Россия-Польша: а улучшаются ли отношения на самом деле?

В октябре Россия и Польша подписали соглашение, предусматривающее поставки природного газа вплоть до 2022 года. По этому соглашению Польша с 2011 года будет приобретать 11 миллиардов кубометров российского газа ежегодно (в этом году она купила 9,7 миллиарда). Также была достигнута договоренность о транзите российского газа в Западную Европу по газопроводу Ямал-Европа. Россия предложила Польше сотрудничество в строительстве ядерного завода в Калининградской области, и польский премьер-министр Д. Туск заявил, что страны подпишут меморандум о развитии этих энергосетей. В ходе своего декабрьского визита в Польшу президент России Дмитрий Медведев напомнил, что российские компании заинтересованы в инвестировании в Польшу и что больше всего их интересует возможность приобрести контрольный пакет акций второго по величине польского нефтяного концерна Польши «Lotos Group».
Эти и другие решения между Россией и Польшей указывают на то, что в сфере энергетики отношения Москвы и Варшавы улучшились. Однако это довольно запоздалая попытка создать дружественные отношения между двумя славянскими государствами. Обе страны преследуют свои стратегические цели.
Цели России
С укреплением позиций на энергетическом рынке Польши Россия стремится усилить свое влияние в европейском энергетическом пространстве. Одним из примеров этого является желание Москвы развивать энергетическое соединение с Калининградской областью. Первый блок Калининградской АЭС должен быть запущен в 2016 году, второй - через два года. Таким образом, во второй половине этого десятилетия на европейском рынке будет доступно огромное количество дешевой энергии. По словам Д. Карповича из варшавского Института международных отношений, экономический кризис выявил недостатки российской бизнес-модели, основывающейся на экспорте сырья. Это вынудило Москву искать новые возможности для укрепления своих позиций в Европе. В этом отношении Польша является очень удобным посредником для России.
В январе 2009 года, когда Россия перекрыла поставки природного газа в Европу, идущие через Украину, Евросоюз обозначил важность диверсификации источников импорта энергоресурсов. Однако, если России удастся реализовать свою энергетическую политику в Польше, в ближайшем будущем политика ЕС может стать неэффективной. В то же время это станет прецедентом для непрозрачных сделок между Россией и отдельными странами Евросоюза.
С увеличением зависимости Польши от энергоресурсов России Москва также усиливает и политическую зависимость Варшавы. По словам посла России в Польше А. Алексеева, в России Польша воспринимается как влиятельный член НАТО и ЕС. Следовательно, Москва может попросить поддержки Варшавы в международной политике в обмен на уступки в энергетическом секторе.
Когда Польша и Россия согласились использовать газопровод Ямал-Европа, Россия получила еще один рычаг давления на Киев. Примерно 80 процентов экспорта российского газа в Европу обычно осуществлялось через Украину, и сейчас, имея возможность управлять транзитными потоками, Россия может увеличить давление на Украину в вопросе приватизации ее газотранспортной системы.
Эти примеры отражают общую тенденцию. Используя энергетические аргументы для решения своих политических проблем, Россия пытается усилить эту тенденцию, и поэтому диалог Москвы с Варшавой не является исключением. Стратегические интересы России не ограничиваются одной Польшей, поэтому Москве необходимо развивать энергетическое сотрудничество с Варшавой.
Цели Польши
Решение Польши вести диалог с Россией может вытекать из практических соображений. С одной стороны, для Польши, которая использует 14-15 млрд кубических метров газа в год, важно сохранить стабильность поставок этих ресурсов. Это вряд ли возможно без участия России. Разведка месторождений сланцевого газа и подготовка к его добыче в Польше может занять десятилетие, а для строительства атомной электростанции может потребоваться еще больше времени. Таким образом, по истечении срока (20 октября) соглашения о поставках газа между Россией и Польшей энергетический диалог между Варшавой и Москвой можно было расценивать как неизбежность.
Поставки нефти являются важным рычагом воздействия Москвы на Польшу. По информации портала European Dialog, в следующем году Россия начнет более активно использовать трубопроводы BVS-1 и BVS-2 в рамках Балтийской трубопроводной системы. Эти нефтепроводы позволят экспортировать газ по морю, и в будущем Москва сможет оказывать давление на Варшаву в переговорах о цене на газ и приватизации отдельных элементов ее инфраструктуры. Таким образом, нынешнюю «дружбу» между Варшавой и Москвой также можно расценивать как попытку Польши предупредить появление вышеупомянутых проблем в будущем.
В конце концов, Польша становится главным действующим лицом в отношениях России и ЕС. Польша может надеяться на поддержку Москвы в ее внешней политике, в стремлении укрепить свое влияние в ЕС и в привлечении других стран Евросоюза к решению вопроса энергетической безопасности и прочих важных проблем (среди них возможное энергетическое давление России на Польшу). Скорее всего, Варшава сохранит свое настороженное отношение к энергетическому сотрудничеству с Москвой.
Эксперты расценивают энергетические договоренности между Москвой и Варшавой как потепление в отношениях России и Польши. Однако не следует переоценивать это «потепление». Хотя в стратегических интересах России и Польши есть много противопоставлений, решающий момент в энергетическом диалоге был предопределен взаимной необходимостью принятия срочных решений. Поэтому развитие энергетических отношений между Москвой и Варшавой можно расценивать как череду компромиссов, достигнутых при благоприятном политическом контексте.
Комментарии читателей Оставить комментарий