В Татарстане русский учат меньше, чем в России

Проблема баланса между преподаванием русского языка и национальных языков не нова и в той или иной степени присутствовала всегда. С одной стороны, национальные языки изучать нужно, с этим никто не спорит. Но с другой – куда с ними потом? Где за пределами автономной республики он, национальный язык, может пригодиться? Да и в самой республике, если честно, он нужен далеко не всегда и не везде.
Ситуация усугубляется, если при этом национальный язык переучить, а русский – недоучить. Недоучить – в смысле сократить часы на преподавание. Последнее имеет место в татарских школах. Родителям русских учеников с этим мириться не хочется, и сегодня в Казани возле министерства образования прошел пикет в защиту преподавания русского языка, сообщает ИА REGNUM.
Житель Казани Эдуард Носов, чей ребенок учится в казанской средней школе, решил потребовать от министра образования Татарстана соблюдения законных прав русских учащихся в части изучения русского языка. По его мнению, эти права нарушаются, вследствие чего страдает практически половина населения республики.
Интересный вопрос: когда русский ученик изучает в средней школе татарский язык в обязательном порядке, то можно ли назвать такое изучение принудительным? Наверное, да. Не будет изучать – не получит аттестат.
С одной стороны, замечательно знать дополнительно к русскому татарский или любой другой язык. Но с другой – где потом это знание использовать, особенно если планируешь уехать из республики? Это не английский, на котором говорит весь мир, и который так или иначе пригодится. Сфера применения национального языка жестко ограничена рамками национальной же республики. И только. А изучение того, что в будущем никогда не понадобится, в наше утилитарное время – непозволительная роскошь. Лучше бы сосредоточиться на том, что заведомо будет востребовано всегда и везде.
Носов считает изучение татарского языка для русских принудительным, а на пикет его заставило выйти то, что, по его мнению, преподавание татарского языка осуществляется в ущерб русскому языку и другим предметам. Такая ситуация сложилась давно, но никого, кроме родителей учеников, не интересует, а из последних к активным действиям решил прибегнуть пока лишь Носов. Он подсчитал, что объемы преподавания русского языка в Татарстане в сравнении с другими регионами значительно сокращены – более чем на 30%.
«По федеральному госстандарту в начальной школе должно быть 9 уроков русского языка и литературы, а у нас в казанской школе № 123 – всего 5-6, – рассказал Носов. – Я пытался говорить об этом на родительских собраниях, но классный руководитель объяснила мне, что, несмотря на попытки поднять этот вопрос на уровне Минобрнауки РТ, он не решается. Остальные родители согласны со мной, но пока стараются молчать».
Татарский язык стал в Татарстане государственным около 20 лет назад, что закреплено в Конституции РТ. С тех же пор в школах Татарстана его изучению уделяется повышенное внимание. И что же? «За это время все поняли, что принудительное обучение татарскому не принесло ничего хорошего, – говорит Носов. – Русские не заговорили на татарском, да и сами татары не стали лучше его знать». Тем не менее, интенсивность изучения татарского в школах не ослабевает.
Носов, как и другие родители в его классе, считает, что для «не татар» татарский язык должен быть добровольным. Как это сделать и как организовать учебный процесс соответствующим образом, пускай думают в Минобразования РТ.
Носов же намерен требовать, чтобы дети в Татарстане изучали русский язык в том же объеме, как и на всей территории России, поскольку «это право закреплено законами России и Конституцией РФ». «Если каждую неделю недоучивать русский, то в итоге дети подойдут к сдаче ЕГЭ как недоучки. Собственно, это уже было доказано на примере последних сдач ЕГЭ в Татарстане: в нашей республике количество заваливших русский язык в среднем оказалось выше, чем по России. Мне бы не хотелось, чтобы это случилось и с моим ребенком», – озабочен Носов.
Следует заметить, что ранее в беседе с министром образования и науки республики Альбертом Гильмутдиновым по данной теме, на которой присутствовали активисты интернет-сообщества «Русский язык в школах Татарстана» (16 000 человек), ее участникам не удалось добиться даже минимального понимания с образовательными властями. Гильмутдинов заявил, что никаких проблем с изучением русского языка в школах республики нет, а программа национального образования «Килэчэк» (которую председатель Общества русской культуры РТ Александр Салагаев назвал шовинистической) будет реализована в республике независимо ни от чего.
Власти все же пикет увидели. Примерно через час из дверей министерства вышел сам министр Альберт Гильмутдинов, но к пикетчику не подошел, а сел в служебный автомобиль и укатил по своим министерским делам.
Комментарии читателей Оставить комментарий
У всех свои проблемы, кого-то мучает вопрос куда на выходные слетать на персон. самолете: домой в Питер, на Средиземноморье или снова в Париж. А кого-то волнует проблема изучения русского языка в Татарстане( почему не в Якутии), других чем накормить детей и во-что их одеть в школу. Кто-то считает, что центр много средств возвращает в регионы, а может лучше еще прикупить американских гос. бумажек?
Вообщем у всех свои проблемы.
Власти всегда преследуют только одну цель - удержаться у власти, как ни парадоксально это звучит. Но тут дело в другом: каждая власть (партия или клан, например) действует в границах собственной парадигмы-идеологии. Для динамичной страны необходимо иметь выбор из конкурирующих идеологий. Но в России исторически выбор отсутствует. Отсутствует он и теперь. Власть просто по инерции пользуется обкатанными при СССР методами ублажения местных бояр в обмен на их поддержку. И попробуйте эту власть переубедить, что она ведет дело к точно такому же развалу. Власть нельзя переубедить - это аксиома. Власть можно только сменить на другую, что в демократических странах и делается. А в РФ, как и во многих азиатских диктатурах, власть - это пожизненно. Не могу, к сожалению, Вас чем-то обнадежить.
Вахахахаха уже взяли щас лопнем.....
Образование республик с последующим отделением-это и был развал унитарного государства.ВЫ чего,всерьез думали что можно Польшу или финляндию удержать в Империи?Империя разрослась и была не управляема,а единство поддерживалось исключительно тоталитарными методами(политическими репрессиями).У Вас на одной окраине даже из собственного русского народа вызрел антирусский элемент-Украина:вот и представьте себе масштабы чрезмерно разросшегося государства,когда даже русские окраины стали неуправляемы.А Вы говорите-Польша,Финляндия...Да на несколько лет вошли в состав Российской империи по результатам войн-а вы и губу раскатали-навсегда.Ни такие разношерстные империи разваливались...А вы все по той аморфной Империи плачите.Реалистичней надо быть.
А вы найдите сейчас в Татарстане глухую деревню? Сравните соседнюю Ульяновскую область, где полная нищета и развал, да и другие регионы не лучше, где от села одна рухлядь осталась и передовой ТАТАРСТАН, который всё поволжье кормит, при том что в "ТАТАРСТАНЕ русский учат меньше, чем в России". Это потому что татары работают не по русски. По всей россии учителей русского языкка, которые являются русскими, не наберёшь и 10 %. В основном то учат русскому языку не русские учителя. А что толку русских учить в школе, если дома не смогли научить. Мать торгаш, отец алкаш двух слов без мата сказать не могут. Вы же сами себя унизили и опустили дальше некуда. Вот я татарин, ну я чтоли вас заставляю пить курить и материться, да воровать? Вы посмотрите на себя! Вы лучше боритесь с этим злом, чкм нести всякую хрень со своим нулевым интеллектом.