Существуют ли права человека?

Разговор о правах человека следует начать с того, что само их существование ничем не доказано. Дети не рождаются с верой в них, и, разумеется, в доисторические времена – продолжавшиеся не одно тысячелетие – о них никто даже и не слышал. Собственно, и для исторического периода они весьма новое изобретение, причем присущее (даже в принципе, а не на практике) крайне малой части мира. Их идея полностью основывается на документах, написанных людьми и вступавших в силу благодаря грязным политическим процессам, в которых не было ничего общего с позднейшими мифами. Правительства, спокойно пытающие и казнящие врагов режима, подписывают декларации о правах с тем же энтузиазмом, что и мирные демократии.
Нам говорят, что у прав человека есть два качества – они «самоочевидны» и «неопровержимы». В сущности, это все равно что называть главным качеством овсянки высокую пригодность для строительства небоскребов. Основное свидетельство существования этих неопровержимых и самоочевидных прав состоит в том, что, как говорят те, кто в них верит, их повсеместно нарушают и попирают. Интересно, какой смысл в праве, которое не меняет мир и не способно помочь всем, кто в него верит?
Достаточно посмотреть на то, как играют дети, чтобы увидеть, что у них вообще нет идеи каких-либо универсальных прав – только своих собственных. В обществах, в которых взрослым запрещено промывать своим детям мозги, идея прав человека возникает только у сумасшедших и их кругом обычно и ограничивается.
Даже в этой стране активные сторонники прав человека представляют собой крошечное – и постоянно сокращающееся – меньшинство, влияние которого абсолютно не соответствует его численности. Если бы Би-би-си так постыдно не потворствовало этим людям и не тратило бы деньги налогоплательщиков на пропагандистские и идеологизированные мероприятия вроде «Бала Тайного полицейского» (Благотворительное шоу в пользу Amnesty International. - Прим. перев.), их бы давно ждало заслуженное забвение.
Мы, члены Национальной реалистической ассоциации, разумеется, не хотим запретить веру в права человека. Это было бы абсурдно. Но столь же абсурдно – и вдобавок куда более опасно – позволять «правистам» занимать в обществе привилегированное положение. Им разрешено преподавать свои верования в школах, при этом они защищены от законов против дискриминации и могут уволить любого, кто не верит в Права человека. При этом, повторяю, нет никаких доказательств того, что права человека в принципе существуют. Конечно, о них все равно следовало бы рассказывать в школах, но в рамках сбалансированного курса, который бы по существу рассматривал и такие практики, как рабовладение и пытки – ведь они никогда не были так популярны и широко распространены, как в современном мире, и, по крайней мере, действительно существуют – чего нельзя сказать о правах человека.
Не существует примеров предполагаемых прав человека, которые не было бы проще объяснить с помощью современного биологического анализа отношений власти, в котором «благородные» идеи о неопределенно благожелательном взаимовыгодном сотрудничестве сменились ожиданиями абсолютной, безжалостной и беспринципной взаимной эксплуатации» (цитата из книги Ричарда Докинза «Расширенный фенотип». - Прим. перев.). Мы ведь в конечном счете животные, и это делает идею неких особых прав «человека» еще более нелепой.
Стоит ли позволять родителям внушать детям веру в права человека – это, разумеется, непростой вопрос. «Прависты» будут говорить, что такой запрет нарушил бы их права, но это до смешного очевидный пример логического порочного круга. С тем же успехом можно доказывать, что Библия правдива, потому что в ней сказано, что она правдива. Когда мы поймем, что существование прав человека ничем не доказано, мы должны будем серьезно спросить себя, может ли общество позволять родителям так обращаться с детьми. Вера в права человека способна привести к некоторым абсурдным идеям – например, заставить предположить, что родители имеют право (опять это слово!) врать своим детям и что именно это – одна из опор свободного общества. Вот очевидный пример того вреда, который могут нанести якобы умеренные и безвредные заблуждения. В некотором смысле мирные и безобидные «прависты», умеющие казаться приличными людьми, намного опаснее фанатиков из Amnesty International.
За правами человека всегда следовали террор и кровопролитие – во времена Французской революции, после которой Европу почти тридцать лет сотрясали войны, в сталинской России, конституция которой гарантировала больше прав, чем едва ли не любая другая в истории, а теперь и в Ираке, в котором наше стремление насаждать права человека и демократию погубило множество людей. Разумеется, апологеты прав будут говорить нам, что все это – искажения исходной идеи. Однако как можно слушать людей, которые верят в то, чего просто не существует?
Меня критикуют за то, что я не читаю «правистскую» литературу. Однако пусть король сначала докажет мне, что его новое платье действительно существует. Лично я готов обсуждать оборки, рюшечки и изящество покроя лишь после того, как получу доказательства. И что бы ни говорили королевские прихвостни, прежде чем я буду обсуждать, что такое права, они должны сначала доказать мне, что эти права существуют. А этого, естественно, никто доказать не может, потому что все так называемые доказательства на поверку оказываются лишь утверждениями, основанными на книгах, которые сотни лет назад написали люди, ничего не знавшие о современном мире.
Я знаю, что некоторых мои рассуждения шокируют. Вполне нормально, скажут они, расправляться таким образом с Богом или с религией, ведь это глупые, мерзкие и неправильные вещи, в которые верят другие люди. Собственно, потому они и другие, что верят в это. Но требовать доказать, что существует то, во что верим мы, – это же просто абсурдно!
Эндрю Браун, "The Guardian", Великобритания
Комментарии читателей Оставить комментарий
Права человека,конечно,существуют.
При этом следует отметить огромную зависимость прав человека от местоположения человека в обществе,во времени и в пространстве.
Например:один и тот же человек имеет совершенно разные права до и после женитьбы:женатый не имеет права на лево, а неженатый,напротив,должен проявлять активность, ибо от этого зависит правильность выбора партнера.
Находиться без одежды в бане (в соответствующем отделении) имеет право каждый,а право демонстрировать свою наготу на улице приходиться завоевывать в европейском суде по правам человека.
Права у вора в законе диаметрально противоположны правам,которые хотел бы иметь честный труженик.
Даже у таких лютых борцов за права человека как Алексеева и Лимонов аболютно разное понятие о том, что надо нормальному человеку.
Права человека в отрыве от его обязанностей не существуют.Если кто-то ОБЯЗАН отсиживать пожизненное заключение,то у него есть только одно ПРАВО-быть пожизненным паразитом общества за колючей проволокой!
25.10.2010 08:30Омич
Ревельскому-2
Вполне согласен с Вами, но уж очень абстрактно. На мой взгляд неискушённые в словоблудии люди, воспринимают защиту прав человека более утилитарно: Это реальная защита их конкретных прав. Именно поэтому, те кто пользуется в своих корыстных целях разными декларациями прав, находят так много апологетов. А вот, если бы они говорили с людьми не о реальных правах, а путались в туманных и зыбких абстракциях, вряд ли смогли бы рекрутировать себе столько сторонников.
Ревельскому-2:
Такого ЯВЛЕНИЯ не сущестует. Не существует в природе! Права человека не являются данностью, их всегда и везде нужно заслужить, добиться, снискать, отстаивать. И они тут же становятся правами конкретного человека, группы лиц, семей, родов. Обобщение путём универсализации - это именно идеалистическая абстракция в головах, химера. Её "ценность" должна регулярно проверяться критериями абсурда. А её привлекательность, имеющая щкурную подложку, пусть зовётся своим именем - потребностью, но уж никак не высоким словом "ценность". Кто за такую ценность свою жизнь пожертвует??
Эндрю Браун, грешит казуистикой на грани полной подмены понятий. Он априорно требует читателя поверить и согласиться с ним, что такого понятия, как права человека просто не существует и от этой позиции выводит свои парадоксальные умозаключения. Ведь, если даже само понятие "права человека" придумала какая-то инициативная группа лиц или их лидер, то уже и в этом случае можно сказать, что эта абстракция имеет место быть. Другое дело, что не каждая страна, даже располагающая одной или несколькими инициативными группами по правам человека, имеет моральное право насаждать в мире агрессивную борьбу за эти права, тем более, если в ней самой указанные права грубо попираются, как это происходит в США и Великобритании и в странах являющихся, на их взгляд, зоной их жизненных интересов. А вообще, заниматься софистикой утверждая, что такого явления, как права человека не существует,- по меньшей мере странно, и, уж никак не на пользу указанным правам.