Лукашенко просит денег у Запада

Белорусские власти официально обратились к Евросоюзу с просьбой о предоставлении кредита. Об этом сообщил вчера на пресс-конференции в Минске министр финансов Андрей Харковец. Он также выразил надежду, что уже через 10 дней появятся результаты предварительного рассмотрения заявки. «Мы не запрашивали конкретные суммы. Мы знаем, что в ЕС есть механизм оказания макроэкономического финансирования. Оно увязано с работой МВФ в странах, которые запрашивают такую поддержку», – уточнил белорусский министр.
Назвать сумму, о которой Минск просит Брюссель, отказались и в пресс-службе комиссариата ЕС по внешним связям. По данным источника, близкого к администрации президента, речь идет о сумме в $1 млрд. Напомним также, что несколько дней назад Белоруссия запросила еще один кредит приблизительно в том же размере у Международного валютного фонда в дополнение к уже ранее полученным $2,46 млрд.
В среду заместитель председателя правления Национального банка Белоруссии Николай Лузгин заявил, что совет директоров МВФ, заседание которого пройдет 29 июня, скорее всего, примет положительное решение об увеличении кредитной поддержки Минска на $1 млрд. «Все условия выполнены, коридор (колебания курса белорусского рубля к корзине валют) расширен», – пояснил заместитель главы НББ.
Что касается переговоров с Россией о предоставлении нашей страной оставшейся части кредита, то, по словам белорусских чиновников, они возобновятся только после того, как МВФ «подтвердит правильность» антикризисной политики белорусских властей. «Это будет то, с чем можем пойти на переговоры с Россией, ранее этого срока мы не будем возобновлять переговоры», – сказал министр финансов Белоруссии. Ранее российская сторона также заявляла, что хотела бы дождаться итогов работы миссии МВФ в Белоруссии, напомнил он. «Мы с российскими коллегами вопрос пока не обсуждаем, так как нет окончательной официальной позиции МВФ», – сказал министр.
Напомним, что в ноябре прошлого и марте нынешнего года Белоруссия получила от России на поддержку торгового и платежного баланса кредит на $1,5 млрд с пятилетним льготным периодом и ставкой менее 4% годовых. Первая часть кредита в размере $1 млрд была перечислена 18 ноября 2008 года. Однако затем министр финансов РФ Алексей Кудрин пригрозил, что Россия может отказать Белоруссии в предоставлении очередного транша. Он пояснил, что Минск принимает недостаточные меры по обеспечению стабильности и платежеспособности своей экономики. В ответ президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал от правительства республики «не кланяться перед Россией, а идти искать счастья в другом месте», имея в виду западные страны. Ну а затем разразилась так называемая «молочная война», к которой добавились требования «Газпрома» доплатить за поставленный газ.
Не так давно президент Белоруссии предложил свое объяснение сотрясающим российско-белорусские отношения конфликтам. «Иногда мы с Россией лоб в лоб сталкиваемся еще и по причине того, что предприниматели, бизнесмены и правительства начинают выкатывать вопросы на уровень президента», – цитируют местные информагентства выступление президента Белоруссии Александра Лукашенко на совещании в минувший вторник, 23 июня. «Этого быть не должно. Ни я, ни Медведев не отказываемся решать вопросы, но только в том случае, если вы их решить не сможете», – предупредил Лукашенко на встрече с представителями российских и белорусских компаний.
Кроме того, глава Белоруссии потребовал, чтобы бизнесмены не беспокоили первых лиц государства «по пустякам». «Если вы думаете просить о каких-то субсидиях, увеличении доходов своих компаний, это не ко мне. Я хочу решать принципиальные вопросы, а не заниматься бухгалтерией», – подчеркнул он. То есть президент Белоруссии предпринял мягкую попытку дистанцироваться от конфликта, представив дело таким образом, что во всем виноваты предприниматели и отдельные чиновники.
Примечательно, что тон белорусского президента изменился после переговоров с еврокомиссаром по внешней политике Бенитой Ферреро-Вальднер, состоявшихся в понедельник, 22 июня. В ходе встречи в Минске Лукашенко дал понять представителю ЕС, что Минск готов крепить дружбу с ЕС, несмотря на возражения Москвы. «Мы искренне хотим, даже если это кому-то не нравится, построить хорошие отношения, - заявил президент. - Белоруссия - суверенное и независимое государство, и посягать на них, как бы кому-то ни хотелось, мы не можем позволить». Но для поддержки суверенитета и независимости Минску как никогда нужны кредиты. «В Европе сосредоточены финансовые ресурсы, что для Белоруссии является наиважнейшим фактором», - не стал скрывать президент.
Александр Лукашенко перечислил все, что Белоруссия «может положить с другой стороны на чашу весов». «Мы сегодня соединяющее звено между такими монстрами, как Россия и ЕС. Через Белоруссию проходят основные артерии по нефти, по газу»,— сказал он, напомнив, что «они находятся в хорошем состоянии, гораздо лучшем, чем у соседей (очевидно, имеется в виду Украина. – Прим. KM.RU)». В ответ Бенита Ферреро-Вальднер похвалила Белоруссию за готовность к сотрудничеству и выдвинула пять условий для развития политических контактов: реформа избирательного права по стандартам ОБСЕ и применение ее уже на следующих выборах, гарантии свободы слова, собраний, улучшение законов в сфере регистрации НПО, а также решение проблемы политзаключенных. При этом еврокомиссар отметила, что обсуждение этих вопросов пройдет уже в июле. «Мы обсудили взаимодействие во всех сферах - от экономической до политической. Президент очень внимательно прислушался к тому, что я говорила, а я внимательно выслушала его позицию», - заявила она.
Что касается оказания экономической помощи, то г-жа еврокомиссар привезла в Минск всего €10 млн. Что же до оказания более существенной поддержки, то Ферреро-Вальднер заявила, что Брюссель в принципе готов кредитовать Белоруссию, но с условием: в обмен на кредиты Минск должен согласиться на приватизацию ключевых предприятий и их последующую покупку европейскими инвесторами. Речь идет прежде всего об объектах нефтеперерабатывающего комплекса (Мозырского и Новополоцкого НПЗ) и калийных месторождениях (прежде всего Старобинского). «Европейцы в частных беседах откровенно говорят, что готовы предложить за белорусские предприятия рыночную цену и серьезные деньги дадут только под гарантии их скупки», - сообщил газете [http://kommersant.ru/ «Коммерсантъ»] источник, знакомый с ходом переговоров.
По мнению некоторых экспертов, таким образом и Россия, и Евросоюз предложили Минску, по сути, одинаковые условия предоставления финансовой помощи: кредиты в обмен на контроль над ключевыми объектами белорусской экономики. Впрочем, посол России в Белоруссии Александр Суриков так не считает. «Существует распространенное мнение, что России нужны только акции белорусских предприятий, а Белоруссия заинтересована лишь в получении кредитов и доступе на российский рынок. Это упрощенный подход, который не способствует интеграции. Наша цель не в том, чтобы выкачать акции и дать за это Белоруссии кредит. Наша цель - достичь более глубокого уровня кооперации, чтобы расширять и модернизировать производство, создавать рабочие места», - рассказал он в интервью газете [http://www.vremya.ru/ «Время новостей»].
«Европейцев интересуют сырьевые дела, они хотели бы выкупить нефтеперерабатывающие предприятия, чтобы покупать в России нефть и обеспечивать свой рынок нефтепродуктами. То же самое с калийными удобрениями, которыми европейские компании хотели бы сами заняться. Я не слышал, чтобы Евросоюз интересовался белорусскими предприятиями, которые производят промышленную продукцию и работают с большой добавленной стоимостью», - заявил Суриков. А вот интеграция с Россией, по его словам, – совсем другое дело. «Белоруссия была «задумана» как сборочный цех СССР, и российский рынок остается главным для ее промышленной продукции, поэтому российские компании заинтересованы в сохранении белорусских предприятий», - подчеркнул он.
Посол России в РБ также предостерег белорусские власти от ориентации исключительно на Запад: «Сомневаюсь, что белорусская сборка может уцелеть без рынка России. Ведь европейские рынки не готовы принять белорусские товары». «Москва поддерживает многовекторную политику Минска. Но получение Белоруссией помощи от Европы не должно привести к разрыву кооперационных связей с Россией», - объяснил Суриков. И предупредил: «Предприятиям Белоруссии и России надо вместе работать, чтобы Минск не столкнулся с теми же проблемами, что и балтийские страны. В результате интеграции с Европой они остались без промышленности и теперь в кризис ждут от европейцев финансовой помощи».
Вопрос о предоставлении Белоруссии кредита со стороны ЕС – вопрос в большей степени политический, чем экономический. И не факт, что Белоруссия получит запрашиваемые ею деньги, тем более что все решения в ЕС принимаются консенсусом, а не простым большинством голосов. И поэтому данное решение может быть заблокировано, к примеру, одной из стран Прибалтики, которые также рассчитывают на финансовую помощь от Евросоюза. Предоставление же еще одного кредита от МВФ также не выглядит делом решенным – ибо ему придется определить кредитоспособность белорусской экономики в условиях кризиса, а сделать это непросто. К тому же, даже если решение будет положительным, выделяемых средств все равно не хватит – как пояснил «Коммерсанту» руководитель научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, Минску на борьбу с кризисом нужно не менее $7 млрд. А значит, без помощи со стороны России не обойтись.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ох и прав Молокоед. 10 лет (и даже меньше) низких цен на углеводороды и Россия развалится как СССР. Ведь СССР развалился не в последнюю очередь из-за снижения поступления нефтедолларов. Вспомните пустые прилавки в магазинах. Это безумие вкладывать валюту в амер.экономику, чтобы закупать там "ножки Буша". Имея такие земельные и финансовые ресурсы и закупать продукты за рубежом! Если не знаете как, то поучитесь у белорусов. В 90-е годы они также ввозили амер. ноги. Сейчас только свои продукты. Почему Белоруссия не устанавливает таможенный контроль на границе с Россией. Да в принципе это и не нужно. Постепенно белорусские товары выигрывают конкуренцию у серого импорта, в первую очередь качеством, если не ценой. Еще недавно в бел.магазинах встречались российские продукты(напр.пельмени), но теперь их нет. Не выдержали конкуренции с белорусскими именно по качеству. Знаю, что пишу -доводилось пробовать и сравнивать.
Продолжение.
Россия н7а таможенной границе решает, что пропускать. С белорусской стороны, в полном соответствии с договорённостями, границы и проверок нет. Поэтому (повторяю) Белоруссия позволила России завоевать 70% рвнка пива. Это при наличии своего производства. Просто честная конкуренция. А Россия запрещает молоко, сазар и т.д. Это просто нечестная к4онкуренция. И хватит кричать, что все живут за счёт России. Сейчас дотации только на газ вместе со многимаи странами. Россия живёт только сырьём. 10 лет низких цен - голод будет
Так ведь Белорусия продаёт России по МИРОВЫМ ценам свою продукцию,а с/х продукция дотирована из Российских кредитов=========
Уважаемый Росич. Росс ия даёт кредиты под проценты, причём в 4 раза большие, чем МВФ и в 1,5 раза - чем Китай. Так Китай не запрещает пвспоряжаться своими Кредитами.
Да. Российскому правительству есть о чем подумать. Думать, а не ляпать, что попало отдельным чиновникам, к месту и не к месту, вовремя и не вовремя. У славян есть пословица: промолчи-за умного сойдешь.
Так ведь Белорусия продаёт России по МИРОВЫМ ценам свою продукцию,а с/х продукция дотирована из Российских кредитов.Это ,что же нашим салом нам же по мусалам? А кредиты ,кто отдавать будет? Внуки?Так они проклянут вас,предков или опять Россия списывать будет?Давайте по честному-утром деньги-вечером стулья.Да и политической поддержки не видно и что думать Российскому правительству?