Северному Кавказу нужно 4 трлн рублей. Но их у России нет

Задача сужения социальной базы терроризма на Северном Кавказе остается одним из приоритетов политики федерального центра. При этом на сегодняшний день можно констатировать провал прежней стратегии, которая строилась на закачивании практически неограниченных финансовых средств в бюджеты северокавказских субъектов Федерации (львиная доля которых оседала в карманах представителей местных правящих кланов, не доходя до простых граждан).
Похоже, что этот очевидный факт встречает понимание не только со стороны наиболее здравомыслящих «федералов», но и той части элиты Северного Кавказа, которая осознает, что дальнейшее функционирование вверенных им субъектов РФ в режиме финансовой «черной дыры» может привести к самым печальным последствиям.
Как заявил в интервью «Коммерсанту» президент Дагестана Магомедсалам Магомедов, для того, чтобы регионы Северного Кавказа вышли хотя бы на среднероссийский уровень обеспеченности основными фондами, сюда необходимо вложить около 4 трлн руб. Поясним, что на этот раз речь идет не об очередных дотациях, субвенциях и прочем «вспомоществовании» со стороны центра, которое, по мнению многих экспертов, раньше больше напоминало стремление откупиться от претензий со стороны северокавказских жителей, чем попытку в действительности разрешить их проблемы. В этом смысле важным уточнением является использованный главой Дагестана термин «основные фонды» (т. е., по сути, производственные мощности). Фактически Магомедов призвал Москву не выделять очередную порцию денежных средств на потребление (читай, проедание), а предоставить своему региону ту самую «удочку», с помощью которой он сам будет зарабатывать себе на жизнь.
«Вы можете поднять цифры, ознакомиться с уровнем бюджетной обеспеченности. И в этом нет нашей вины: мы получили такие стартовые условия. Если бы у нас были такие предприятия, как «КамАЗ» и Татнефть, то мы обеспечивали бы свой бюджет за счет своих же налогов. Это, в свою очередь, позволило бы нам успешно решать социальные вопросы. Но так получилось, что еще раньше, в советский период, когда только размещали все эти производства, на территории северокавказских республик не оказалось серьезных, крупных, налогоемких предприятий», – посетовал президент Дагестана на структурные перекосы в территориально-производственном комплексе РФ, доставшиеся ей по наследству с советских времен.
«Для того, чтобы регионы Северного Кавказа вышли хотя бы на среднероссийский уровень обеспеченности основными фондами, надо вложить 4 трлн руб. О таких деньгах вообще речь не идет, их негде взять. Рассчитывать мы можем на инвестирование бизнес-структур через различные проекты. Но чтобы пришел бизнес, мы должны создать соответствующую инфраструктуру. И тут, на старте, необходима помощь государства», – вполне резонно отметил Магомедов.
Надо отметить, что эта позиция во многом перекликается с той, что озвучил недавно полпред президента РФ в СКФО Александр Хлопонин, который отметил, что государство будет вкладывать средства не столько в строительство новых предприятий в СКФО, сколько в создание здесь необходимой для их появления инфраструктуры. «Мы создали условия, чтобы на Кавказ пришли ресурсы. Соотношение государственных инвестиций и частных составляет 1 к 6. Т. е. на 1 рубль государственных денег должны прийти 6 руб. от частных инвесторов», – заявил Хлопонин.
Инициативу дагестанских властей оценивает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир Филатов:
– Во-первых, нужно отметить, что диагноз поставлен абсолютно правильно. Слабая производственная база в этих республиках приводит к низким налоговым поступлениям. Отсюда – несамодостаточность региона в смысле зависимости его бюджета от трансфертов из федерального центра и высокая безработица, которая создает большие социальные проблемы, в т. ч. известного печального свойства.
Выходом из этого замкнутого круга действительно могло бы стать развитие реального сектора региона. Трудно сказать, какие деньги для этого нужны – 4 трлн руб. или больше, это надо вычислять через обсчет стоимости конкретных проектов. Но, так или иначе, как мне представляется, начинать здесь следует со стратегии, как и обещал г-н Хлопонин, когда его назначали на этот пост. Однако стратегия должна быть не просто политической декларацией о намерениях, а рабочим документом. Т. е. в ней должны быть указаны конкретные объекты и отрасли, которые планируется размещать.
Очевидно, что поскольку речь идет о трудоизбыточном регионе, то здесь нужно развивать достаточно трудоемкие производства. Например, это может быть сельское хозяйство и все, что с ним связано (переработка). Или швейная промышленность... Мы возим одежду из Турции и Китая, когда в наших собственных регионах люди сидят без работы.
Но для того, чтобы все это здесь появилось, одних только денег недостаточно. Как известно, бизнесу – если сюда планируется привлекать частные инвестиции – нужна стабильность. Понятно, что в условиях продолжения террористической активности в этом регионе реализация подобного рода планов будет весьма затруднена. Например, тот же туризм здесь действительно мог бы развиваться. Но, опять же, лишь при условии социально-политической стабильности и безопасности.
Получается замкнутый круг. С одной стороны, развитие экономики должно привести к политической стабильности, но с другой, без политической стабильности трудно обеспечить развитие экономики… Естественно, что и то, и другое придется делать одновременно.
Понятно, что государство должно идти в этом процессе на шаг впереди: вряд ли частный бизнес согласится быть первым. В инициативе главы Дагестана мне представляется хорошей идея частно-государственного партнерства с участием местного бизнеса. Дело в том, что местный бизнес легче поднять на развитие региона (но только, конечно, если системно работать). Грубо говоря, на рубль государственных вложений должны приходиться несколько рублей местного бизнеса.
Еще одним проблемным моментом является качество рабочей силы. К сожалению, в силу исторически сложившихся обстоятельств, как я понимаю, здесь есть определенная трудовая ментальность, которую нужно учитывать, а также больше вкладывать в образование. Причем если мы говорим о развитии региона, то это должно быть не просто, как сейчас модно, образование в инновационном ключе. Т. е. должно быть не только высшее образование: нужно еще готовить квалифицированных специалистов по рабочим специальностям – для сельского хозяйства, строительства и т. д.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Россия которую скрытно презирают те кому она платит должна платить,а иначе её презирать явно и пошлют к чёрту как послали страны варшавского блока.У России такая судьба-полупать друзей которые всегда ей были врагами!!!:)))
В советское время в Дагестане построены крупные заводы -- Дагдизель, Кизлярский электромеханический завод, Дагэлектроавтомат и другие. На этих заводах работали тысячи людей. Сегодня в лучшем случае несколько сотен. Так, что на сегодня основные фонды есть и не малые, но отдачи нет. Какой смысл вкладывать новые финансы, тем более триллионы?
Я всегда удивлялся недальновидности правительства РОССИИ нынешней и СССР в прошлом. В прошлом правительсво СССР вкладывало средства в поднятие экономик союзных республик ,забывая о самой России. Строило заводы, фабрики, поднимало целину и все за счет средств российских налогоплательщиков. Я из Казахстана и воочию видел разницу в стпени обеспечения техникой, финансами и др. -районов Казахстана и самой России. В России ,не знаю как сейчас, но в 80 годы крестьяне не знали ,что такое трактор " Кировец", В то-же время на полях Казахстана уже работали тысячи таких тракторов. А построенные в советское время уникальные заводы ( можно смело сказать- единственные в мире)- что они сейчас? Полные развалины. Отрывая от себя( России) создавались условия для нормальной жизни окраин. По зову партии и комсомола молодые, горячие люди ехали в тьму-тараканию. И ехали не лодыри, а передовая молодежь , умная, грамотная, трудолюбивая. После развала эти умные и трудолюбивые стали лишними на празднике жизни аборигенов.
Их попросту выгоняли, убивали, унижали и сейчас унижают.
В итоге, как сказал один из хозяев новой жизни:- Что будем делать,ЗОЛОТОЗУБЫЕ? Работать некому- ЗОЛОТОГОЛОВЫЕ уехали. Вот и сейчас правительство начнет наступать на те-же грабли.
Аборигены из Кавказа сами ничего не построят. Менталитет у них не тот. Для них работа- это Купи -продай. Укради. И сколько туда не вливай финансов- толку не будет. У них шляпа -без дна. А строить.............. Опять надо призывать РУССКИЙ народ ехать на освоение и возрождение ......... Только кто туда поедет? Лично я ни за какие коврижки, да и другим не советую. Хотите жить хорошо- ТРУДИТЕСЬ сами. Учитесь у китайцев. Вот кто на самом
деле- ТРУЖЕННИК!
Да на 4 трл. руб. можно столько атомных бомб купить, что не только Россию, блин, весь мир взорвут. Где же таких умных дяденек берут?
Что это з птичий язык?
-в силу исторически сложившихся обстоятельств, здесь есть определенная трудовая ментальность, которую нужно учитывать...
-------------
История и ментальность здесь асная. Никто работать не хочет, а жить за счет русского народа и при этом его грабить все хотят.
Законы воспринимаются как законы , определяющие ответственность русских, а права типа опять же исторически это племенам и народностям. Вкалывать это русским, на кавказе нельзя , там определенная трудовая ментальность. Русским ОМОН для разгона а на кавказ 4 трл руб. Вот такая национальная политика дружбы народов. Северному Кавказу нужен курс лекций президента о правовом нигилизме, все устыдятся и будут жить по закону , от туда и модернизация зашагает по стране.
Неплохо было бы для начала озаботиться исконно русскими территориями, а не пускать на распыл (распил)мои налоги.