]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Понял, что мое место в Православной церкви…»

15:22 26.11.2008

Люди без капли русской крови обрели веру в Русской православной церкви

Люди без капли русской крови, без каких-либо исторических связей с нашей страной - настоящие англичане, американцы, французы - обрели веру в Русской православной церкви. Конечно, их немного. «Известия» решили выяснить: какова она, чужеземная дорога к храму?

'''Алатырская аномалия'''

До столицы Чувашии двести километров, до ближайшей железнодорожной станции - девяносто. По очень плохой дороге. На окраине деревянные домики, ближе к центру этажность повышается. Алатырь для человека пришлого - типичная наша глухомань. А в жизни городок превращается в международный центр православия!

В покосившемся бревенчатом бараке раньше располагалось психиатрическое отделение местной больницы. На одной из дверей надпись «палата № 5» (шестого номера нет). Теперь здание принадлежит приходу церкви Иверской иконы Божией Матери. Настоятель тут француз, игумен Василий (Паскье).

В трапезной девочка Маша делает уроки, а за соседним столом Джон Стифф из Чикаго (он только недавно закончил университет) и его девушка, студентка Лайла Умхау, рассказывают, как приняли православие и почему оказались так далеко от Америки и благ цивилизации.

- Здесь живет Руфь, англичанка, школьная учительница. Сейчас уехала в отпуск. Она работала с моими родителями, - говорит Джон. - Я приехал по ее совету, хотел больше узнать о православии. Месяц назад крестился.

Руфь была сотрудницей протестантской организации. В Россию приехала проповедовать свою веру, а в результате стала православной. «В Алатырь она перебралась из Чебоксар, потому что на французском ей исповедоваться легче, чем на русском. А я же француз», - объясняет игумен Василий.

Родители Джона тоже протестантские миссионеры. С 1991 года живут в Москве, но продолжают дружить с Руфью и от сына не отреклись. «Но разговоры были серьезные», - заметил Джон.

А вот с Лайлой у него религиозных разногласий нет. Мисс Умхау крестилась в один день с Джоном, но в Америке, в церкви Антиохийского патриархата (одна из православных церквей, резиденция патриарха находится в Дамаске. – Прим. автора).

В Алатыре Джон поет на клиросе, безвозмездно учит школьников английскому и игре на гитаре и намерен так провести год. Небольшую сумму он скопил в Чикаго, а расходов в России немного. Комнату ему бесплатно выделила одна из прихожанок. А питается в приходской трапезной. Тоже бесплатно. Провинциальная жизнь Джону нравится: «Бабушки продают свежее молоко, пирожки... Я всю жизнь жил в больших городах, а здесь никто не торопится». Даже отключения горячей воды его не раздражают: «Ну да. Надо греть в кувшине на печи... Нет, не печь... Плита, газовая плита».

- Протестантские церкви стали слишком удобным местом. Они как приятное шоу, - объясняет Джон. - А люди ищут более серьезного, более требовательного. Православие же очень сурово. Сейчас многие в Америке выбирают между православием и католичеством.

Для Джона и Лайлы православие оказалось ближе - оба в университете изучали русскую литературу.

- А еще протестанты отходят от христианских традиций. Теперь женщина может стать пастором, - добавляет Джон, пытаясь объяснить свое решение.

Странный он, господин Стифф. В Америке не очень-то выскажешься против равноправия женщин. К тому же в присутствии своей девушки! Может, он и к правам геев относится скептически?

- Геи - это грех. И на Западе так тоже многие думают, - отвечает Джон. - Но свобода важна. Истину могут найти только свободные...

- Церковь выступает за запрет гей-парадов.

- Как член Церкви, я обязан подчиняться. У нас, в США, люди религиозно свободны, идут куда хотят. Получается безнравственное общество. В России же есть религиозный авторитет, но я боюсь его усиления. Я учусь, я еще ищу свое место в Церкви. Но принимать все, не думая, опасно.

Очевидно, привитый с детства американский взгляд на права человека, на его свободу, на политическую корректность не вполне совпадает с позицией Русской православной церкви. А Джон Стифф пытается совместить одно с другим: истины давно затверженные и новые.

Лайла говорит по-русски хуже, чем Джон. Но пытается помочь ему ответить на мои вопросы:

- В любой религии много политики, много человеческого, - рассуждает она, - но в протестантизме, если не нравятся взгляды людей, вы просто создаете свою церковь. А в православии остаются и борются с тем самым нехорошим, с человеческим, с греховным, в том числе и в политике.

'''Кому мсье, а нам - батюшка'''

Пятидесятилетний игумен Василий (Паскье), крестивший Джона, встретил меня с лопатой в руках. Он помогал своим прихожанам чистить снег. В тот день его выпало очень много. Впрочем, к физическому труду отцу Василию не привыкать. Еще подростком работал он на ферме, окончил сельскохозяйственный техникум. А в 22 года стал монахом католического монастыря в Иерусалиме.

То, что батюшка - человек любопытный, мне стало ясно во время обеда. Отец Василий рассказывал, как, еще будучи католиком, однажды отправился в Иерусалиме на иудейский праздник Симха-Тора (День дарования Торы):

- Я крест спрятал в нагрудный карман, волосы под шапку убрал, чтобы «хвост» виден не был. Они все в черном, я - в черном. Смотрю, как они танцуют со свитком Торы. Красиво. Свиток передают друг другу. И тут мне передали. А я и не знаю, как танцевать. Тут-то они поняли, что я не раввин... Закричали!

- А зачем вы туда пошли, батюшка?

- Так ведь интересно! Я ходил познакомиться и к еврейскому каллиграфу, который пишет на пергаменте Тору.

Но православие интересовало отца Василия гораздо больше, чем иудаизм. Он регулярно посещал службы и встречался с православными священнослужителями, несмотря на недовольство монастырского начальства. И в конце концов почувствовал себя православным. Как? Выбор объясняет: «Просто понял, что мое место в православной церкви. Мне это стало ясно. Как волхвы поняли, что должны пойти и поклониться младенцу Иисусу? Поняли, что такова воля Бога. Он ведет человека». В 1993 году отец Василий покинул монастырь, вернулся во Францию, а уж оттуда отправился в Россию. В 1994-м был отправлен настоятелем храма в чувашскую деревню, а через два года его перевели в Алатырь. Как и большинство приходских священников, получил полуразрушенный храм. За 12 лет восстановил. И с гордостью показывает мне:

- Полы мраморные. Хотели делать паркет, но я подумал: много людей приходят, потом мыть тяжело. Сам ездил на карьер, выбирал, чтобы дешевле вышло.

- А потолки расписывать будете?

Игумен Василий хитро глянул, протянул открытые ладони ко мне: «Пожертвуйте, распишем». И, стерев улыбку с лица, вздохнул: «Дорого. Но будем».

Задавать иностранцам вопрос о непростом российском быте - традиция. Вот и я не удержался. Что ответит монах? Разумеется, он напомнил и о терпении, и воле Божьей. Но этим не ограничился: «Работать надо. Нет воды - вырой колодец. Будет вода. Поставь насос, проведи трубу. Будет вода в доме». Игумен так и сделал. Во дворе храма выкопан колодец. А трубу проложили после конфликта с местными жителями. В городе произошла авария, и жители близлежащих домов пошли с ведрами к отцу Василию. Но напоить всех страждущих игумен не мог: «Все бы вычерпали, а мне на следующий день бетон лить, нужна вода. Я колодец закрыл. Они замок сломали, ведро уронили и еще ругались: «Вода не ваша, вам ее Бог дал». Теперь из колодца просто так не зачерпнешь. Впрочем, ссоры все равно случаются. В городе семь храмов, но не во всех позаботились на Крещение запастись водой. И те, кому не хватило, толпой пришли к отцу Василию: «Они даже меня к нашим бочкам не пускали! Толкали!»

Отец Василий прочно осел в России, даже стал российским гражданином. Выступает за запрет абортов даже по медицинским показаниям: «Разве врачи - пророки? Разве они знают волю Божью?» Либералов на дух не переносит, называет не иначе как уродами.

- «Единая Россия» лучше?

- Одному начальнику из этой партии я сказал недавно: «Я за вас голосовал, но смотрите - не загордитесь, еще много чего делать надо».

'''Из Оксфорда - в Андреевский монастырь'''

Отец Христофор Хилл - англичанин. Окончил Оксфорд, магистр русского богословия. Родился в Манчестере, и все его предки оттуда.

- Вы часом не лорд?

- Нет, отец - водитель грузовика, и все остальные в роду были рабочими.

- А как же Оксфорд?

- В Великобритании высшее образование бесплатное.

- Но, говорят, на Западе гуманитарное образование - роскошь для богатых. Нужно иметь профессию, которая точно прокормит.

- Люди с гуманитарным образованием находят работу в других отраслях. В банках. Я работал в библиотеке. А мог бы стать переводчиком.

Отец Христофор служит в Москве, в храмах при бывшем Андреевском монастыре и в Первом московском хосписе. Русскую культуру изучал с детства, а в Москве впервые побывал в 1977 году, еще школьником.

- Конечно, интерес к русской культуре не всегда ведет к православию, - говорит отец Христофор. - Но я всегда верил в Бога, был крещен в англиканской церкви, хотя она и не была частью моей жизни. А когда я стал посещать православные богослужения, меня поразило чувство сближения земного и небесного. Мне кажется, такие же чувства испытали послы князя Владимира (того, что Русь крестил), когда побывали на богослужении в Константинополе.

Православным мистер Хилл стал еще у себя на родине в 80-х годах прошлого века. Этому очень способствовал митрополит Антоний Сурожский: «Он был очень популярен в Англии, к нему стремились многие люди. Он не навязывал православие. Он проповедовал Христа, но исходя из русского православия».

- Переход в православие не вызвал гнева родителей, родни, друзей?

- У нас выбор веры - частное дело.

В 1992 году будущий священник приехал в Россию. Ни царившая тогда разруха, ни разгул криминала его не смущали: «Я стараюсь думать позитивно. А организованные преступные группировки разбирались между собой, до меня им дела не было». Полгода проучился в Московской духовной академии, но заканчивать ее не стал. Оксфордского богословского образования хватало. «А лучший способ получить знания о богослужении - это стать алтарником. Я был алтарником (алтарник наблюдает за возжжением свечей, лампад в алтаре и перед иконостасом, готовит облачения священников, помогает священнику при совершении таинств и треб. – «Известия»)». Когда на подворье Американской православной церкви в Москве потребовался священник (а он должен был быть клириком Московского патриархата), господин Хилл оказался лучшей кандидатурой. Рукополагал его сам Патриарх Алексий II.

С тех пор прошло уже почти 16 лет. Отец Христофор женился на русской женщине. У него трое детей.

- В Англию не тянет?

- Тянет, но не навсегда, а повидать родителей, друзей. Пройтись по улицам, на которых играл в детстве.

- Так у вас британский паспорт? Биометрический, с чипами? Что вы думаете о дискуссии среди православных на эту тему?

- Паспорт у меня британский. На свободу выбора между добром и злом ни паспорта, ни чипы не влияют.

'''Американец поулыбается, а русский поможет'''

- Вы случайно не родственник президенту? - спросил я у диакона Василия Буша.

- Нет, - смеется отец Василий. - Меня часто об этом спрашивают. Я однажды заглянул в справочник города Сан-Хосе - насчитал 20 Бушей. Это распространенная фамилия, хотя и не такая, как Смит.

Уильям Джон Буш родился в Калифорнии в 1969 году. Отец служил на военном флоте, и пять лет семья жила в Японии. Отец Василий, между прочим, наполовину японец (его мама японка), а с православием его познакомили китайцы: «Они были верующие и хорошо знали выдающегося проповедника отца Серафима Роуза. Русский язык я начал учить еще в Калифорнии». В 21 год он крестился.

В 1992 году Буш отправился в Японию преподавать английский язык. И там произошло более тесное знакомство с русским православием - в Японской автономной православной церкви. (В 1870 году ее основал русский, святитель Николай (Касаткин).) Иерархи Японской церкви благословили Уильяма учиться в Московской семинарии. Собирался стать священником в Японии.

Романтические годы учебы отец Василий вспоминает с удовольствием:

- Я жил в крепостной стене XVI века, покрытой плесенью. Мылся в русской бане - лучший способ избавиться от шлаков!

- Одноклассники не удивлялись вашему происхождению?

- Они выражали братскую любовь. Знаете, чем отличается русский от американца? Русский может быть грубым, но никогда не бросит в беде. А вот американец всегда будет улыбаться, но помогать не станет. А мне одноклассники деньги на свадьбу одалживали.

Жена отца Василия - русская. Как и многие семинаристы, познакомился с ней в Троице-Сергиевой лавре. «Можем с ней общаться на русском, а можем и на японском - она профессиональный японист, окончила МГУ», - рассказывает батюшка.

Сейчас диакон Василий Буш в Европе, в Вене. Служит в Свято-Никольском соборе под началом епископа Иллариона. Работает в университете, изучает церковный взгляд на этику в политике. Священником в Японии так не стал - пока учился, ушли в мир иной архиереи, пославшие когда-то молодого человека в Россию, а новым он оказался не нужен. «Думаю, потому что я лишь наполовину японец», - считает отец Василий. В Россию его тоже не тянет:

- Я все-таки калифорниец, человек Запада, и мне лучше жить на Западе.

'''Искать Бога, найти себя?'''

C людьми, о которых я пишу, не произошло ничего особенного, чудесного (заболели - приложились к православной святыне - исцелились). Ничего похожего на то, что было с апостолом Павлом: был иудеем - ослеп - отказался от иудаизма - уверовал в Христа - прозрел. Тогда все было бы просто. Хотя вера в Бога сама по себе - чувство иррациональное, непостижимое.

Однако вот перемена веры оставляет осадок. Пусть родители Джона Стиффа - протестантские миссионеры - не воспринимают его решение как нравственную измену. Пусть у Джона, Лайлы и других нет явной материальной заинтересованности в принятии православия. Но любая религия утверждается кровью мучеников. И потому отказ от веры предков выглядит неоднозначным. Вероотступничество повсюду считалось тяжким преступлением. Не так давно (по историческим меркам, конечно) в Европе за него казнили. А кое-где и сейчас карают смертью.

Тут есть неразрешимое противоречие. С одной стороны, все мировые религии декларируют возможность принять в свои ряды чужеземца. Ведь любая конфессия претендует на абсолютную истину и стремится просветить все человечество.

С другой - невозможно поощрять клятвопреступников: это вносит смущение в умы паствы. Иноплеменников принимают неохотно. Да и вновь обретенные единоверцы нередко смотрят на новичков с подозрением - мол, надолго ли ты к нам?

Думаю, аргументы героев статьи в пользу выбора православия некоторыми до конца поняты и приняты не будут, сколь бы глубокими или легковесными они ни казались. Но путь к Богу не всегда прост и гладок. Люди ищут себя и свою веру. И находят их.

'''Борис Клин'''

Темы: Православная церковь в России, Религия и межконфессиональные отношения в мире, Русская душа, Общественно-политическая жизнь в России
Источник: Известия.ру
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
© МЧС Республики Казахстан
Азербайджан подаст в суд на Россию из-за крушения самолета AZAL
© KM.RU, Алексей Белкин
Николай Арефьев: «Мы пополняем бюджет за счет штрафов»
В Госдуму внесен законопроект о круглогодичном призыве в армию
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Не брат ты мне»: что не так с историей культового российского фильма на Netflix и бандеровцами
LASCALA: «Делать музыку под копирку, хоть и безопасно, но скучно и тривиально»
Бензобак «Сажать перцы» (интернет-сингл)
Ксения Емельянова: «Мой личный рекорд учеников достигнут в срок»
QUEENtet Сергея Мазаева «П.И. Чайковский. Время года» (CD + винил)
Латвия отбирает у Белоруссии чемпионат мира по хоккею
Советская радиоаппаратура: взлёт и уничтожение
«Горшенев» с оркестром («Кукрыниксы. Наследие»), 24 мая, КЗ «Москва»
Сумерки. О выступлении Путина и реакции на него
«Чтобы изменить ситуацию и сменить тренд вырождения, нужна смена мотивов. Материальная и социальная помощь – необходимы. Но не как основа этого процесса»
«СерьГа», 17 ноября, «16 Тонн»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.