Председатель Комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев в интервью порталу «Фонтанка.Ру» рассказал о том, почему с Северного Кавказа в другие регионы годами текут реки дешевой водки: «В свое время мне пришлось вырабатывать программу по наведению порядка в сфере оборота и производства алкоголя и реализовывать ее в жизнь в масштабах страны. В этом плане Северо-Кавказский регион - хороший пример. В то время только в одной Северной Осетии было около ста нелегальных заводов по производству алкоголя!.. Тогда мы сочли возможным взять в союзники глав субъектов Федерации: договорились с ними, что 50% средств от легализации теневого крепкого алкоголя будут уходить в бюджеты их регионов, а 50% - в федеральный бюджет; а прибыль от легализации слабоалкогольных напитков будет уходить в бюджеты республик вообще в размере всех 100%. А если бы мы эти сто осетинских заводов просто закрыли, то люди там начали бы голодать. Да, это была теневая экономика, но - экономика!»
Баба Клава комментирует:
- Уж не знаю, изучают ли такого рода экономические зигзаги где-нибудь в Высшей школе экономики. Но, если честно, от них оторопь берет. Да, конечно, Северный Кавказ – неспокойный регион, энто мы уже твердо вызубрили. Значитца, пока в Чечне бурлило, требовалось как-то стабилизировать соседние регионы. Народ там простой, многие живут по понятиям, оружием чуть ли не на базарах торгуют. Нет возможности заработать на прокорм большой семьи – в крайнем случае можно попробовать отнять…
Энто я по-простому рассуждаю, как обыватель. Экономисты, может, меня поправят, а правда такова, что мужчина, который не может содержать семью, теряет авторитет в глазах окружающих. То есть имеется опасность «эксцессов с огоньком». Ну и придумали, чем огнетушители заправить: водкой. Пущай, дескать, винокурят, сколько душе угодно, лишь бы сыты были.
Вот энто я понимаю: государственно-экономический подход! Водку, ясен перец, должны были пить не кавказцы (они ее вообще не пьют), а мы. К этому времени дешевая водка оттедова уже развозилась по всей стране. Сам Васильев сказал в интервью, что аланская «проклятая» на Камчатке стоила дешевше, чем московская – в Москве. А я помню, как депутат Госдумы от Чукотки (сталбыть коллега Васильева) рассказывал, что чукчам это копеечное кавказское пойло везли караваном на санях и пили ее все: от детей до взрослых. Чуть ли не мор был, пока Абрамович не ввел строгие санкции.
Ну, а когда теневую водочную экономику на Северном Кавказе легализовали, небось, и заводские мощности увеличили. Тепереча тамошнюю водку эксперты обнаруживают даже в солидных московских супермаркетах. Но вот я читаю на сайте Республики Алания: «Доля отдельных видов продукции, производимых в Республике Северная Осетия-Алания, в общероссийском выпуске промышленной продукции в 2008 году составила: …водка - 2,9 процента, вина шампанские - 24,2 процента…».
Что тут скажешь? Или экономические оглобли, после того, как вся страна, усиленно эксплуатируя печень, помогала аланским братьям выжить, повернули в другую сторону, или аланское водочное море – на самом деле капля в океане производимого в стране алкоголя и пора по-настоящему разобраться с «пьяным сектором». А может быть – даже страшно подумать! – тамошняя водка так и не вышла из тени, и, значит, пили ее зря: в бюджеты ничего не поступало?!
В общем, нагородил нам господин Васильев загадок.… Не то чтобы без пол-литра не разберешься – разберутся, кто захочет. Но все-таки: не преступно ли это: спаивать одну часть российского населения, чтобы спасти другую?