Ходорковский и Лебедев сядут вторично

Итак, после очень долгого рассмотрения дела Хамовнический суд города Москвы приступил сегодня к оглашению приговора уже по второму делу в отношении бывшего главы нефтяной компании «ЮКОС» Михаила Ходорковского и руководителя связанного с этой компанией банка «МЕНАТЕП» Платона Лебедева.
Оглашение приговора представляется также весьма долгим, но уже ясно, что Михаил Ходорковский и Платон Лебедев признаны виновными и в хищении нефти (которая выдавалась за некую «нефтесодержащую жидкость»), и в «отмывании средств, полученных преступным путем».
Тоску и рутину этого изрядно затянувшегося мероприятия оживляют лишь объем цифр хищений, вменяемых Ходорковскому и Лебедеву, да попытки нескольких десятков «сочувствующих» помитинговать в защиту Ходорковского и Лебедева под стенами суда. Поэтому, во избежание дополнительного ажиотажа, судья Виктор Данилкин на оглашении приговора выставил прессу из зала суда. Адвокаты подсудимых, разумеется, еще не дождавшись оглашения нового приговора, поспешили заявить, что будут обжаловать его в вышестоящих судебных инстанциях.
Между тем, по предварительным данным, Хамовнический суд признал, что Ходорковский и Лебедев совершили присвоение чужого имущества с использованием служебного положения. Причем, чтобы облегчить реализацию своих мошеннических схем, руководство ЮКОСа ставило в заведомо невыгодные условия собственные же дочерние компании. Как заявляет судья Данилкин, подсудимые совершили легализацию 487 млрд руб. и $7,5 млрд, полученных от хищения нефти. Разумеется, не сами: по словам судьи, в этих операциях участвовали и другие «члены организованной группы», но действовали они по поручению Ходорковского и Лебедева. Они же создавали и использовали для отмывания денег подставные коммерческие фирмы.
Так, Виктор Данилкин отметил, что ЮКОС заключил с дочерними нефтедобывающими компаниями «Юганскнефтегаз», «Самаранефтегаз» и «Томскнефть» генеральные соглашения на покупку нефти, которые фактически лишили их возможности вести самостоятельную хозяйственную деятельность.
Вместе с тем суд прекратил уголовное преследование фигурантов по одному из весьма значительных эпизодов, связанному с хищением акций «Томскнефть-ВНК», – «в связи с истечением сроков давности привлечения к уголовной ответственности». Также в ходе следствия и суда государственное обвинение согласилось несколько умерить объемы претензий к подсудимым: объем нефти, в хищении которой их обвиняли, уменьшился с 350 до 218 млн тонн. Размер доходов, незаконную легализацию которых вменяют Ходорковскому и Лебедеву, тоже снизили, хотя сумма все равно выглядит внушительно – 487 млрд руб. и $7,5 млрд.
Тем не менее, общие выводы, вошедшие в приговор, все равно выглядят неутешительно для Ходорковского и Лебедева. Они, как и прочие «члены организованной группы, распоряжались похищенным по своему усмотрению, направляя основную часть средств для собственного обогащения, а меньшую часть – в действующие предприятия нефтедобычи и переработки, чтобы воспроизвести добычу сырья и его переработку и создать возможность дальнейшего продолжения хищений», говорится в приговоре.
Поэтому государственное обвинение требует приговорить обоих подсудимых к 14 годам лишения свободы каждого с отбыванием в колонии общего режима. Напомним между тем, что в 2008 году адвокат Ходорковского Юрий Шмидт, отвечая на вопросы журналистов, сказал, что по действующему уголовному законодательству в случае нового обвинительного приговора Ходорковскому и Лебедеву может грозить до 22,5 лет лишения свободы. Прокуроры, как ни странно, оказались умереннее адвоката. Да и все уверены, что суд не станет давать срок, требуемый обвинением. Или, по крайней мере, учтет, что оба подсудимых и так провели за решеткой более 7 лет.
Однако полное оглашение приговора может занять длительное время. В частности, первый приговор Ходорковскому коллегия из трех судей читала более двух недель, при этом новое дело масштабнее по числу материалов, и его рассмотрение заняло более длительное время. Таким образом, срок наказания, назначенный судом в случае признания вины, будет известен уже после новогодних праздников, передает ИТАР-ТАСС.
Дело ЮКОСа – одно из самых громких в России за последние годы. Правоохранительные органы в 2003 году обвинили руководство крупнейшей на тот момент нефтяной компании страны в целом ряде экономических преступлений. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной Роснефти. Впрочем, есть основания полагать, что если бы Ходорковского не арестовали, эти активы достались бы «Бритиш Петролеум» или «Стандарт Ойл», благо такие переговоры велись за несколько недель до его ареста. Многие на Западе все эти годы утверждают, что дело ЮКОСа «политически мотивировано», а сам Михаил Ходорковский – «жертва репрессий». Сам Ходорковский свое уголовное дело называет «политическим» и объясняет тем, что он поддерживал «независимую оппозицию».
Представители же российской власти (и в первую очередь – Владимир Путин) утверждают, что никакой политической мотивации нет, просто «вор должен сидеть в тюрьме», как ВВП публично заявил на днях в своем телеобращении к народу.
«В таком случае почему же сидят только Ходорковский и Лебедев, а другие не сидят?!» – вопрошают и на Западе, и наши отечественные либералы, многие из которых уже не один год проживают «трудовые заработки» МБХ. По этому вопросу достаточно подробно высказался президент Дмитрий Медведев в беседе с руководителями телевизионных федеральных каналов, когда один из них назвал дело Ходорковского «портретом Дориана Грея русского бизнеса».
Как заявил Медведев: «Ни президент, ни любое иное лицо на госслужбе не имеет права высказывать свою позицию по этому либо по какому-то другому делу до вынесения приговора (последнее явно было сказано, чтобы отмести возможные обвинения в давлении на суд. – Прим. КМ.RU).
Что касается моей позиции как юриста... Юристы, как и правоохранители, действуют в пространстве возможного. Если есть доказательства того, что и другие лица совершали подобные преступления, то где эта база, где эти дела? Надо, чтобы люди несли ответственность. Я бы хотел, чтобы эту базу, если она есть, принесли и достали. Мне или генпрокурору. Сказали, что вот такие крупные лица совершали преступления, вот доказательства. А если эта база существует, но дела не возбуждены, то вы правы: это – избирательное правосудие».
«Во всех странах не все преступники несут ответственность. Это – вопрос доказательной базы. Несите – будем работать», – заявил Дмитрий Медведев.
Так что дело не только в Ходорковском и Лебедеве. Если есть материалы по другим персонажам – несите, мы посадим. Примерно так, наверное, можно понять слова президента.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Просто понятия "удачники" и "неудачники" у нас разные, но ты этого не поймешь. Я работал два года с филиалом Юкоса и не надо мне говорить про их трудолюбие, ум и успех.
Да мы спокойны и пусть его душу греет, что у него такие замечательные друзья "Стояновы".
Кому ты тут сказки про колбаски рассказываешь, я работал два года с Нижегородским филиалом Юкоса, та еще "помойка" была и никто не скрывал, деньги гонялись через подставные фирмы и векселя сбербанка ходили туда сюда.
Так и не доходит. Хорошо, попробую по-другому.
Пару недель назад был убит человек, а подозреваемый отпущен не смотря на показания свидетелей. Нужна была большая политическая акция на Манежной чтобы хоть кто-то пошевелился и я не уверен что дело не будет спущенно на тормозах в конце концов.
Ещё одна новость, какой то водитель не успел убрать машину перед очередной мигалкой. Машину за ето специально разбили. Есть ли у етого водителя шанс получить компенсацию за причинённый ущерб и понесённое оскорбление личности? Зависит от размера шишки с мигалкой.
.
Все ети новости я беру только с етого сайта, а сколько тех кто просто не попадает на печатную полосу.
Конечно не ровня, поскольку денег в западных банках остается достаточное количество. А без денег - ноль без палочки. Такой же прохвост, как и прочие так называемые "олигархи". Без денег они не нужны ни "друзьям разных национальнстей", ни даже Стоянову.
Тут адвокаты олигархата пытаются обвинить наш народ в злой зависти, в очередной раз его унизить. Да нет, ребята, как всегда передергиваете. Тут скорее негодование и отвращение к хитроумным, бессовестным, абсолютно аморальным авантюристам, грабящим нашу Родину.