Закон о национализации может в России не пройти

Спикер Совета Федерации Сергей Миронов и депутат Госдумы «справедливоросс» Александр Бурков предложили законодательно прописать порядок национализации имущества неэффективных собственников. Соответствующий законопроект был вчера внесен в нижнюю палату парламента.
По мнению Буркова, эта мера должна распространяться на градообразующие и социально значимые предприятия, где трудится не менее 1000 человек. Причем предлагаемый документ гарантирует собственнику имущества право на компенсацию при его изъятии в пользу государства.
В каких случаях может запускаться процедура национализации? Законопроект перечисляет целый ряд оснований, среди которых – угроза массовых увольнений, высокая задолженность по выплате заработной платы, нарушение правил охраны окружающей среды и др.
«Сегодня, к сожалению, нередки ситуации, когда рабочие тысячами попадают чуть ли не в кабальную зависимость от олигархов – собственников градообразующих предприятий, – подчеркнул Бурков. – В случае проблем в бизнесе, которые нередки у собственников, ведущих экономические и биржевые игры, работникам просто некуда деваться с единственного в городе или районе завода. И они вынуждены продолжать работать за гроши, месяцами ждать зарплату. Это несправедливо. Государство должно защитить их», – сообщает пресс-служба «справедливороссов».
20 лет назад пропаганда трубила на всех углах о том, что государственное управление заведомо уступает частному. Под бесконечные разговоры о создании класса «рачительных хозяев» была проведена масштабная и быстрая приватизация, названная в народе «прихватизацией». Промышленность и сельское хозяйство тут же обвалились, по всей стране начались многомесячные задержки с выплатой и без того копеечных зарплат, заметно повысилась безработица. Все на себе почувствовали цену лозунгам об «эффективном собственнике», наивные иллюзии начала 90-х стали развеиваться.
Все чаще стали раздаваться голоса о возвращении приватизированных предприятий в госсобственность. Попытки навесить на сторонников национализации ярлык «не вписавшихся в рынок ретроградов» предпринимались регулярно, однако на эти выпады следовал железный ответ: «Посмотрите на опыт западных стран». И действительно, национализация применяется в государствах, экономики которых при всем желании не назовешь социалистическими. Хрестоматийный пример – послевоенная Великобритания. Тогда там национализировали газовую промышленность, черную металлургию, ключевые авиакомпании, добычу угля, железнодорожный транспорт и электроэнергетику. Есть и более свежие примеры. Во Франции 80-х годов государственными стали десятки частных банков, авиационные заводы, металлургические предприятия и т. д.
Почему бы и в России не применить национализацию там, где это необходимо? Понятное дело, что не всем это понравится. Можно с большой вероятностью предполагать, что олигархическое лобби встанет стеной на защиту своих интересов, и законопроект о национализации так и останется лишь проектом, не обретя статус закона. Но, в любом случае, появление таких инициатив уже говорит о многом: вода, как известно, и камень точит.
Насколько России нужен закон о национализации? Этот вопрос мы адресовали ведущему научному сотруднику Института экономики РАН Владимиру Филатову:
– Кто эффективнее управляет собственностью: частник или государство? Как профессиональный экономист хочу сказать, что частник эффективнее лишь в том случае, если собcтвенник имущества и его управляющий – одно и то же лицо. Это возможно в мелком бизнесе. Вот тогда у такого управляющего появляется дополнительная мотивация, потому что он отвечает своей собственностью. А в крупной корпорации работает наемный менеджер, и какая ему разница, кто у него хозяин – государство или акционеры? Никакой особой мотивации у него нет. Суть в том и заключается, что есть расхожий лозунг о якобы большей эффективности частного собственника, но в современном производстве это не так, если речь идет о крупном предприятии. В мелком бизнесе ситуация иная, но законопроект о национализации предлагается не для малого бизнеса.
Так вот, нужна законодательная основа для возвращения в госсобственность активов, которые нерационально используются. Правда, есть опасность, что такой механизм может использоваться для передела собственности и сведения счетов.
Я считаю, что законопроект не пройдет, потому что скажут, что это спровоцирует волну национализации. Тем не менее, государство может все, и если будут национализированы целые отрасли, то мировая общественность 2-3 месяца покричит, и на этом все закончится.
Что касается данного законопроекта, то необходимо четко обозначить, на какие сферы распространяется его действие. Говорят о социально значимых предприятиях, но, по большому счету, у нас все социально значимо.
Комментарии читателей Оставить комментарий
большинство сообщений доказывает лишь одно, что замять приватизацию не получается и не получится... какая то кучка нерусских мошенников захватили втихаря и явно незаконно почти все рессурсы цивилизации Русь... всё это висит как домоклав меч и никуды он не денется... и поколение смена не уберёт эту нависшую над ними угрозу... эгрегориальная память народа сильна... время подойдёт... обратного хода история не имеет... всё должно принадлежать народу... и будет принадлежать... никаких олигархов и капиталистов на территории Русской Цивилизации.... толпо-элитаризма не будет... это тупик для всего человечества.
Не жирно ли получается? От государства,т.е.народа частник получил предприятие бесплатно,развалил его, а при такой национализации ему выплати! Дулю!!!
AlexNotDulles(у).
Ваше - "..А разоряющиеся компании не национализировать надо (ещё хомут на шею налогоплательщика), а продавать с молотка или ликвидировать."
В принципе - Да, но:
* за чей счет проводить ликвидацию, дело это затратное..;
* за чей счет производить компенсации долгов и пр., т.к. продажа угробленных активов дело крайне хлопотное и в основном прибыльно только самому продавцу.
Ответ есть - за счет эффективных владельцев и топ. менеджеров, но здесь речь идет не о мелком - среднем бизнесах, а о крупном сросшимся намертво с властью, а значит на кону будут интересы государства.. (вернее кормящихся возле..) и значит дело тухлое.. Нет политической воли.., да и кто будет исполнять - такие же повязанные интэрэсами..?!
Эти активы просто никому не нужны - их дешевле просто бросить, с прощением бюджетных грехов и компенсацией только зарплат и явного вреда, за счет владельцев и топ менеджмента.
Это может вполне пройти, но жлоб жулье из 90 г. - прикормленные "слуги народа"
и эту мелочь.. вероятно засаботируют.
Полностью с тобой согласен!!!
"А в крупной корпорации работает наемный менеджер, и какая ему разница, кто у него хозяин – государство или акционеры? Никакой особой мотивации у него нет."
Как правило, менеджеры крупных корпораций имеют хорошую долю в них (в виде акций, несколько процентов). Так что мотивация есть. Посмотрите на Боинг, для примера. Да на Майкрософт (Гейтс располагает всего где-то 10% компании).
А разоряющиеся компании не национализировать надо (ещё хомут на шею налогоплательщика), а продавать с молотка или ликвидировать.