Чиновники придумали, как избавиться от сельских школ

На фоне общей печальной картины почти повсеместной ликвидации т. н. малокомплектных сельских школ в России есть и положительный пример того, как в одном районе (Аткарском муниципальном районе Саратовской области) сделали все возможное, чтобы сохранить на селе школу.
Как сообщает [http://www.stoletie.ru/ Столетие.RU], глава района Юрий Кошелев и его единомышленники с цифрами на руках доказали, что закрытие таких школ отнюдь не приведет к оптимизации расходов. Но это был только первый шаг на пути сохранения школ. Предстояло сделать еще очень многое: ведь проблем было немало, вплоть до того, что не хватало учителей, и их стали возить из города.
Вечная головная боль нашей системы образования – нехватка средств. Конечно же, в первую очередь это касается деревни. Чтобы выйти из непростого положения, в Аткарском районе сократили вакантные ставки, гардеробщиков приглашали работать на сезон, меняли и функциональные обязанности. На помощь школам пришли местные фермеры и главы сельхозкооперативов. Они делятся со школой стройматериалами, на своем транспорте отвозят детей на конкурсы и олимпиады, покупают оборудование, пашут пришкольные участки и учительские огороды.
Школе помогают даже те, у кого нет детей. Люди понимают, что школа – это стержень деревни. Исчезнет школа – постепенно сойдет на нет и сама деревня. Ведь сельская школа – это не просто образовательный центр, а фактически единственное место в деревне, где дети приобретают навыки социальной жизни.
Увы, несмотря на положительный пример Аткарского района, общая тенденция удручает. Школы повсеместно закрывают – по темпам ликвидации счет пошел уже на тысячи. Понятно, что это отражается и на общей ситуации в деревне. Ни для кого не секрет, что т. н. «реформы» нанесли чудовищный удар по всем ключевым сферам нашей жизни, но на селе это заметно вдвойне. Вспомним, как еще во время перестройки было очень много разговоров о возрождении села, создании крепких фермерских хозяйств, «возвращении земле хозяина» и т. д. И чем же это обернулось на практике?
Если говорить в целом, то налицо – деградация сельскохозяйственной инфраструктуры. А сокращение числа школ лишь подхлестнет этот процесс. Мы только и слышим о нехватке денег, под предлогом чего школы и закрывают. Только это – демагогия для наивных. В России деньги есть. Все знают о колоссальных международных резервах нашей страны. Даже сейчас, во время мирового финансового кризиса, их значение достигает астрономической величины, превышающей $436 млрд. А школам, видите ли, денег не хватает.
Разговоры о возрождении села не стоят и ломаного гроша, если они не подкрепляются реальными делами. И как раз поднять село можно было бы, развивая школу. Хорошо оборудованная школа, в которой работает не замотанный нищий учитель, а обеспеченный и уважаемый педагог, могла бы стать настоящим социальным маяком, тем островком благополучия, к которому бы потянулись люди. Но, увы, по большому счету сейчас это – не более чем мечта.
'''О проблеме малокомплектных сельских школ рассказывает президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков:'''
– Ситуация с малокомплектными сельскими школами сегодня находится на грани социальной катастрофы. В феврале в Орле проходил I форум руководителей сельских поселений, в ходе которого была высказана очень серьезная тревога по поводу того, что происходит сегодня с малокомплектными школами. За последние 3 года на селе закрыто около 4000 школ. Вместо них предлагается т. н. программа реструктуризации. Она означает, что часть школ переводят в разряд филиала другой, более крупной школы, которая находится в другом селе. При этом стоит напомнить, что для закрытия школы нужно решение сельского схода, а вот для закрытия филиала никакого решения схода не нужно. Наши чиновники пошли очень хитрым путем. Они в течение целого ряда лет переводили сельские школы в разряд филиалов якобы для того, чтобы наполнить их финансово: говорили, что на саму школу денег нет, а если она станет неким филиалом сельской школы, то деньги найдутся. Таким образом большую часть сельских школ перевели в разряд филиалов, а затем эти филиалы «очень успешно» закрыли.
Закрытие школы фактически приводит к тому, что село умирает. Из села уезжает наиболее работоспособное население – молодое, у которых маленькие дети школьного возраста. Возить детей из одного села в другое при наличии двух основных бед в России – вещь очень опасная.
Основные беды в России – это, как известно, дураки и дороги. И вот появилась третья беда – дураки, которые заставляют возить детей в школы по нашим дорогам.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Нашим чиновникам никогда не будет достаточно денег.Чем выше чин-тем больше вор.
Срочно нужно восстановить сельское хозяйство, и, тем самым, укрепить образование на селе.
вернулся один наш путешественник из Перу-рассказывает что в каждой деревне, что по берегам рек в сельве, единственое каменное здание - это школа.Как это Перу может себе это позволить?
На селе у нас живет в пять раз больше людей, чем это экономически целесообразно. Селу не нужно столько людей для сельского хозяйства. Раньше этот вопрос решался за счет развития ремесел в деревне. Нынешняя налоговая система считает ремесленника торгашом-предпринимателем, а не тружеником, и поэтому дерет с него убийственные налоги. А насчет сохранения школ решение давно придумано - надо усыновлять бомжующих детей, тогда будут ученики в школах. Беспризорные дети хорошо себя чувствуют в сельских семьях.
Молодцы!!! Только так и можно сохранить РОССИЮ.