«Насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством!»

После Светлого Христова Воскресения христиане вступают в очередную седмицу – Светлую. Из самого ее названия несложно определить, что вся она проникнута радостью за воскресшего Спасителя. Это – неделя радости в самом исконном христианском понимании.
В противовес Страстной седмице, когда каждый день недели приобретал приставку «страстной», на этой неделе все дни – «светлые». О том, как следует проживать эту пасхальную неделю, наиболее кратко в своем «Огласительном слове на Пасху» сказал святитель Иоанн Златоуст: «Кто благочестив и боголюбив – насладись ныне сим прекрасным и радостным торжеством!.. Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!».
В свою очередь, 66-е правило Шестого Вселенского собора конкретизирует: «От святого дня Воскресения Христа Бога нашего до следующего воскресного дня всю неделю верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмах, и пении, и песнях духовных, радуясь и торжествуя во Христе, и внимая чтению Божественных Писаний, и наслаждаясь Святыми Тайнами». Здесь кто-то может усмотреть неустранимое, казалось бы, противоречие. Правило наставляет ежедневно причащаться, что подразумевает для добросовестного христианина кропотливую предшествующую работу – пост, исповедь и чтение молитвенного правила. Но никакого поста на Светлой седмице нет, и веселье с подготовкой к причастию вроде совсем не сочетается.
Однако, по словам председателя Комиссии по церковной социальной деятельности, протоиерея Аркадия Шатова, на Светлой седмице действует особое краткое пасхальное молитвенное правило. Также короче становятся Часы и Вечерня: так было намеренно установлено церковной властью, чтобы христианам еще легче и радостнее было ходить в храмы каждый день. «Поститься в эти дни не обязательно, потому что мы постились уже весь Великий пост пред этим», – отметил протоиерей Аркадий Шатов в интервью порталу Miloserdie.Ru. При этом он особо отметил, что столь частое причастие на Светлой седмице – это награда всем добросовестно постившимся. «Для чего мы постились 40 дней Великого поста, а потом еще Страстную седмицу? Именно для того, чтобы на Пасху причащаться. Перед причастием в эти дни читаются молитвы к причастию (без псалмов), канон к причастию и канон Пасхи вместо всех других канонов».
Проще, со слов протоиерея Аркадия Шатова, обстоят дела и с исповедью. «У разных священников – разная практика. Кто-то читает только разрешительную молитву, кто-то разрешает причащаться в первый день после Пасхи без исповеди», – отметил он.
После строгих дней Великого поста и Страстной седмицы очень легко, узнав о наступившей «вольнице», впасть в другую крайность – безудержного веселья и загула. От этого протоиерей Аркадий Шатов предостерегает особенно. «Светлая седмица – это не время загула. Нельзя пускаться во все тяжкие, проводить время в кино, театре, книги запоем читать, есть чрезмерно; супруги в это время воздерживаются от супружеского общения. Пасха – это радость Царствия Небесного. В Царствии Небесном мы не будем кушать мясо, ходить в кино, не будем читать детективные книжки, не будем играть в компьютерные игры, но там радости будет больше, чем здесь, на земле! Святые ради этой радости уходили от мира», – отметил протоиерей в интервью «Милосердию».
В качестве примера обретения истинной христианской благодати Аркадий Шатов привел подвиг преподобного Сергия Радонежского, который ушел в лес и обрел там совершенную радость, которая многократно превысила все земные радости вместе взятые – радость пребывания в Духе Святом. «К этой радости мы должны постараться приобщиться в Светлую седмицу», – заключил протоиерей.
Но пока что в эти дни простым смертным и грешным, не готовым обрести «совершенную радость», можно и нужно будет испытать радости вполне земные, описанные в вековых традициях отмечания Пасхи. Это походы друг к другу в гости, обмен подарками, слушание перезвона церковных колоколов. К слову, в эти дни позвонить в церковный колокол разрешат любому желающему. Разумеется, все это не отменяет и безусловной для христианина радости участия в крестных ходах, которые проводятся каждый день седмицы.
И нельзя, конечно, забыть еще об одной радости, которая прекрасно сочетает земное и небесное: это бракосочетание на «Красную горку», которая начинается на седьмой день пасхальной недели и в этом году выпадает на 1 мая. Кстати, еще одно испытание силы веры: что окажется сильнее – вера в Христа или в суеверии о якобы неудачных «майских» свадьбах.
Комментарии читателей Оставить комментарий