Под Киргизию заложили парламентскую бомбу

Правительство Розы Отунбаевой пытается выпустить накопившийся в обществе революционно-анархический «пар» в «свисток» административных преобразований.
В минувшие выходные в Киргизии состоялось голосование за новую Конституцию, которое прошло по горячим следам кровавых межэтнических столкновений на юге республики. В результате большая часть тех граждан, которые не побоялись явиться на избирательные участки (общая явка избирателей составила около 67,5%), видимо, решила, что «дальше так жить нельзя», и по принципу «от противного» проголосовала за принятие новой киргизской Конституции.
В соответствии с ней Киргизия преобразуется из президентской республики в республику парламентскую. Это предложение поддержали более половины из пришедших на голосование 1,9 млн киргизских граждан. По замыслу киргизских реформаторов, из временной администрации Отунбаевой новая форма правления в большей степени отвечает демократическим устремлениям киргизского народа и гарантирует общество от установления новой диктатуры бакиевского типа.
Не в последнюю очередь мотивацией для конституционных изменений в Киргизии стало то, что они позволяют г-же Отунбаевой (имеющей после недавних событий политический рейтинг, стремящийся к нулю) и ее кабинету закрепить свои позиции во власти. Дело в том, что, согласно процедуре референдума, голосуя «за», граждане Киргизии автоматически также соглашались наделить Отунбаеву президентскими полномочиями до 31 декабря 2011 года, на что при других обстоятельствах она вряд ли могла рассчитывать.
Впрочем, нынешним властям Киргизии можно было бы простить эту небольшую политтехнологическую уловку, если бы затеянные ими конституционные изменения действительно способствовали официально заявленной цели – стабилизации политической жизни в стране. Однако большинство комментаторов оценивают такие перспективы весьма скептически. Во всяком случае, опыт функционирования парламентских республик на постсоветском пространстве (в этой связи можно вспомнить постмайданную Украину или продолжающийся больше года политический кризис в Молдавии) не дает Киргизии особых оснований надеяться на лучшее. Даже в устоявшихся западных демократиях парламентская форма правления часто приводит к министерской чехарде в правительстве и парламентским кризисам. Учитывая же охлократический менталитет политических элит Киргизии, которые рутинным переговорным процессам в стенах парламента предпочитают периодически проводить уличную мобилизацию масс для предъявления своим оппонентам более «зубодробительных» аргументов, в позитивный потенциал реформированной киргизской Конституции верится с трудом.
'''Жизнеспособность новой формы правления в Киргизии оценивает главный редактор журнала «Проблемы национальной стратегии» Аждар Куртов:'''
– В Киргизии не в первый раз меняется власть. И мы не в первый раз слышим от нового руководства, что оно «будет следовать демократическим традициям» и «строго соблюдать демократические процедуры», в т. ч. при проведении избирательных кампаний и всенародных голосований. Так было и при Аскаре Акаеве, и при Курманбеке Бакиеве, когда выборы и референдумы проводились неоднократно. Временное правительство следует тем же путем, причем я полагаю, что и результаты будут примерно такими же. На самом деле меняется форма, а содержание остается прежним.
Администрация Розы Отунбаевой поставила перед собой цель: во что бы то ни стало провести референдум. Ему требовалась легитимность даже несмотря на то, что условия проведения референдума были, мягко говоря, не блестящими. Начнем с того, что конфликт, происшедший на юге республики, продемонстрировал полную беспомощность временного правительства. Конечно, в этнонациональных конфликтах виноватой бывает редко только одна сторона. Тем не менее, именно временное правительство располагало властью, и оно должно было предотвратить сползание к кровавым событиям. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что часть силовиков, вопреки присяге, отдавали свое оружие одной из противоборствующих сторон – вместо того, чтобы защищать мирное население. А некоторые свидетели даже утверждают, что силовики вообще принимали участие в погромах. В таких условиях нужно было провести расследование происшедшего и найти виновных – вместо того, чтобы проводить всенародное голосование еще до того, как захоронены все трупы. Референдум – это не только день голосования, когда люди приходят на избирательный участок. Это еще и возможность свободно дискутировать, обсуждать и всесторонне рассматривать вынесенные на референдум вопросы. А такой возможности многие граждане Киргизии были, попросту говоря, лишены. Когда идет резня, о какой нормальной дискуссии может идти речь?! Люди ведь боялись выйти из своего жилища, даже чтобы купить необходимые продукты питания…
Объем президентских полномочий Отунбаевой полностью не решен. Пока нет парламента, ее полномочия очень велики: она ведь одновременно является главой временного правительства. Парламентские выборы должны пройти лишь осенью, причем не факт, что они пройдут нормально и вообще состоятся. Потому что развитие событий в Киргизии отличается непредсказуемостью. Если же парламент выберет новое легитимное правительство, полномочия президента действительно будут урезаны, но об этом сегодня говорить еще рано. Внедряемая парламентская схема правления может дать сбой уже в этом году, если избранный парламент не сможет сформировать полноценную исполнительную власть. Как известно, кабинет министров в рамках парламентской республики формируется путем достаточно сложных переговоров между основными силами. Это предполагает более высокий уровень политической культуры. Кроме того, для этого нужна идеологически зрелая и устоявшаяся партийная система. А в Киргизии – какая-то кошмарная многопартийность. Здесь – более 100 политических партий, очень часто маленьких и образованных на земляческой (этнической) основе. Так что киргизским политикам будет очень сложно договориться в стенах парламента. Одно дело, когда консенсус ищут партии, относительно близкие по политическим и идеологическим воззрениям, и другое, когда предстоит договориться людям, которые будут просто выторговывать для себя посты. А чуть что – будут выходить из коалиции, ставя под угрозу существование дееспособного правительства, ввергая страну в череду бесконечного политического противостояния.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Скажите мне пжлст, в настоящее время комментарии модерируются или нет? Я читал, что нет. А вот мой коммент почему-то не прошел.
Беспорядки и гражданские войны будут периодически продолжаться в среднеазиатских постсоветских "независимых" республиках до тех пор, пока они не будут окончательно поделены между сильных мира сего государств. Cамостоятельность и независимость, дни провозглашения которых с маниакальным упорством продолжают ежегодно праздновать правящие кланы в этих республиках, как и следовало понимать ещё в 1991году, оказались на деле подлым горбачёвско-ельцинским обманом народов республик Средней Азии. И не только их.
Верю в Розу и в мудрость народа
А другого выхода там нет
Организовать в стране "с нуля" работу парламента - это хороших бюджетных денег стоит. Вот, уж, будет, что пилить!
Парламентская республика? Представляю, какой мордобой будет в парламенте при решении тех или иных вопросов.