Казалось бы, при чем здесь Чубайс?

С некоторых пор я избегаю жильца из соседнего подъезда. Однажды, прознав, что я – журналист, он попросил повлиять на одного известного артиста, на юбилей которого украшал ресторан гирляндами воздушных шариков. «Понимаешь, – почти скулил сосед, – там денег-то – всего $130. А его директор говорит: «Забудь, он старается никому не платить». Пропечатай его где-нибудь, что ли…».
Это жалобное нытье продолжается несколько лет. За это время о большом артисте я услышал столько нелицеприятного, что история с несчастным декоратором тонет в своей мелочности. Певец, дескать, не любит оплачивать разговоры по мобильным телефонам, и его помощница лично наведывается в офисы сотовых операторов, уговаривая продлить отсрочки. Газетам обещает заплатить за рекламу и не платит, пока те не начинают против него информационную войну... В общем, где только можно пользуется своей «звездностью», чтобы отбояриться от платежей.
Платить – не получать. Только нам, простым смертным, деваться некуда. Попробуй задолжать за электричество! Придут и перекусят провода. Никак не увильнуть от штрафа за пустячное нарушение правил дорожного движения. Упаси Бог просрочить выплату банковского кредита: с судебными приставами под землей найдут. А недоимки по налогам? На ходу из трамвая высадят – решат, что удираешь из страны…
Или возьмем столичное метро. Двух месяцев не прошло с тех пор, как его главного начальника пригвоздили к позорной колонне за то, что не по той ветке направлял денежные потоки. И при этом всю дорогу жаловался, что метрополитену катастрофически не хватает средств на развитие. Теперь деньги обнаружились, да столько, что проверяющие запыхались нули выводить... Что, стоимость проезда в подземке вышла на справедливый уровень? Как бы не так! Традиционно с Нового года повысили. В самом деле, зачем отказываться от того, к чему народ уже крепко-накрепко приучен?
А попробуй-ка с государства или с приближенных к нему структур получить свое, причитающееся по закону! Кто пытался, тот знает: добровольная пытка, причем зачастую изощренная. Зацепят нервы на карандаш и будут наматывать, наматывать…
Стоявшие в очередях «за своим» знают. А о счастливых исключениях даже по телевизору сообщают. Вот знаменитый экспресс «Сапсан» лоханулся на Московском вокзале Санкт-Петербурга: система подачи электроэнергии дала сбой. Пришлось заменить состав. Попавшие в цейтнот пассажиры были изумлены, когда им объявили: длительное опоздание будет отчасти компенсировано выплатой 100% стоимости билетов. Как любит повторять мой пострадавший сосед-декоратор, порядочная фирма платит сразу и вперед. Правда, виноватыми в сбое назвали инженеров концерна Siemens, обслуживающих систему. Так что не исключено, что именно поэтому дирекция железной дороги так легко рассталась с деньгами: похоже, компенсируют не из своего кармана!
Ну а невезучим пассажирам воздушных магистралей ничего так просто с неба не упадет. Оттуда и без того уже слишком много навалило – так, что в аэропортах целых две недели декабря были отменены сотни рейсов. Но, кстати, не во всех! Во Внуково чрезвычайных сбоев в расписании практически не наблюдалось. Тем самым внуковские диспетчеры невольно подложили большущую свинью своим коллегам из других аэропортов. Не такой уж, получается, безнадежный форс-мажор устроила им небесная канцелярия?
Компания «Аэрофлот», сообщает газета «Коммерсантъ», уже разъяснила, как она намерена компенсировать ущерб пострадавшим пассажирам. На мой субъективный взгляд, это – компенсация «с подвывертом». «Аэрофлот» говорил о выделении $20 млн, однако оказывается, что денег как таковых пострадавшие не получат. Вместо налички выдадут эквивалент – специальные ваучеры, которыми пассажиры смогут оплатить услуги авиакомпании. Однако, пишет газета, ваучеры будут покрывать лишь стоимость билета без сборов и такс. Вдобавок вылетающим придется заплатить еще и подоходный налог.
Ваучер получить тоже не так просто, хотя его обещают выдать в любом представительстве «Аэрофлота». Одного слова «дайте» для процедуры мало: надо будет представить посадочный талон, копию паспорта и подписать специальное соглашение с перевозчиком, бланк которого должен быть выдан в офисе компании. Указанную в ваучере сумму «можно потратить при покупке следующего билета перевозчика или при оплате сверхнормативного багажа».
Конечно, просто выдать пассажиру деньги, а потом их же получить за следующий билет было бы менее хлопотно... но неинтересно. Не человеку, конечно, – «Аэрофлоту». Заполучив пассажира, компания не выпустит его из цепких объятий. Вдруг он, вероломный, получив деньги, передумает пользоваться услугами воздушного перевозчика и отправится зализывать моральную травму в ресторан? Компании – убыток! А с ваучером куда он денется, горемыка недообслуженный? Хочешь, не хочешь – лети... Такая вот битва за пассажира. Как и битва за покупателя в торговых центрах, за пациента – в центрах медицинских и т. д.
Уверенно вводя в обиход «документы промежуточного платежа» и громко нарекая их ваучерами, в компаниях, очевидно, полагают, что слово «ваучер» оставило в народе заслуженно добрую память о себе. И клиент, получая вместо денег ваучер, прижмет бумажку к груди и радостно воскликнет: «Слава Богу! Опять без обмана!». Ну-ну…
На этом можно было бы закончить обзор, но я смущенно прокашляюсь. Потому что хочу привести – до кучи – пример из собственного опыта битвы за клиента. Т. е. за меня. Накануне Нового года я услышал рекламу магазина бытовой техники, который сулил за покупку дорогостоящей вещи вернуть четверть ее стоимости. 25-процентная скидка – вполне сносно для предновогодней распродажи, смекнули мы с женой. И потопали за стиральной машиной.
Оказалось… Ну что за слово такое, в самом деле! Никуда от него не денешься, когда пишешь о сюрпризах торговли, сферы обслуживания, ЖКХ, наконец... Предвестник чего-то нехорошего. Так и случилось. Оказалось, что скидку дают не при уплате денег в кассу, как мы сперва наивно решили, а в будущем, когда мы придем сюда за следующей покупкой. Причем будущее не должно быть отдаленным: льгота действительна два месяца. Таким образом, купив сегодня «стиралку», мы должны выкупить еще что-нибудь. А любое «что-то» в этом магазине стоит ощутимо дороже, чем у конкурентов. «Так выписывать Вам ваучер?», – нажимал на нас любезный продавец. Мы молча развернулись и вышли.
Казалось бы, при чем здесь Чубайс?..
Комментарии читателей Оставить комментарий
С Вами приходится только согласиться.
В развитие идеи - поставить памятни лучше на на месте снесённого Ельциным ипатьевского дома. Будет символично, разрушитель будет на месте.
Учитывая что наш российский капитализм существенным образом отличается от капитализма западного и является чисто российским изобретением а именно капитализмом криминальны необходимо эту тему разработать пошире У нас часто возникают трудности и нестыковки с понятиям Например как может быть в криминальном капитализме элита Было бы более справедливым называть нашу просто бизнес-братвой или с учетом того что в так называемую элиту входят и представители других стратов элитарным криминалитетом Думаю фуромчане должны поддержать это предложение и выдвинуть свои термины которые более точно отражали нашу сегодняшнюю действительность
Ал Очень нехорошо первого президента молодой российской федерации (по словам Медведева и возраст-то у нее почти что младенческий - нет и 20-ти лет) называть алкашем Я конечно согласен с Вами и назвал бы его даже запойным пьяницей но не буду потому что понимаю что это очень нехорошо можно сказать не по-русски Тем более нехорошо что 1 февраля в Екатеринбурге президент обещал присутствовать на открытии памятника ЕБН изготовленного из белого мрамора Говорят что другого подобного памятника в России нет и не будет В свое время А Тарасов призывал бизнес-братию отлить памятник М.С.Горбачеву из золота за развал Союза но его проект не был поддержан братвой
"...Казалось бы, при чем здесь Чубайс?.." --- Потому, что
с понятими "ваучер" и "Чубайс" в народе устоявшееся чувство БЕДЫ и РАЗОРЕНИЯ.