Картели подмяли рынки России

«Я даже не могу назвать рынок, где бы их (картелей) не было», – признал вчера глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. По его словам, именно «неформальные объединения», а также стремление собственников и топ-менеджеров отдельных хозяйствующих субъектов к получению сверхприбыли являются, наряду с инфляцией и неурожаем, главными причинами роста цен на потребительском рынке.
Артемьев подчеркнул, что обвинения, которые выдвигает его ведомство целому ряду крупных игроков на рынке, не являются голословными, и ФАС располагает серьезной доказательной базой. Причем не только располагает, но и периодически обнародует ее в судебном порядке. В частности, Артемьев напомнил, что МВД с подачи ФАС уже возбудило уголовное дело по факту картельного сговора СУЭК, «Русского угля» и «Стройсервиса», а ранее прокуратура объявила о возбуждении уголовного дела по сговору на лекарственном рынке.
«Около 10 фармацевтических компаний привлекаются сейчас к ответственности, ведется расследование», – сообщил глава ФАС. Артемьев напомнил и о ряде успешных попыток вывести участников ценовых сговоров на чистую воду. Так, в прошлом году антимонопольщики собрали более 6 млрд руб. штрафов (в основном за счет вертикально интегрированных нефтяных холдингов), вернув в бюджет неправедно нажитые доходы физических и юридических лиц, злоупотребляющих своим доминирующим положением на рынке нефтепродуктов. В этом смысле «на бумаге» определенный прогресс налицо: в 2008 году ФАС смогла вернуть только 1,236 млрд, а в 2009-м и того меньше – 1,032 млрд. Впрочем, судя по ценникам, которые до сих пор выставляют «короли российских бензоколонок», успехи ведомства Артемьева кажутся гораздо более скромными. Кроме того, следует учитывать, что изначально штрафов было насчитано в два с лишним раза больше, из чего можно сделать вывод, что в целом ряде случаев суд выступал на стороне «акул нефтеперерабатывающего бизнеса».
В то же время глава ФАС посетовал: энергетические гиганты до последнего бьются за каждую копейку. Среди своих прочих профессиональных достижений Артемьев отметил то, что ФАС удалось добиться права взимать штрафы в процентах от оборота компании-нарушителя вместо прежних фиксированных сумм (что, естественно, являлось полным нонсенсом и позволяло нарушителям законодательства каждый раз отделываться чисто символическим наказанием), а также ввести закон об уголовной ответственности за создание картелей. А осенью прошлого года ФАС запустила специальный сайт «Антикартель», где обществу, по сути, предлагается принять посильное участие в разоблачении особо зарвавшихся манипуляторов цен.
Своим отношением к проблеме картелей и деятельности ФАС поделился эксперт Центра политической конъюнктуры Дмитрий Абзалов:
– На самом деле выступление Игоря Артемьева, кроме констатации очевидных фактов, имеет еще одну важную подоплеку. Дело в том, что в последнее время ФАС пытается продвинуть принятие т. н. «третьего антимонопольного проекта». Речь идет о поправках в антимонопольное законодательство, которые предполагают очень серьезное ужесточение наказания за картельные сговоры. Попытки использовать «второй пакет» (его уголовную часть) в прошлом году завершились очень серьезным противостоянием с целым рядом экономических агентов. Делая подобные заявления, сотрудники ФАС хотят публично обосновать необходимость более жестких мер антимонопольного регулирования.
При этом, на мой взгляд, в ряде случае проблема объясняется не столько сбытовыми картелями, сколько монопольным положением производителей – как на газовом рынке, например. К тому же, хотя картельные соглашения в тех же торговых сетях или на финансовом рынке и имеют место, но не меньшая проблема заключается в госрегуляторах и коррупционной составляющей, с чем ФАС вообще не любит бороться. Притом, что формально она может направлять различные жалобы (в ту же Генпрокуратуру, например) или обращаться в Счетную палату на предмет замеченной неадекватности в расходовании денежных средств. Кроме того, ФАС необходимо осуществлять мониторинг рынков на региональном уровне, а также разрабатывать эффективные формулы выстраивания доказательной базы в судах, где для этого ведомства в последнее время доказывать свою правоту становится достаточно сложно. Чтобы доказать прямой сговор, по существующим процессуальным нормам необходимо предъявить соответствующую запись, т. е. фактически необходимо присутствовать на этом сговоре. Кроме того, в целом ряде случаев, как показывает практика, наказания ФАС (штрафы) абсолютно не сказываются на цене. Участники рынка, например, в таких крупных отраслях, как нефтепереработка, снижают цены лишь после того, как власти прибегают к «ручному регулированию». Т. е., попросту говоря, когда им приказывают снижать цены.
Комментарии читателей Оставить комментарий
ну ну - это уже пробовали - очереди выстраиваются и купить ничего нельзя
А вы на этом антикартеле пытались зарегистрироваться? Их код подтверждения - читается так же легко, как этрусские письмена.
Проблемы нет совсем; с ней просто не борются. Должна быть установлена МАКСИМАЛЬНАЯ цена на внутреннем рынке и МИНИМАЛЬНЫЙ объём продажи внутри страны, который должен определяться бюджетным планом. Хозяином всех богатств является НАРОД, а вовсе не еврей с кошельком; неспособность контролировать его является преступлением.
Я — зицпредседатель Фунт. Я всегда сидел. Я сидел при Александре Втором «Освободителе», при Александре Третьем «Миротоворце», при Николае Втором «Кровавом».
Штрафы без посадки и конфискации малоэффективны,они лишь еще больше повышают цены отыгрыша на потребителе:взял с него ФАС штраф 1 лярд,то он потом с народа тот же лярд и компенсирует. А если уселся он лет на 5,то за него никто уже сидеть не будет.