Санкции против Ирана – пиррова победа

Сенсаций не случилось: Совет Безопасности ООН проголосовал за принятие резолюции, вводящей новые санкции против Ирана. Голосование закончилось предсказуемо: как и [http://news.km.ru/sankczii_protiv_irana_chem_eto_g предсказывалось] накануне, проект поддержали 12 стран (в т. ч. все постоянные члены СБ), «против» проголосовали Турция и Бразилия, предпринявшие недавно титанические усилия для того, чтобы не допустить подобного развития событий, а Ливан воздержался.
Принятая резолюция стала уже четвертым вышедшим из-под пера членов Совета Безопасности документом, посвященным иранской ядерной проблеме. И пока нет никаких оснований считать, что с введением новых санкций ситуация хоть как-то сдвинется с мертвой точки. Насчитывающая целых 10 страниц резолюция, в частности, расширяет уже существующее эмбарго ООН на поставки оружия Ирану (в перечень, в частности, входят штурмовые вертолеты и ракеты) и черный список иранских компаний, в отношении которых могут быть введены ограничительные меры. В него внесены, в частности, компании, связанные с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) – элитным подразделением Вооруженных сил Ирана, сообщает РИА «Новости».
Помимо этого, в тексте оговаривается создание международного механизма мониторинга, который позволит контролировать передвижения грузовых судов и осуществлять их досмотр в том случае, если существует подозрение, что на них находятся грузы, имеющие отношение к иранской ядерной и ракетной программам (подобный механизм ранее был введен в отношении КНДР). Кроме того, резолюция предусматривает санкции в отношении иранских банков за рубежом, если есть подозрение (вопрос: у кого?), что они имеют отношение к развитию иранской ядерной или ракетной программы. Также в документе содержится призыв ко всем государствам «предпринять все необходимые меры для запрещения открытия на их территориях новых отделений и офисов иранских банков», если их активность может внести свой вклад в развитие иранской ядерной программы.
Соединенные Штаты, выступившие инициаторами новой резолюции, не скрывают своего торжества по этому поводу и намерены «отслеживать» внедрение новых санкций с помощью специально созданной рабочей группы. Об этом заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон. По ее словам, группу по надзору за введением санкций в отношении Ирана возглавит специальный советник Госдепартамента по вопросам нераспространения и контроля над вооружениями Роберт Айнхорн. Кроме того, она прямо объявила, что решение Совбеза ООН в отношении исламской республики – победа администрации Барака Обамы.
Сам же американский президент заявил, что новые санкции должны еще раз напомнить Тегерану, что он рискует остаться в полной международной изоляции. «Новые санкции не являются двойным стандартом и призваны четко указать иранскому правительству на необходимость соблюдения международных требований и обязательств в сфере нераспространения. Они также призваны подтолкнуть правительство Ирана к соблюдению универсальных прав и свобод внутри страны. Эти санкции – новый сигнал Тегерану, который теперь еще больше рискует остаться в полной международной изоляции», – сказал Обама, выступая со специальным заявлением относительно решения Совета Безопасности.
Обама также заявил, что Иран должен присоединиться к Договору о нераспространении (ДНЯО) и четко соблюдать его положения. «Мы признаем право Ирана на мирный атом, однако у нас есть серьезные вопросы относительно его намерений в ядерной сфере. Право Ирана на развитие атомной сферы должно сопровождаться ответственностью», – сказал Обама. Он, как сообщает РИА «Новости», также подчеркнул, что санкции направлены не против иранского народа, а против руководства Ирана. Также новые ограничения не исключают возможности политического разрешения ситуации и возвращения Ирана за стол переговоров в любое время. «Эти санкции не закрывают для Ирана дверь к переговорам и не отменяют возможности дипломатического решения проблемы. Эти санкции не направлены на народ Ирана: они приняты против иранского правительства, не желающего сотрудничать с международным сообществом», – сказал президент США.
Со специальным заявлением по поводу резолюции Совбеза ООН выступил и российский МИД. В комментарии внешнеполитического ведомства, в частности, отмечается, что все меры, прописанные в резолюции, принимаются согласно ст. 41 Главы VII Устава ООН, исключающей возможность применения силы. Ссылка на эту статью в преамбуле резолюции подкреплена четкой констатацией: ничто в тексте резолюции не дает оснований для принятия мер или действий, выходящих за рамки резолюции, включая использование силы или угрозу силой, говорится в документе.
По словам отечественных дипломатов, главный смысл принятого Советом решения состоит в том, чтобы побудить иранскую сторону к сотрудничеству, добиться выполнения известных требований, сформулированных в т. ч. по линии МАГАТЭ. «Понятно, что сами по себе санкции вряд ли способны решить проблемы, связанные с иранской ядерной программой. Цель наших усилий – в том, чтобы дать толчок политико-дипломатическому урегулированию ситуации, которое позволило бы снять озабоченности международного сообщества в отношении иранской ядерной программы и подтвердить ее исключительно мирный характер при строгом соблюдении законных прав Ирана на мирное использование атомной энергии», – отмечается в комментарии российского внешнеполитического ведомства.
Российский МИД, кроме того, выступил с предостережением в адрес, как говорится в заявлении, «некоторых партнеров» (догадаться, о ком тут идет речь, право же, нетрудно), которые, по имеющейся в Москве информации, готовятся «перейти к рассмотрению дополнительных, более жестких, нежели предусмотренные резолюцией СБ ООН, мер воздействия на Иран». Такие шаги расценены как «проявление курса, идущего вразрез с принципами совместной работы в «Шестерке» и формате СБ ООН». «Для нас неприемлемы попытки таким образом ставить себя «выше» Совета Безопасности. Категорически отвергаем и национальные решения, касающиеся введения «экстерриториальных санкций», т. е. ограничительных мер по собственному законодательству в отношении физических и юридических лиц третьих стран. Подобные решения, если под них попадут российские юридические и физические лица, чреваты принятием нами ответных мер», – подчеркнули в МИД РФ.
Отметим и комментарий, который дал по поводу возможности введения новых санкций в интервью французским журналистам накануне голосования в Совете Безопасности российский премьер-министр Владимир Путин. Он, в частности, сравнил ситуацию вокруг иранской ядерной программы с аналогичной программой КНДР. «Против Северной Кореи применяются санкции, а программа развивается. Более того, на каком-то этапе руководство Северной Кореи объявило о наличии у нее ядерного оружия. Ну и чего стоят все эти санкции?.. А вот когда мы смогли в шестистороннем формате договориться и обеспечить интересы самой Северной Кореи (прежде всего в сфере экономики), мы продвинулись довольно далеко», – сказал Путин.
При этом глава российского правительства отметил, что возможное применение силы в отношении Ирана даже не стоит обсуждать. «Дискутируемое, в том или ином смысле, применение силы вообще не стоит обсуждать. Это, на мой взгляд, привело бы к огромной трагедии без всякого позитивного результата в отношении проблемы, которую мы хотим решить. Что будет с ядерной программой – никто не знает. А последствия, связанные с радикализацией исламского мира и с дестабилизацией региона, будут катастрофическими», – сказал он.
Что касается позиции Ирана, то она оказалась вполне предсказуемой. «Резолюция является ошибочным шагом. Это неконструктивное и неэффективное решение не поможет урегулировать ситуацию. Мы думаем, что оно усложнит ситуацию еще больше», – заявил глава МИД исламской республики Рамин Мехманпараст. Президент же Ирана был гораздо менее дипломатичен в своих оценках принятого СБ ООН документа. «Со всех сторон на нас обрушиваются санкции. Для нас это – как назойливые мошки», – сказал Махмуд Ахмадинежад в таджикской столице, выступая перед иранской диаспорой, передает Интерфакс. «Против нас сейчас приняли резолюцию, но мы к ней относимся как к бумажной салфетке, которой вытерли рот и бросили в урну», – сказал иранский лидер. «Мы терпели многое, вытерпим и это», – заключил он.
Президент одной из двух проголосовавших против новой резолюции стран – Бразилии – Луис Инасиу Лула да Силва заявил, что принятое решение ослабляет позиции Совета Безопасности. Он, в частности, назвал принятие санкций против Ирана «пирровой победой» и в очередной раз призвал ООН к реформе Совета Безопасности и включению в него новых членов – стран Латинской Америки, Азии и Африки. «Совбез представляет соотношение сил 1948 года, когда он был создан», – сказал бразильский лидер. «Все одобряют реформу Совбеза и говорят, что Бразилия должна быть его частью. Но это продолжается уже 17 лет», – посетовал Лула да Силва.
Объективно говоря, в словах бразильского президента (хоть он и ошибся в дате возникновения ООН) содержится вполне здравое зерно. ООН действительно нуждается в реформах, ибо нынешнее положение вещей в этой организации таково, что она либо принимает решения, выгодные одной стране (какой – догадаться несложно), либо же документы, выходящие из ее Совета Безопасности, просто-напросто этой самой страной игнорируются (как это было с резолюциями по Ираку и Косово). Дальше так продолжаться не может, и голосование по иранской резолюции, когда две страны выразили, по сути, недовольство диктатом пятерки постоянных членов СБ ООН, стало показателем того, что полноценный кризис ООН – не за горами.
Комментарии читателей Оставить комментарий
10.06.2010 18:30 Валерий Кремль помогает Америке и Израилю развязать войну против Тегерана. И чьи он интересы защищает?--------------------------------- А Вы еще не догадались? При всем моем негативном отношении к Кремлю,но здесь он действует в интересах России.НЕ иранской ядерной бомбе...да экономическим отношениям.Это же так очевидно что странно этого не заметить.Война? Да фиг с ней.Пусть США и Израиль еще в одной увязнут,цены на нефть подскочат...так что нет худа без добра.Здесь сложилась интересная ситуевина - нам выгодно любое развитие ситуации,кроме одного варианта- создание Ираном Я.О.Потому что даже Господь Бог не даст гарантии,что однажды Иран не повернет его против нас.
10.06.2010 18:24
Kонстантин
… Никакой Иран России не друг … и будут орать как в своё время египтяне что им русские плохое оружие поставили.///
///Конечно, «плохое оружие»! Израильтяне в атаку идут, стрельба, авианалёт, танки врага на подходе, а эти раком встали, намаз у них. Как бы мы не относились к Израиловке, но «наваляли» они арабам, причем много и всем сразу! А хорошо воевали только наши военсоветники и «военспецы», остановив, на первых порах израильтян в небе.
И Иран, конечно, нам не друг. А где-то конкурент и региональный, и нефтегазовый. Их муллы так и вовсе называют нас «малым Сатаной». До всяких санкций. Наши верхи, думаю, это прекрасно понимают и действуют по-обстановке. Но России не выгодно, чтобы Иран «разорвали» СШП и Израиловка. Значит, нужно постараться поставить С-300. К сожалению, не дадут. Как только начнется поставка, т.е. привезут, но не смонтируют, не настроят, не обучат их военных, для СШП и Израиловки это будет сигналом к началу войны против Ирана.
10.06.2010 18:35Владимир ЛенинградНовых друзей и союзников не прибретём, а старых потеряем. Продолжается страусиновая политика Горбачёва.
------------------------------------
Если это вы про Ахмадинежада, то дьявол ему союзник.
10.06.2010 18:24KонстантинТе кто ратует за дружбу с Ираном скорее всего там никогда не бывали.Из некогда вполне благополучного государства попы сотворили концлагерь.Так называемые стражи революции это молодёжь из бенейших районов которая в городах за кусок хлеба порвёт любого-кстати примечательно при первом же контакте всегда спрашивали нет ли порнографии.Как то странно получаеться в Чечне с вакхабитами воевали а тут вакхабитов в квадрате вооружают. Никакой Иран России не друг и если там случиться конфликт то проклянут и им всыпят(а всыпят 100 %)будут орать как в своё время египтяне что им русские плохое оружие поставили.
\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\\
То, что вы пишите-очевидно.История повторяется. Руководство России видимо это понимает, но население-еще не все.
Новых друзей и союзников не прибретём, а старых потеряем. Продолжается страусиновая политика Горбачёва.