслью. Блокирующий пакет – это голос, к которому будет нужно прислушиваться и с которым придется договариваться. Зачем нам эти проблемы в стратегических отраслях? Есть ведь много других схем привлечения иностранных инвестиций, которые не связаны с подобными издержками. Нужно не отдавать значительную часть пакета акций наших стратегических компаний, а лишь продавать право участия в том или ином конкретном проекте. Т. е. речь идет о разработке конкретных месторождений – допустим, труднодоступных на шельфе, для чего у нас еще нет своих технологий. Тогда нужно создавать СП и в рамках этого предприятия определять долю прибыли каждого участника. Работая над конкретным проектом, гораздо проще рационально определить, какое участие иностранцев требуется (допустим, каких конкретных технологий для разработки данного месторождения не хватает) и какая доля является экономически обоснованной, исходя из конкретных условий.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Надо полагать народ России имеет намного больше причин для возмущений чем любая из арабских стран, Там во всяком случае власти не торговали национальными интересами.
горько и стыдно за россию!.как же получается что мы сами не можем работать без иностранцев -это уже как вредительство.кому в голову пришло продавать стратегические объекты-это наша гибель.мы ведь знаем что им от нас нужно-не дураки ,слава БОГУ. ну если нам ясно,то кому тогда не ясно? будем готовиться стать колонией-жалко россию и народ.
Чего не купить, когда печатный станок под рукой? Были бы идиоты, готовые отдавать ресурсы за бумажки. Где таких найдешь? Да только в колониях (видимо, чтобы наполнить дырявый бюджет, который разворовывается со скоростью наполнения).
***
Патриоты, трампик, о том и печалятся, что страну завоевали - без единого выстрела.
(это не в ваш адрес, 777, это у меня такой ник сёдни)
***
Об этом я целый день и толкую. Союз развалили ЭТИ, предварительно свергнув Горбачева, с его "социализмом с человеческим лицом", - при поддержке народа. Вот, что надо понимать.
Британский модельер Джон Гальяно во втором квартале 2011 года предстанет перед судом за свои антисемитские высказывания, из-за которых он был лишен поста арт-директора дома Dior, сообщает в среду Reuters со ссылкой на коммюнике прокуратуры Парижа.