Российский автопром реанимируют в кредит

Премьер-министр Владимир Путин подписал решение о выделении 2 млрд руб. на субсидии по автокредитам. Государство намерено возмещать заемщикам две трети ставки рефинансирования ЦБ, т. е. 8,66% (сейчас ставка - 13%). По подсчетам экспертов, в среднем госсубсидия для получателя трехлетнего кредита на покупку автомобиля стоимостью 300 000 руб. при первоначальном взносе 90 000 руб. может составить около 29 000 руб. (805 руб. в месяц). А 2 млрд руб., выделенных на 2009 году, хватит на покупку 210 000 машин.
Кредит по «льготному тарифу» можно будет получить только в 2009 году сроком на три года на покупку автомобиля стоимостью до 350 000 руб. Выдавать их будут «банки с госучастием», но порядок получения денег еще устанавливается.
Воспользоваться субсидией можно будет только при покупке автомобиля отечественного производства, в том числе иномарок российской сборки. Как сообщила газета «Ведомости» со ссылкой на источник в Минпромторге, государство готово субсидировать покупку всех моделей АвтоВАЗа, а также Fiat Albea, UAZ Hunter, Renault Logan, Skoda Fabia (точный список появится позже). По словам чиновника, работавшего над постановлением, граница в 350 000 руб. не строгая, могут быть «пограничные варианты».
Решение о «льготном автокредитовании» еще одна мера (следом за повышение ввозных пошлин) поддержать российский автопром. А вести из этого сектора экономики крайне печальные. Спрос на автомобили в условиях кризиса снижается. Предприятия автопрома уже объявили о сокращении производства и переходе на неполную рабочую неделю. Аналитики полагают, что в январе-феврале в России будет произведено 110-120 тысяч легковых авто. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года в России собрали 220 тыс. машин. Продажи АвтоВАЗа в январе упали почти на 40% - до 29,1 тыс. машин. Февральский прогноз - 32 тыс. автомобилей.
Продажам будут мешать и еще одни новоиспеченные «конкуренты» - кредитные автомобили. К осени 2008 года банки выдали займов на приобретение авто на сумму более чем 800 млрд руб. Благодаря появлению кредитных программ и росту доходов населения российский автомобильный рынок вырос за 5 лет в 17 раз. Сейчас и с кредитами, и с доходами тех, кто успел этими кредитами воспользоваться, большие проблемы. Теперь в банках осваивают новую профессию – продавец машин, ведь если заемщик не в состоянии оплачивать кредит, то его машину выставляют на реализацию в счет погашения долга.
Причем банковские иномарки будут стоять немного дешевле, чем ввозимые из-за рубежа.
При подобных обстоятельствах правительственные меры для стимулирования потребительского спроса автопроизводители должны были воспринять как манну небесную. Однако опрошенные газетой «Ведомости» представители отечественного автопрома недовольны суммой субсидии в 2 млрд руб. Некий менеджер из АвтоВАЗа сказал, что этих денег хватит лишь на то, чтобы обеспечить четверть годовых продаж, причем до сих пор завод продавал в кредит до 30% машин.
Посмотрим, что скажут на ВАЗе через несколько месяцев. Ведь субсидия предполагает выбор между разными производителями. И вовсе не факт, что покупатель предпочтет «Жигули» тому же Fiat Albea или Renault Logan (машины примерно одной ценовой категории).
Льготные кредиты – это, конечно, хорошая маркетинговая поддержка, но ясно, что для увеличения продаж чисто отечественных машин кредит не слишком поможет. Цена на продукцию ВАЗа в $12, $10 и даже $7 тыс. завышена. Поэтому, если ВАЗ желает оставаться на плаву, нужно привести цены в соответствии со спросом, качеством и ситуацией на рынке.
Комментарии читателей Оставить комментарий