«Первый год Патриарха Кирилла»

Однако Патриарх Кирилл - не только «говорящий Патриарх»: он еще и делающий, «действенный Патриарх»

Мы по привычке соизмеряем свой и чужой пути с календарными датами. Жизнь земная коротка, годы мелькают все быстрей. Год – это много или мало? В современной быстротекущей жизни, посреди новейших информационных технологий, меж мелькающих событий временной интервал в год становится, пожалуй, огромным отрезком, вмещающим немало. Особенно если это – год в жизни Патриарха.

Вспомним, как немногим более года назад сердца православных, по утрате Патриарха Алексия II, были в смятении и скорби, как беспокоили нас два месяца тревоги и надежд, ожидания выбора, порою и острой полемики при выдвижении и обсуждении кандидатур на Патриарший престол нашей Церкви.

Господь все устроил: 1 февраля 2009 г. новым Патриархом Московским и всея Руси стал митрополит Кирилл, и тройное «Аксиос!» («Достоин!») прозвучало под сводами храма Христа Спасителя, а потом эхом раскатилось по всей Руси великой, по всем мировым Православным пределам.

Восхищает в нашем Патриархе умение открыто идти навстречу людям, любой аудитории – в храме, на улице или в телестудии, говорить с ней, побуждать внимать, покорять сердца, убеждать. А ведь это – не просто словеса, как водится у многих в нынешние времена болтовни в информационных студиях. Нет, у Патриарха это – всегда выношенная, с сердечным включением горячая проповедь, «страстно поднятый перст».

Недавно Патриарх замечательно высказался в телеинтервью: мол, если мы знаем о спасении, почему мы должны молчать, почему должны помалкивать в своих храмах? Если мы знаем Христа, мы должны Его исповедовать.

Однако Патриарх Кирилл – не только «говорящий Патриарх»: он еще и делающий, «действенный Патриарх».

Уже 7 февраля 2009 г. состоялся визит Святейшего Кирилла в Смоленск, первый визит Святейшего в Смоленскую епархию – в качестве Предстоятеля Русской православной церкви. Первенство понятное: ведь до избрания на Патриарший престол владыка Кирилл в течение почти 25 лет возглавлял эту епархию. Там, на Смоленщине, отвечая на вопрос журналистов о целях и задачах, которые стоят в нынешних условиях перед Церковью, Святейший подчеркнул, что тут нет ничего революционно нового: «Самое главное – Церковь, которая является душой и совестью своего народа, должна всегда такой оставаться, должна иметь реальный духовный авторитет, быть опорой своего народа и в радостях, и в скорбях. А для этого нужно, чтобы слово Церкви отзывалось в сердцах. Если слово ее будет отзываться в сердцах все большего числа людей, то совсем другой станет наша жизнь. Вот это и есть главная, стратегическая цель».

Патриарх Кирилл выделяет особую значимость своего визита на Украину летом 2009 года: «Святая Русь – это не умозрительное понятие и не просто часть нашей истории. Это – и наша современность. Хотел бы особо отметить роль Украинской православной церкви, которая, несмотря на активную деятельность недругов церковного единства, успешно совершает свое спасительное служение, являясь подлинной Церковью народа Украины и в то же время сохраняя духовное единство со всей полнотой Русской православной церкви».

Патриарх, находясь тогда на Украине, высказался фактически по всем актуальным вопросам современности, коснувшись чуть ли не всех сторон человеческого бытия – от личностно-нравственных до геополитических. И действительно, тогда сформировалось и окрепло устойчивое, духоподъемное и жизнеутверждающее чувство: прямо перед нами, для всей украинской паствы и для тех, кто не воцерковлен, но считает себя принадлежащим к Русской цивилизации, – рядом с нами, на украинской земле, НАШ ПАТРИАРХ! Украинские, да и российские политики высшего эшелона об этом не говорят. Но Патриарх внятно и отчетливо выговорил то, что лежит на сердце у многих соотечественников большой Руси, самоопределяющихся в русле Русской цивилизации, вне зависимости от всяческих границ, в т. ч. государственных.

«Наше единство, – сказал он в своей речи, подводящей итог истекшему году патриаршего служения, – должно простираться поверх государственных границ и политических разделений, социальных, возрастных, культурных и иных человеческих различий. Русская Церковь – это не только Церковь Российской Федерации, и даже не только исторической Руси. Попечение нашей Церкви о ее верных чадах сегодня простирается на многие страны. Россия, Украина, Беларусь и Молдова являются ныне ядром обширного пространства нашей общей цивилизации, берущей начало в Днепровской купели святого равноапостольного князя Владимира».

Так – уверенно, внятно, трезво, но и возвышающе – может говорить только духовный вождь Русского мира. И именно таковым мы сразу ощутили Патриарха Кирилла.

Патриарх говорил о том, что Русская цивилизация располагает и потенциями, и уже накопленным достоянием такого духовного и интеллектуального уровня; что нам нет необходимости стоять у дверей Европы с протянутой рукой; что мы сами можем предложить идеи будущей жизни человечества, что Западу следовало бы пересмотреть свои взгляды на восточнославянский мир и перейти от патерналистского похода к равноправно-партнерскому. «Я отнюдь не выступаю против западного мира – я хорошо знаю Запад и жил на Западе, – подчеркнул Святейший. – Но почему в диалоге с западным миром мы с легкостью принимаем роль ведомого? Какие же ценности предлагают нам? Что такое уникальное говорит нам сегодня эта богатая цивилизация? Почему мы с легкостью отдаем свое первородство? Мы готовы вступать в объединенную Европу, в любую другую Европу. Мы туда вступаем, чтобы получить идеи? Чтобы получить прививку некоего правильного образа жизни? Мы вступаем туда для того, чтобы сытно есть, мы вступаем туда ради желудка и кармана? Наверное, это тоже неплохо, но тогда давайте принесем туда свои ценности, только я не уверен, что там будут готовы наши ценности принять. Но вступать в качестве ведомых, теряя свое духовное первородство, отказываясь от своего трагического, но уникального, ни с чем не сравнимого опыта – у меня это вызывает большие сомнения. Я думаю, что наше единство – единство духовного пространства Святой Руси, исторической Руси, – это огромной силы цивилизационный проект, и он не предназначен для того, чтобы быть ведомым. Он предназначен для того, чтобы генерировать идеи, и это сейчас происходит; он предназначен для того, чтобы бросать мировоззренческие вызовы, на которые другим потребуется ответить».

Четко и спокойно Патриарх публично поставил на место Виктора Ющенко, в очередной раз «высунувшегося» с навязчивой идеей «поместной украинской церкви». «Такая Церковь на Украине уже есть, г-н президент, – сказал Патриарх Кирилл. – Это – каноническая Украинская православная церковь!»

В завершение украинской темы отметим: мы понимаем, что сегодня Украина превратилась в передовую линию русского фронта. И это – не аллегорическая фигура, а духовная реальность. Отсюда – и значимость нашего совместного духовного стояния на Украине.

Всем памятны высказывания и размышления Патриарха не только о церковных («необходимость возгревать дар общецерковного единства, укрепляя сотрудничество епархий, развивая взаимное общение между различными частями Русской православной церкви»), но и о молодежных, армейских, образовательных и иных многоразличных проблемах. Отметим и внимание Патриарха к таким средствам информации, как телевидение, радио, Интернет. Современная жизнь перенасыщена, пронизана информационными потоками. Живое слово пастыря, с одной стороны, оказывается прямо спасительным для тех, кто готов ему внимать, с другой – оно выполняет функцию вытеснения врага. И если, по исполняющемуся пророчеству преп. Лаврентия Черниговского, в дома современных людей диавол заходит через домашние мониторы («диавол придет в новостях; многие скажут: де, мы хотим слушать и узнавать новости»), то нам как раз следует немало потрудиться, чтобы выдавить из эфира вражеское, и Патриарх тут – наш ведущий.

Да, отмечают пастыри и прихожане, «за прошедший год заметно усилился авторитет Церкви в обществе»; «Церковь стала активной и в области образования, благодаря чему появилась реальная возможность преподавания в школах предмета «Основы православной культуры»; «церковная жизнь стала гораздо более динамичной, многие люди увидели новые возможности для раскрытия своих Богом данных талантов, для того, чтобы осуществлять свои надежды, реализовывать давно копившиеся инициативы; в первую очередь это касается миссионерской, молодежной, информационной работы, деятельности православных общественных организаций, совместных церковно-государственных трудов». Отмечены и «прорывные решения в области церковно-государственного диалога, которые были приняты во многом благодаря мудрости, мирному духу и знанию мирового опыта, свойственным Святейшему, а также благодаря его добрым отношениям с государственными руководителями не только России, но и многих других стран».

''«Патриарх Кирилл будет добрым кормчим»'', – заметил сразу по интронизации нового Патриарха архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий. Видим, что будущее время глагола «будет» за год патриаршего служения утвердительно превращается в реальность – «есть».

«У нас нет времени на раскачку, ибо жизнь скоротечна. У нас нет возможности составлять «наброски и черновики» страниц общецерковной летописи, ибо мы призваны служить и действовать именно в эту историческую эпоху и на том месте, которое каждому определил Основатель Церкви и Пастыреначальник – Господь наш Иисус Христос», – говорит Патриарх Кирилл.

Комментарии читателей
19.02.2010, 18:22
Гость: Федос

Марин, если ты ходишь в церковь на службу, то там каждый раз, на всякой службе молятся за наши власти, будь то это советская власть, ельцинская, нынешняя. Если мы хотим, чтобы церковь делами направляла власти, давайте сами дадим эти полномочия. Депутатов, президента избрали не марсиане, а наши с вами сограждане. Достоинство правительства равняется достоинству его избравших, т.е. народа. Церковь делает, что может.
Православному. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, знаешь пословицу? И потом, бог пришел сначала иудеям, помнишь место в Евангелии, когда женщина, не иудейка, просила исцелить ребенка и говорила Христу, что и собаки подбирают упавшее со стола хозяев, не помню точно.

15.02.2010, 09:46
Гость: марин

...Церковь добилась от государства возможности преподавать в школах "Основы православной культуры", получила разрешение на постоянное присутствие в воинских частях, получила возможность забрать у государства ещё несколько весомых участков земли вместе с историческимит зданиями - в обмен на что? В обмен на ненавязчивые оправдания проолигархической и антинародной политики верховной власти? Все свои благородные порывы патриарх постепенно превращает в скромненький "междусобойчик" между церковью и отдельной группой политиков. Некие лица в гос.руководстве реально "сдают" страну, а церковь благостно вздыхает и возносит осанну "потенции Русской цивилизации".... Развалится страна - и от церкви ничего не останется....

15.02.2010, 09:33
Гость: православный

Статья очень сильно отражает культ личности
Кирилла,лицемерие и рабское заискивание.
А вот почему на крестах Храма Христа Спасителя
в Москве шестиконечные звезды-ответа до сих пор никто не дает.Неудачная статья.

]]>
Загрузка...
]]>
]]>
Загрузка...
]]>
]]>]]>
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.
При полном или частичном использовании редакционных материалов активная, индексируемая гиперссылка на km.ru обязательна!
Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.
Карта сайта
Если Вы хотите дать нам совет, как улучшить сайт, это можно сделать здесь.