Василий Лановой: в 75 лет в великолепной форме

Сегодня кумир миллионов российских и не только российских зрителей Василий Семенович Лановой отмечает юбилей. Народному артисту СССР исполнилось 75 лет. Обладатель престижных званий и премий, он и на взлете творческой карьеры оставался «нерастиражированным» актером, что, с одной стороны, даже лестно для незаурядного таланта, но с другой – обидно для него самого (ролей могло быть и побольше!) и для его преданных зрителей, испытывающих досаду от редких встреч с кумиром. Обидно, впрочем, не только им, но и всем, кому не хватает присутствия на сцене и на экране великих артистов одной из старейших театральных школ России.
Столичный Театр имени Евгения Вахтангова – академия актерского мастерства со своим фирменным стилем, сказать про который, что он высоко котируется в театральной среде, - значит дать ему примитивную оценку. Вахтанговцы традиционно выделяются собственной манерой игры, абсолютно лишенной налета вульгарщины, безупречной пластикой, утонченной декламацией. Эти традиции передаются из поколения в поколение – в том числе преподавателями театрального училища имени Щукина, «поставляющего» вахтанговской сцене творческие кадры. Однажды приняв в свой элитный круг юного Ланового, «Щука» словно вживила в него свой особый ген как свидетельство принадлежности к высшей актерской касте.
Когда-то было принято на помпезные праздничные концерты в Кремле приглашать мастером художественного чтения актера из вахтанговского театра. И Михаил Ульянов, и Вячеслав Шалевич, и Василий Лановой, исполняя обязательную часть программы, силой своего дарования «переколдовывали» надрывный идеологический пафос стихотворений в проникновенную исповедальность. Да так, что у слушателей ком подступал к горлу. Кому-то из актеров эта редкая способность одушевлять звенящие металлом строки помогла в жизни и карьере, кого-то, наоборот, поставила в узковатые рамки вынужденного амплуа… Помогла ли она Василию Лановому?
Однозначно сказать трудно. Партия видела в нем идеального проводника высокой идейности в искусстве, а он охотно брался за угодные ей роли. Отнюдь не из-за конъюнктурных соображений, а потому, что мог оживить картонный образ. Почти все, к чему прикасался Василий Семенович, становилось явлением большого искусства, выступал ли он с камерными концертами, читая со сцены стихи русских классиков, или озвучивал своим неповторимым голосом закадровый текст документальной эпопеи «Великая Отечественная» (1980).
Увы, и по сей день загадкой остается факт: актера отчего-то задействовали не в полную силу. Хотя изначально все как будто складывалось удачно. Иначе как везением его творческий взлет не назовешь. Юному актеру-любителю выпал шанс сняться в фильме «Аттестат зрелости». Эту пьесу Вася Лановой знал как свои пять пальцев – главную роль в ней он играл еще в театральной самодеятельности. В парнишке разглядели талант и незаурядную фактуру и порекомендовали его съемочной группе на роль героя молодежной драмы. Она стала событием киносезона 1954 года, но мало кто ожидал, что соблазнительной профессии актера Лановой предпочтет журналистику. В театральное училище его привели почти силой, «изъяв» из МГУ уже принятые документы.
Год спустя, в 1961-м, его, студента актерского факультета, приглашают на роль Павла Корчагина – в буквальном смысле кумира детства Ланового. Снова везение: режиссерский дуэт Алова и Наумова, едва взглянув на худощавого юношу с выразительными глазами, принял решение ради него снять с главной роли уже приступившего к съемкам Георгия Юматова, в будущем знаменитого советского актера. И не прогадали. Лановой воплотил образ Павла Корчагина таким, каким представлял его, когда перечитывал роман. Попадание оказалось в точку. А советский кинематограф обрел нового романтического героя: с волевыми чертами лица, горящим взглядом и готовностью ради высокой цели идти в огонь и воду.
Этот образ настолько «шел» молодому актеру, что соблазнять его более приземленными ролями решались немногие. Помните маленький эпизод в комедии «Полосатый рейс» (1961)? Пижон в темных очках, развалившись в шезлонге на пляже, надменно цедит, указывая на тигров в море: «Красиво плывет вон та группа в полосатых купальниках». И тут же в панике срывается с места. Сцена длится буквально секунды, но критики отметили исполнителя, за крохотной ролью разглядев в нем большой и разносторонний потенциал. Тем не менее сниматься в комедиях Лановому никто не предлагал. А вдруг худсовет не позволит бросить тень на впечатавшийся в отечественный кинематограф образ беззаветного революционера? Зато никто не мешал эксплуатировать героико-романтический образ. Артур Грей в «Алых парусах» (1961) – это принц из девичьих грез. А на сцене Вахтанговского театра (Лановой играет на ней с 1967 года) он – Маяковский, в те времена чрезвычайно престижная роль. В аксеновских «Коллегах» (1962) очень убедительно сыгранный им выпускник мединститута портовый врач Алексей Максимов напоминал персонажа американских фильмов об угрюмых одиноких бунтарях – защитниках порядка и справедливости. Еще одна яркая ипостась.
То, что Лановой может успешно работать и в других амплуа, не отрицалось. Но и не слишком поощрялось. Его Вронский в «Анне Карениной» сыгран крепко, профессионально, однако спокойно и без повода для горячих искусствоведческих и литературоведческих споров. Небольшая роль Анатоля Курагина в «Войне и мире» тоже сделана добротно. Но характерных горящих глаз актера зритель почти не видел…Изначально прописанный в сценариях академизм этих образов (тогда не было принято «дополнять» классиков) нашел в вахтанговце адекватного исполнителя. Самому же Василию Лановому эти и другие немногочисленные роли, сыгранные в начале 60-х годов, для творческого роста дали не так уж много. Разве что работу на съемочных площадках в коллективе признанных мастеров. К счастью, популярность у зрителей оставалась стабильной, что немаловажно для чувствительного и знающего цену своему таланту артиста.
В театре даже самый гениальный актер может подолгу, порой годами, ждать свою звездную роль. В кинематографе режиссеров много – в театре один. Но это особая логика сцены. Работы на ней Ланового всегда удачны, но ритмичной его театральную жизнь вряд ли назовешь. Послеперестроечные годы не благоприятно сказались и на творческих возможностях театра. Но и без того ряд спектаклей с участием Василия Ланового вошел в золотой фонд не только прославленного Вахтанговского, но и отечественного театрального искусства в целом. Например, «фирменный» спектакль «Турандот», восстановленный в театре в 1971 году. Лановой просто блистал в образе принца Калафа.
В год знаменитой вахтанговской премьеры случился и настоящий триумф в кино: фильм «Офицеры» (1971), чистой воды политический заказ, выполненный, однако, его создателями талантливо, на совесть, с мобилизацией лучших творческих сил. В том числе – Василия Семеновича Ланового на центральную роль кадрового военного, чья жизнь проходит вместе со становлением советской страны и Красной Армии. Вахтанговец не был бы вахтанговцем, если бы не сумел из тщательно просчитанного образа сделать нечто шедевральное. «Там какая-то загадка есть, чудо какое-то, - говорил о фильме сам Лановой. - У меня есть по ролям гораздо лучше картины, но они проходили, и остался Иван Варавва…»
В «Офицерах» он спел свою, по мнению зрителей, лебединую песню без единой фальшивой ноты, хотя любимой ролью до сих пор считает ту самую комедийную в «Полосатом рейсе» - продолжительностью в несколько секунд! Оба фильма, кстати, любимы народом и потому «обречены» на непременный показ по телевидению – в течение многих, многих лет. Для актера это вершина заслуженной народной признательности и искренней благодарности.
'''А вот что в интервью КМ.RU сказали коллеги Василия Семеновича – актеры Театра им. Вахтангова.'''
Александр Галевский, заслуженный артист России – в Театре с 1968 г.:
Василий Семенович настолько ярок в своей творчестве, кино и театральной биографии, что можно говорить о нем очень много. Я его очень люблю как товарища по сцене и товарища по жизни. Лановой – это не только афишное имя, на которое ходят, он - замечательный партнер. Кроме того, Лановой - очень требовательный человек в своей профессии, несмотря на 75 лет, он в великолепной форме, во время спектаклей летает на люстре без лонжи.
Все мы видели фильм «Офицеры». Так вот я могу сказать, что он настоящий офицер, хоть и ходит в штатском костюме. Лановой - офицер по чести своей.
Я желаю ему, чтобы он был здоров, оставался таким же востребованным в кино, в театре и в жизни. Василий Семенович, будь счастлив, здоровья тебе!
'''Михаил Васьков, заслуженный артист России, в Театре с 1977 г.:'''
Уникальность таланта Ланового, как и всех актеров такого масштаба, в огромном даре Божьем. Лицо, стройность, творческий запал, потенциал, колоссальная работоспособность - все это в нем соединилось. Такое нельзя заработать, только Господь может этим одарить. Плюс его просто колоссальная работоспособность. Он постоянно куда-то летает. Я сомневаюсь в том, что Василий Семенович когда-то просто сидит и отдыхает. По-моему, он никогда не отдыхает. Он постоянно работает, работает и работает.
Василий Семенович, я желаю вам быть всегда таким веселым, творческим. Я желаю вам, чтобы вас никогда не оставляла та сила Божья, та охрана, которая вокруг вас существует, тот ангел-хранитель, который вас оберегает, сдерживает и направляет. Дай вам Бог здоровья!
'''Юрий Красков, заслуженный артист России, в Театре с 1990 г.:'''
В Лановом сочетаются и человеческие качества, и профессионализм, и талант. Все это очень глубоко. В этом, наверное, и заключается его гениальность.
Мне с ним легко, как с партнером по сцене. Даже, когда случается что-то непредвиденное, я свободно себя с ним чувствую, потому что от него никогда не исходит отрицательной энергии. Всегда от него идет тепло, понимание и отзывчивость. Мне с ним легко и интересно, несмотря на то, что мы люди разных поколений.
Как будем чествовать Василия Семенович в Театре?Ему предоставлена возможность сыграть все свои спектакли подряд, одним блоком. Последний спектакль будет 17 января.
А в качестве поздравления к юбилею я бы хотел прочитать стихотворение Иосифа Бродского:
Мы будем жить с тобой на берегу,
Отгородившись высоченной дамбой
От континента в небольшом кругу,
Сооруженным самодельной лампой.
Мы будем в карты воевать с тобой
И слушать, как безумствует прибой,
Покашливая, вздыхая непременно
При слишком сильных дуновеньях ветра.
Я буду стар, а ты - ты молода,
Но выйдет так, как учат пионеры,
Что счет пойдет на дни, не на года,
Оставшиеся нам до новой эры…
Портал KM.RU присоединяется к поздравлениям в адрес выдающегося артиста и желает Василию Семеновичу новых творческих триумфов!
Комментарии читателей Оставить комментарий
С днем рождения!Здоровья,долгих лет. Всегда восхищаюсь Вашим талантом,люблю все фильмы с Вашим участием.
Дай боже силы ангелу-хранителю уберегать Василия Ланового и дальше! К нам в Вильнюс в середине девяностых ( где-то около 1996 года ) директор русского драматического театра ,Владимир Викторович Федотов, пригласил В.Ланового. Ни один "богатей", которые называют себя" русскими" ( литовские оранжоиды ) не дал денег. Не смогли сделать рекламу, пришло мало людей, (не смогли потом оплатить зал). В этот вечер директор покончил с собой. Такие вот, грустные воспоминания...
Василию Семёновичу нижайший поклон.Здоровья.Так держать.
По настоянию Оси записываю сейчас "Как закалялась сталь",к вечеру обязательно посмотрю молодого Ланового.И за его роли низкий поклон человечищу,долгих и здоровых лет жизни.Всего самого доброго Вам,дорогой Василий Семенович!
Он всегда был вместе со своей нацией и со своим народом. Уважаю его гражданскую и жизненную позицию. Он во многом отличается от других деяелей российской культуры своей жизненостью, честностью и неподкупностью. Всем Табаковым, Граниным и многим-многим другим нужно еще учиться и учиться у него.
С днем рождения.