«Рецессия может закончиться этой осенью»

Не подлежит сомнению, что нынешний кризис носит глобальный характер. Можно также сказать, что это системный кризис, если подразумевать под этим, что речь идет о кризисе определенной модели, сложившейся лет 20-25 назад. А именно модели развития, которая базируется на фондовом рынке.
В принципе существуют две модели - англосаксонская, т. н. stock exchange based system, когда закачка денег в экономику осуществляется через фондовый рынок (фактически реализовывалась в последние двадцать лет). И более традиционная модель, характерная для Европы, а также для Японии и Южной Кореи, - т. н. banking system, когда закачка денег идет через банковские кредиты.
Нынешний американский кризис (с которого все началось) - это кризис спекулятивно-фондовой модели. В этом смысле можно сказать, что он носит системный характер. И хотя в итоговой декларации лондонского саммита не говорится прямо об этом, но в принципе и так понятно, что речь идет о кризисе либерально-фондовой модели. Поэтому решения этого форума были во многом связаны с наведением порядка в этой сфере и с усилением контроля над операциями на фондовых рынках.
Почему первопричиной кризиса выступила Америка, тоже вполне понятно. Нынешний кризис имеет «бреттон-вудские корни». Так что, наверное, можно сказать, что он касается Бреттон-Вудской системы в целом. Хотя на самом деле она уже переживала несколько кризисов. Эпицентром кризиса стала Америка, которая злоупотребляла долларовой эмиссией на покрытие своих дефицитов - как торгового, так и бюджетного.
Итак, речь идет о кризисе той мировой финансовой модели, которая сложилась к настоящему времени. На самом деле первые его симптомы относятся еще к концу 1960-х гг. Сейчас же мы имеем кризис модифицированной модели Бреттон-Вуда. Про него также можно сказать, что он является циклическим. Любая модель экономического роста имеет определенные временные границы с точки зрения эффективного функционирования, будь это даже мобилизационная модель.
Как показывает исторический опыт, любая модель как система хозяйствования (не в таких глобальных, конечно, категориях, как капитализм или социализм) вырабатывает свой ресурс в течение 20-25 лет. А затем необходима ее серьезная модификация и модернизация (и переход на какие-то новые принципы). Так что и циклический элемент в этом кризисе также присутствует. Другое дело, что циклы в экономике - это самостоятельная проблема.
Существуют среднесрочные и краткосрочные циклы. Оказывают влияние на экономику и климатические циклы. Например, у известного Мальтуса в основе теории природные циклические колебания, которые влияют на урожайность, а следовательно, на экономическую ситуацию. Есть длительные технологические «циклы Кондратьева», которые связаны с переходом от одного технологического этапа к другому. Другое дело, что более короткие циклы могут накладываться на более длинные.
О кризисе финансовой модели я уже сказал. Но одновременно завершается технологический этап электронно-информационной модели. То есть нужен какой-то технологический прорыв для того, чтобы экономическое развитие продолжалось. Я не стал бы подробно распространяться на эту тему. Важно понять в целом, что в нынешнем кризисе можно найти и циклические элементы.
Что касается России, то для нее это - внешний кризис. В том плане, что он действительно был спровоцирован извне. Однако его негативные последствия связаны с нашими внутренними особенностями. Для России кризис выразился прежде всего в уменьшении источников внешнего финансирования. Речь идет о падении цен на энергоносители, а также о сокращении кредитных источников внешних заимствований. Все это, конечно, внешние по отношению к России факторы. Но нужно понимать, что зависимость от них породила «модель открытой экономики». С одной стороны, мы гордились тем, что мы вошли в мировую экономику. А с другой, боялись попасть в зависимость от внешней ценовой конъюнктуры.
Говоря о сроках выхода из кризиса, нужно понимать две вещи. Кризис - это некая фаза экономического цикла, когда наблюдается экономическое падение (рецессия) - снижение всех показателей и уменьшение экономической активности. Эта рецессия, я думаю, может закончиться к осени. Вопрос, что последует за ней - устойчивый рост или депрессия (как было в США в 1930-е гг.)? Острая фаза кризиса тогда продлилась всего год-полтора, а потом наступила Великая депрессия, из которой американцы вышли только с началом войны.
Я пока не вижу предпосылок для выхода на устойчивый рост мировой экономики. Для того чтобы инициативы, предложенные в ходе лондонского саммита, были реализованы и дали эффект (установление контроля над финансовыми рынками и сокращение объема финансовых спекуляций), нужны годы. Я не вижу факторов, которые подтолкнули бы спрос на мировых рынках.
Комментарии читателей Оставить комментарий