Сколько нефтяников ни штрафуй, а они все повышают цены

Народная мудрость гласит: «Бензин дорожает в двух случаях: когда цена нефти растет и когда она падает». Имеется в виду, естественно, наша страна и не только бензин, но и другие нефтепродукты. Про периоды, когда цена нефти не меняется, и упоминать нечего: цена бензина все равно повышается. Такой уж это товар, и такие уж торговцы им – нефтяники.
По идее, управой на них должна быть Федеральная антимонопольная служба (ФАС). И она старается соответствовать своему назначению. Вчера ФАС приняла решение возбудить дела против трех нефтяных компаний – «Газпром нефти», ЛУКОЙЛа и Роснефти – по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Еще в конце минувшего года, заметив неладное с ценами, ФАС направила нефтяникам соответствующие письма с требованием разъяснить причины этого и предостерегла от их необоснованного роста. Письма ФАС счастья никому не принесли, рост цен не остановился.
«Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 по конец января 2011 гг. составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%», – сказано в сообщении ФАС, опубликованном на сайте ведомства.
«Служба усматривает в действиях компаний такие признаки нарушения, как установление и поддержание монопольно высоких цен, изъятие товара из обращения, результатом которого явился рост цен, создание дискриминационных условий в отношении поставок топлива компаниям, входящим в группу лиц вертикально интегрированных НК по сравнению с не входящими в одну группу лиц», – пришла к выводу ФАС.
Если изображать ситуации в максимально упрощенном виде, что ее можно описать следующим образом. Правительство пожелало получить с нефтяников повышенные доходы в казну и с этой целью увеличило для них акцизы. Нефтяники же захотели «отбить» новые акцизы на потребителях и увеличили отпускные цены на нефтепродукты.
Ситуация стандартная и прогнозируемая: всякие дополнительные налоги производители компенсируют за счет потребителей, т. е. нас с вами. Так что на деле акцизы опосредованно снимаются с граждан. Не понравилось правительству другое – что нефтяники захотели еще и навариться на создавшейся ситуации и цены подняли больше, чем им следовало по чину, примерно еще на столько же. В ФАС подсчитали, что акцизная составляющая в росте цен – только 50%, а другие 50% не могут быть объяснены ничем, кроме меркантильных интересов.
Очевидно, правительство не рассчитывало, что после повышения акцизов розничные цены на нефтепродукты поднимутся до такого уровня, и обеспокоилось, усмотрев в них дополнительный импульс для инфляции, которую оно обещало сдерживать на уровне 8-9%, но теперь может не сдержать. Этим и объясняется его праведный гнев на классово близких нефтяников.
Ранее Владимир Путин дал поручение ФАС начинать расследования по любым фактам необоснованного завышения цен на топливо. «Минэнерго и другие ведомства сейчас ведут работу по стабилизации рынка, взаимодействуют с нефтяными компаниями, однако считаю, что действовать нужно более активно. Надо навести порядок», – отметил Путин вчера в Петербурге на совещании по итогам работы ТЭК в 2010 году. При этом он не стал упоминать о «первоисточнике» отсутствия порядка.
О том, насколько нефтяники огорчили премьера своей алчностью, можно судить по тому, что он предложил целый комплекс мер, чтобы призвать их к порядку. Помимо ФАС, в него вошло предложение ограничить свободу нефтеперерабатывающих заводов в выборе времени, когда им становиться на ремонт или профилактику. НПЗ теперь должны согласовывать с Минэнерго и Ростехнадзором планы по ведению ремонтных работ, чтобы не получилось, что все встали на ремонт одновременно, а страна осталась без нефтепродуктов и цены взлетели до небес.
Кроме того, премьер предложил создать запасы нефтепродуктов. Специально на такой вот случай – чтобы сглаживать сезонные колебания цен. Пока неясно, какое ведомство будет заниматься созданием запасов и где они станут храниться. Возможно, обязанность создавать их возложат на сами НПЗ: сделал запасы – можешь становится на профилактику, но только до того времени, пока позволяют запасы.
Но и это еще не все. Обуздать аппетиты нефтяников, по замыслу премьера, должна биржевая торговля нефтепродуктами. Путин подчеркнул, что ее необходимо расширять дальше, внедрять различные финансовые инструменты, в т. ч. фьючерсы, организовывать торговлю не только нефтепродуктами, но и сырой нефтью. «Также поручаю Минэнерго и ФАС с участием нефтяных компаний и ключевых потребителей нефтепродуктов подумать над созданием биржевого комитета. Эта структура должна заняться системным мониторингом ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, давать объективную картину тенденций на нем», – отметил премьер.
Путин напомнил, что в 2010 году рост цен на дизельное топливо составил более 35%. При этом он отметил, что, по данным Минэнерго и ФАС, более 50% увеличения цены приходится на т. н. фактор роста спроса. «Именно этим объясняют рост цен представители нефтяных компаний, однако я не готов с ними согласиться. Не хотелось бы думать, что причина скачка цен банальна – стремление извлечь максимальную прибыль», – заявил он.
Глава ФАС Игорь Артемьев с сожалением констатировал, что его ведомство уже дважды – в 2008 и 2009 гг. – штрафовала четыре крупнейшие нефтяные компании страны (ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-ВР и Роснефть) и их «дочки» за необоснованный рост цены на бензин, однако это впрок им не пошло. «То, что сегодня нефтяные компании сделали, – это форменное безобразие. Это (третью волну) приходится возбуждать. Может быть, закон специальный принять по колебаниям (цен на топливо на внутреннем рынке) вслед за мировыми (ценами на нефть)», – сказал Артемьев на совещании по итогам работы ТЭК в 2010 году и добавил, что такой документ в ФАС уже разработан.
После заявления Путина нефтяные компании дрогнули и сделали вид, что снижают цены. ТНК-BP объявила о понижении розничных цен на зимнее дизельное топливо на 1,2 руб. за литр. С заявлением о снижении цен на дизельное топливо и керосин выступила и «Газпром нефть». «Снижение крупно- и мелкооптовых цен на зимнее дизельное топливо в регионах деятельности «Газпром нефти» составило 1500 руб. за тонну. В розничной сети стоимость зимнего дизтоплива снижается соответственно не менее чем на 1 руб. за литр», – говорится в заявлении, распространенном пресс-службой компании.
Комментарии читателей Оставить комментарий
И ни слова про наших любимых чиновников, и увеличение акцизов...
Установить экспортные квоты в прямой зависимости от реализации на внутреннем рынке. Сколько в стране продал,пропорционально можешь на экспорт.Тогда они за потребителем будут гонятся и зазывать на свои заправки. Естественно у кого будет ниже цена к тому и поедут заправлятся, тот и на экспорт больше продаст. Сразу обеспечат северный завоз, посевную, уборочную.Нужно перегонки между ними устроить.
у нас народ терпеливо молчит, а вот один денек кабы все машины встали и "сломались " на самих заправках, может тогда бы "репы" зачесали.
нужно штрафовать не кампании, а лично их владельцов. тогда эффект будет.
Дак это ведь элементарно. Нефтяники сразу же размер штрафа переносят на стоимость нефтяной продукции. Чтобы компенсировать убытки. А так, сколько Вы их не штрафуйте, а прибыль их в любом случае намного больше Ваших санкций. Они всё равно будут цены повышать.