Военная доктрина частично осталась военной тайной

Совет Безопасности РФ подготовил проект новой, уже третьей по счету Военной доктрины России. Секретарь Совбеза Николай Патрушев обрисовал сегодня на страницах «Российской газеты» основные параметры открытой части этого документа. Закрытая же часть Военной доктрины по-прежнему останется государственной тайной.
Проект новой доктрины подготовлен как раз ко времени завершения структурной перестройки Вооруженных сил. Конечно, логичнее было бы делать наоборот – сперва оценить весь возможный спектр угроз, стоящих перед страной, как на сегодня, так и в перспективе ближайших 10-15 лет. А уж потом, исходя из этого, прикинуть, сколько и каких войск, а также оружия и военной техники потребуется для нейтрализации этих угроз. А затем, опираясь на адекватную оценку возможностей страны, определить, какие у нас должны быть Вооруженные силы, и приступить к их планомерному развертыванию. У нас же, как водится, поступили с точностью до наоборот.
Собственно, к «военной реформе» приступили еще в позднесоветские годы, при Горбачеве. С тех пор шла череда сокращений, выводов войск в «чистое поле», разбазаривания техники и имущества, управленческая чехарда и неразбериха. Все эти безобразия тоже назывались «военной реформой».
На эту «реформу» бросались высшим руководством самые различные персонажи. Первым был почтенный ветеран маршал Язов, при котором коммерция в армейских рядах расцвела буйным цветом. Оговорюсь, что лично Дмитрий Тимофеевич, скорее всего, и рубля деревянного на этом не заработал.
Затем чередой следовали: герой Афганистана, бравый десантник Грачев, вошедший в историю под кличкой «Паша-Мерседес». Опытный военный и слабый политик Родионов. Ракетчик Сергеев, неведомо почему ставший «Первым маршалом РФ». «Первый гражданский министр», он же генерал госбезопасности Иванов. Последние годы «реформой» занимается еще более «гражданский» человек – выходец из налогового ведомства Анатолий Сердюков.
Одни из этих персонажей полностью заваливали армейскую службу, при других, по крайней мере, хоть кормить и одевать солдат стали поприличнее. Но все они занимались «реформой», которая непонятно к чему должна была, собственно, свестись. Если только не заподозрить, подобно многочисленным конспирологам, что высшее политическое и военное руководство страны – сплошь агенты влияния, откровенные шпионы или идейные русофобы-вредители. Эта версия любопытна, но, к сожалению, ее сегодня невозможно ни опровергнуть, ни подтвердить.
Попытки провозгласить новую Военную доктрину, тем не менее, предпринимались неоднократно, о чем КМ.RU уже [http://news.km.ru/osenyu_rossiya_poluchit_novuyu_v рассказывал]. Однако реальностям сегодняшнего мира они не отвечали, и тем более не предусматривали конкретных мероприятий по укреплению обороноспособности страны. Так что даже осуществленный Анатолием Сердюковым перевод армии на бригадную структуру, сокращение военных училищ, военных лабораторий и полигонов, увольнения «непрофильных» офицеров, в принципе, могут считаться соответствующими их духу мероприятиями.
Тем не менее, как и было обещано, к декабрю Вооруженные силы будут у нас уже с отреформированной структурой. И к этому же времени президент получит на утверждение проект новой Военной доктрины страны.
Как рассказал сегодня на страницах «Российской газеты» Николай Патрушев, последовательность принятия важнейших государственных документов по этому вопросу была следующей. В мае этого года президент России Дмитрий Медведев утвердил Стратегию национальной безопасности России до 2020 года. Это, по словам Патрушева, принципиально новый документ, определяющий, что безопасность страны обеспечивается через реализацию стратегических национальных приоритетов. В качестве таковых названы оборона, государственная и общественная безопасность.
Стратегия взаимоувязана с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года. Система безопасности страны должна будет развиваться в тесной взаимосвязи с мероприятиями по развитию экономики, социальной сферы, созданию надежного военно-экономического потенциала.
Как резонно указывает Патрушев, Военная доктрина должна быть непосредственной составной частью единого механизма обеспечения национальной безопасности. Что еще более важно, Патрушев не стал делать заявлений, будто «главной угрозой для безопасности России» является «международный терроризм», и новая военная доктрина призвана ему противодействовать. Достаточно откровенно для чиновника его должности он указал, что угроза войн в современном мире никуда не исчезла. Просто на сегодняшний день произошло смещение акцентов от крупномасштабных войн к локальным войнам и вооруженным конфликтам.
По словам Патрушева, «продолжается продвижение НАТО непосредственно к границам России, активизируется военная деятельность блока. После 9-летнего перерыва возобновились учения стратегических сил США с отработкой вопросов управления применением стратегического ядерного оружия.
Распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения, международный терроризм – это дополнительные факторы, дестабилизирующие военно-политическую обстановку.
В борьбе за топливно-энергетические и другие сырьевые ресурсы нарастает конфликтный потенциал в приграничном пространстве страны, в т. ч. в Арктическом регионе.
Обостряются территориальные претензии к России со стороны отдельных государств, например, Японии.
Негативное воздействие на международную обстановку в среднесрочной перспективе будут оказывать ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове.
Существуют и внутренние военные опасности, о чем свидетельствует обстановка на Северном Кавказе.
Есть еще целый ряд факторов, обязывающих нас крайне внимательно отслеживать военно-политическую ситуацию с тем, чтобы принимать адекватные меры. Их также нельзя не учитывать при выработке политики государства в военной сфере. Ключевым документом, ее определяющим, и является военная доктрина».
Проект новой военной доктрины предусматривает возможность применения ядерного оружия, в т. ч. и в превентивном порядке, при отражении агрессии с применением обычных средств поражения.
«В доктрине отражены такие новые военные опасности, как борьба за топливно-энергетические и другие ресурсы с привлечением Вооруженных сил, расширение НАТО, распространение оружия массового поражения, в т. ч. ядерного оружия, международный терроризм», – сказал Патрушев.
Он отметил, что введены новые подразделы по вопросам военного планирования и оснащения Вооруженных сил и других войск вооружением и военной техникой.
По словам Патрушева, в военной доктрине определено, что Россия считает своей важнейшей задачей предотвращение и сдерживание от развязывания любых военных конфликтов.
«В то же время подчеркивается, что Россия считает правомерным применение войск для отражения агрессии против нее или ее союзников, поддержания или восстановления мира по решению Совета Безопасности ООН, других структур коллективной безопасности», – отметил секретарь Совета безопасности РФ.
Патрушев сообщил, что приоритетным направлением в доктрине также определено совершенствование оборонно-промышленного комплекса. «Оснащение Вооруженных сил и других войск современными вооружением, военной и специальной техникой является материальной основой их боевой мощи. Полнообъемное функционирование предприятий и организаций оборонно-промышленного комплекса не только позволит решать оборонные задачи, но и несет серьезную социальную функцию, позволяя повышать уровень жизни населения, прежде всего в российских регионах», – подчеркнул секретарь Совета безопасности.
Внешне все вроде выглядит логичным и правильным. Остается только посмотреть, как все будет осуществляться на практике.
'''Проект новой военной доктрины для КМ.RU комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:'''
– Собственно, комментировать новую военную доктрину можно будет только после ее опубликования. Но даже из сегодняшнего заявления Николая Патрушева можно сделать некоторые выводы. Поэтому хочу отметить, что в целом совершенно верно очерчен круг потенциальных угроз военных конфликтов, которые потенциально могут угрожать безопасности России. Очень важным представляется позиция о готовности упреждающего применения ядерного оружия в случае серьезной угрозы национальному суверенитету. Сегодня, однако, присутствует большой элемент неопределенности в отношении перспектив дальнейшего мирового развития, в т. ч. и в военно-стратегическом плане. Сегодняшние относительно корректные отношения с НАТО в перспективе ближайших десятилетий могут претерпеть серьезные изменения. И в т. ч. нельзя исключать повышения градуса враждебности. Например, даже такой процесс, как таяние арктических льдов, означает не только появление новых маршрутов судоходства или облегчения доступа к эксплуатации полярных природных ресурсов: он означает и появление потенциально конфликтных точек, связанных с интересами разных стран, где и российские интересы могут войти в противостояние с интересами стран того же НАТО.
Нельзя также забывать, что США явно намерены и дальше развивать свою систему ПРО, и в перспективе ее объекты могут располагаться не только в Восточной Европе, но и в Закавказье, на Каспии, и даже в Казахстане или Монголии. Понятно, произойдет это не сейчас, нынешние руководители этих стран на такое не пойдут. Но там подрастает молодая элита, она в основном ориентирована на Запад, и не факт, что лет через 15 России не придется иметь дело с казахстанским Ющенко или монгольским Саакашвили.
И, конечно, потенциальной угрозой в будущем может стать и Китай.
Что же до вопросов военного строительства, становится очевидным, что наша армия, как планирует руководство, будет задействована преимущественно в локальных конфликтах. На случай противостояния с НАТО, вероятно, расчет будет делаться на потенциальную возможность нанесения ограниченного ядерного удара, что однозначно неприемлемо для большинства стран этого блока.
В случае серьезного конфликта с Китаем уже сейчас очевидно, что никакая наша дальневосточная группировка решить проблему не сможет, и единственным способом противостояния может быть лишь нанесение массированного ядерного удара. Поэтому в ближайшие десятилетия необходимо будет использовать все ресурсы для укрепления наших ядерных сил сдерживания.
Я также считаю неудачной идею разделить Военную доктрину на открытую и закрытую части. Это – не оперативный план, где необходима секретность. Здесь лучше прямо и без обиняков заявить, против кого и в каких условиях мы будем готовы применять удар всеми возможными, включая ядерные, силами. И раз уж наше руководство делает на них такой упор, надо заранее отработать автоматическую систему нанесения удара возмездия, и оповестить о ее наличии.
Также необходим закон, определяющий многоступенчатый переход полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего. Чтобы ни у кого не было соблазна одним массированным ударом по Москве обезглавить все российское руководство. Потенциальные противники должны знать, что даже в этом случае в России будет должностное лицо, готовое отдать приказ об ответном ударе. Это, кстати, лучшая гарантия от возможного удара с их стороны.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Слава Богу у нас ещё есть тайны. Вот америка головной болью будет страдать.
Всё вам правильно говорили! Главное продержаться 40 минут.!)) Потом вы привыкнете, втянетесь в это дело, и будете стоять до последнего.Это уж как положено. Но зачем было вас расстраивать?
40 минут..по сути один урок НВП,делов то...))).
за 40 минут поднять часть советской армии вы что издиваитесь
21.11.2009 19:56Немец 06
Немец,эти части назывались кадрированными и в случае войны они покидали расположение за 20 минут и уже в поле развёртывались.Был я на таком развёртывании-нас разворачивали не 40 минут а 3 дня...Потом плюнули и вернули в казармы!:)))
21.11.2009 12:32
*повар
1 миллион маловато для такой территории будут разбросанны базы трудно собрать в кулак
*
Вы забыли про 4 милиона офицеров милиции которых можно использовать для конкретных решений борьбы с диверсантами в прифронтовой полосе. Да призывники резервисты подготовленые для службы в военное время. Милион это только постояный состав поддерживающий технику в рабочем состоянии и готовых принять первый удар в любое время с любой стороны. Я служил в такой части. У нас был приказ держать позицию нашего участка обороны, 40 минут потом можно было всё бросать и уносить ноги, если к тому времени от нас что-то или кто-то останется. Этого времени было достаточно чтобы нормальные части развернулись и могли уже по настоящему встретить противника.