Мертвые русские не дают покоя полякам

Когда поляки и их либерально настроенные единомышленники в России рассуждают о путях нормализации исторически сложных российско-польских отношений, то обычно говорят, что России нужно что-то изменить в своем сознании, что-то пересмотреть, переосмыслить, от чего-то избавиться, очиститься, покаяться… А мне вот интересно: а поляки что-то собираются переосмысливать и менять в своем сознании? Или там все настолько идеально, что остается только любоваться? Сильно сомневаюсь. Очередную пищу для сомнений в этом дает известие об очередном, уже вторичном осквернении памятника на могиле русских солдат в городке Оссуве близ Варшавы – тех солдат, что погибли на советско-польской войне 1919-1921 гг. В первый раз памятник был осквернен накануне церемонии своего открытия, намеченной на 15 августа этого года.
Памятник представляет собой православный крест и 22 вырастающих из-под земли гранитных штыка. «Здесь похоронено 22 солдата 235-го и 236-го стрелковых полков 79-й бригады Красной армии, павших в бою за Оссув 14 и 15 августа 1920 года» – гласит надпись на русском и польском языках на мемориальной плите, выполненная, к сожалению, с орфографическими и пунктуационными ошибками. Автором идеи установки памятника на месте обнаружения останков 22 павших красноармейцев был в свое время глава Совета охраны памяти борьбы и мученичества Анджей Кшиштоф Кунерт, а ее сторонником – тогдашний маршал Сейма, а ныне президент страны Бронислав Коморовский.
Естественно, нашлись и ярые противники этой идеи. «Коморовский ставит памятник захватчикам» – такова была реакция антироссийских сил в Польше на желание обустроить братскую могилу в Оссуве. «Почему за наши деньги строится кладбище для большевистских солдат? Тело каждого человека заслуживает посмертного уважения, но пусть за это уважение и кладбище платят россияне, а не мы!» – писал, к примеру, в своем блоге депутат парламента от партии «Право и Справедливость» Збигнев Гиржиньский. «Ошеломление и гнев – такие эмоции испытывают жители Оссува», «Жители протестовали против памятника», – вторила ему газета Nasz Dziennik.
Хотя на деле никакого гнева и протестов не было. Gazeta Wyborcza сообщает, что жители Оссува много лет подряд, в День всех святых, зажигали здесь лампады и сами помогли археологам найти место упокоения останков. «Я живу в Оссуве с рождения. Я знал, что они (останки. – Прим. авт.) там лежат, по рассказам родителей, – говорит местный житель Игнаций Рудницкий. – Когда археологи день, два, неделю не могли найти это место, я им показал. Они выкопали совершенно белые кости. И люди ходили, видели, что там лежат люди, а не собаки. И что должна быть могила». «Люди всегда знали, что здесь есть эта могила, – заявила, в свою очередь, глава города Гражина Венх. – Когда была большая вода, бывало, всплывали кости. Два года назад у меня состоялась первая встреча, пришли пожилые жители и историки. Люди спокойно поговорили, повспоминали, выпили кофе и мирно разошлись. Это не мы поднимаем шум на весь мир».
В итоге памятник все же установили. На церемонию его открытия был приглашен российский посол в Польше Александр Алексеев. Но открытие не состоялось. Какие-то отморозки разрисовали могилу красными звездами. А утром с криками «Позор!» и лозунгами «Польша горит!», «Платформа» (правящая партия. – Прим. авт.) продала Польшу!» у памятника появилась кучка протестующих против его установки, в т. ч. активисты упомянутой партии «Право и Справедливость».
Сколько, однако, истерики, политики и мерзости вокруг 22 мертвых русских солдат!.. Торжественная церемония, понятно, закончилась, не начавшись. «Мы чувствовали себя глупо, – рассказал сотрудник управы города Зеленка Петр Вышиньский. – Посол (России) отреагировал спокойно – он сказал: «Я понимаю» и уехал». (Несколько странная, на мой взгляд, реакция для официального российского представителя и гражданина России, пусть и дипломата. Чересчур спокойная и лаконичная.) Открытие памятника перенесли на неопределенный срок, по некоторой информации – на ноябрь этого года.
Но теперь и эта дата – под угрозой. Потому что могилу снова осквернили, на сей раз – надписями «Бронек, мы не простим тебе демонтаж креста», «Катынь-2010». «Бронек» – это президент Бронислав Коморовский. Несколько дней назад во исполнение совместного решения канцелярии президента, общественных организаций и Варшавской митрополии крест, установленный в центре польской столицы перед президентским дворцом в память о погибшем в авиакатастрофе под Смоленском Лехе Качиньском, был перенесен в более подходящее, по мнению властей, место – во внутреннюю часовню дворца. Идея переноса креста с самого начала вызвала резкое возмущение у части верующих поляков, что обернулось в августе в Варшаве их столкновениями с полицией. Тем не менее, крест был перенесен, а кто-то из несогласных с этим решением отомстил президенту, расписав могилу русских солдат в Оссуве. При чем здесь русские солдаты, погибшие в 1920 году? Да ни при чем. Просто повод удачный подвернулся еще раз плюнуть на могилу русских. Хотя тем, кто это делает, разумеется, поводы особо не нужны. Главное – желание.
«У меня нет слов, – комментирует Анджей Кшиштоф Кунерт. – Я скажу одно: мы не будем отступать перед хамством. Мы отчистим могилу от красной краски и устроим официальную церемонию открытия, точную дату я пока назвать не могу». «Мне просто по-человечески стыдно, – признается Петр Вышиньский из управы Зеленки, обнаруживший 20 сентября надписи. – Мы проинформировали прокуратуру. Произошедшее – обычная политика на могилах».
Добавлю от себя: обычная по отношению к могилам советских солдат в странах Восточной Европы, в т. ч. в Польше. Не повсеместная, конечно... У меня и в мыслях нет уподоблять русофобам и варварам всех поляков. Жители Оссува, люди, чьими стараниями там установлен памятник, массовое посещение поляками воинских кладбищ с зажжением свечей на могилах советских солдат 9 мая этого года, – лишь немногие примеры, показывающие, сколько в Польше порядочных людей. Но это, к сожалению, не отменяет и факта прижившейся в стране животной русофобии, самовыражающей себя и таким паскудным образом, как кладбищенский вандализм.
Это становится особенно понятно, если сравнить, к примеру, ситуацию в Оссуве с ситуацией вокруг мемориала польским офицерам, расстрелянным под Катынью. Оставлю в стороне дискуссии на тему «Гитлеровцами или энкавэдэшниками были расстреляны поляки?». Речь в данном случае о другом. Еще в советское время на этом месте были установлены стелы, католический крест. Теперь здесь – мемориал. Его не расписывают наскальными мерзостями, не устраивают шумных акций протеста, антипольских политических плясок на костях. Уважают здесь память о мертвых, одним словом.
И что происходит в Польше на могиле 22 русских солдат? 22 из порядка 25 000, погибших в Варшавском сражении! А всего, по данным российских источников, в ходе советско-польской войны сложило головы до 150 000 красноармейцев, 200 000 оказались в плену, из них около 80 000 погибли от голода, болезней, пыток и казней. Но и мертвыми они, спустя без малого сто лет, становятся жертвами издевательств польских русофобов. Как и мертвые красноармейцы, погибшие при освобождении Польши в Великой Отечественной войне. Так, 9 мая прошлого года неизвестные сожгли венки у обелиска на Мемориальном кладбище советских воинов в Варшаве, в результате чего пострадал и сам обелиск. Теперь надругательствам подвергается могила в Оссуве.
Что характерно, польская пресса называет погибших солдат «большевиками». Это то же самое, что называть захороненных в Катынском лесу не поляками, а «шляхтичами». Панове, погибшие в Оссуве, – не большевики, а русские солдаты, пусть и служившие в Красной армии. Что они делали на польской территории? Да то же, что солдаты Пилсудского делали в Киеве и Минске, освобожденными затем Красной армией. И как можно сегодня говорить о примирении и одновременно не находить в себе сил для примирения даже с мертвыми? А памятник в Оссуве, по замыслу польской стороны, должен стать именно символом примирения россиян и поляков. Впрочем, не только символом примирения, но и «символом совместных раздумий над судьбами польского и российского народов, пострадавших от коммунизма». Т. е. примирение примирением, но русским воленс-ноленс отводится в этих отношениях роль палача, а полякам – роль жертвы. Как ни крути и ни формулируй.
При этом поляков не просто тронула, но изумила, поразила, ошеломила реакция россиян – и простых, и высокопоставленных – на авиакатастрофу под Смоленском. Многие поляки и на воинские кладбища-то пошли 9 мая в знак благодарности за ту реакцию россиян. А реакция ведь была абсолютно нормальная, человеческая; реакция сострадания, которое всегда было присуще русским, даже по отношению к тем, кто был их историческим врагом. Чему ж тут поражаться? Но поляки поразились. Надо же – русские, а так полякам соболезнуют! А поляки бы в аналогичной ситуации поступили иначе? Ну, тогда им надо что-то делать с собой, со своими мыслями, чувствами, представлениями о жизни. Срочно. Вместо того, чтобы «лечить» соседа, не лучше ли заняться собственным самочувствием? Иначе примирение так и останется красивой химерой.
Комментарии читателей Оставить комментарий
хочу еще шоу с польскими самолетами
Два года назад на 22 июня мы с представительной делегацией пошли на наше кладбище во Вроцлаве. То что мы увидели, было очень печально. Все загажено и заплевано. Улица, на которой кладбище, ранее называлась ул.Красной Армии.
Теперь, ул. Армии Крайовей, которой в 1945г. в окрестностях Бреслау и близко не сидело. Мы посмтотрели на это и сказали польским друзьям из на самом деле больших ученых: ну, бывает, в конце концов, и на наших кладбищах отморозки гадят, для утешения. Это крепко задело польскую сторону (ученых не историков, а из настоящей науки. после этого они написали письмо Президенту города, где высказали свое возмущение. На ( ьая я был на кладбище. Идеальный порядок, все убрано, на каждой могиле свечи. Работают уборщики и везде видеокамеры. Я был инициатором этой экскурсии, и думаю, что я сделал хорошее дело, моим польским друзьям было стыдно за своих соотечественников, и они поправили ситуацию. В целом люди моего возраста еще понимают прошлое. Вот с молодежью-хуже.Сванидзе !
В городке Оссуве вновь осквернен памятник на могиле погибших русских солдат..///
Предлагаю по этому поводу теперь спикерам обеих палат съездить в Катынь и поклониться праху, безвинно убиенным злостными головорезами из НКВД, по приказу не менее злостного людоеда Сталина, польским офицерам!
Чем не "примирительный" жест, на столь же "примирительный" с польской стороны!
Каждый выбирает себе противника по силе. Если борешься со слабым, то сам им становишся. Вместо того, чтобы воевать с мёртвыми, лучше б подумали о живых.
С чево бы им меняться,после сотен лет ненависти.