]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Ужас США: у России есть шанс создать новое оружие возмездия

12:00 27.08.2016
, Павел Крюков
Фото Xchgall с сайта wikimedia.org

Распад СССР помешал реализации уникального проекта, но все можно исправить

США в 1958 году укомплектовали свою систему раннего предупреждения о воздушном нападении дирижаблем мягкой конструкции воздухоизмещением 42 тысячи м3, он мог находиться в воздухе до восьми суток. Его прозрачный для радиолучей корпус служил обтекателем 13-метровой радиолокационной антенны.

Четыре таких дирижабля законсервировали в 1962 году, заменив их самолетами дальнего радиолокационного обнаружения, продолжительность полета которых без дозаправки составляла 11 часов.

Дирижабли наилучшим образом подошли бы для базирования мобильных ракетных комплексов. Для этой цели использовались практически все виды транспорта – надводные и подводные суда, автомобильные и железнодорожные платформы, самолеты и вертолеты, за исключением, разумеется, дирижаблей. Воздушные командные пункты также размещались на самолетах и вертолетах, сильно уступавших дирижаблям по продолжительности полета.

Как итог, в 60-70-х годах прошлого века во всем мире эксплуатировалось не более 5-6 мягких дирижаблей воздухоизмещением 5-6 тысяч м3 в основном для патрульных и рекламных целей и участия в спортивно-развлекательных мероприятиях. В 80-х годах британская компания «Скайшип» построила 15 мягких дирижаблей воздухоизмещением 5-6 тысяч м3, тем самым полностью удовлетворив спрос на них.

Интерес к дирижаблям возродился в 70-х годах в связи с разразившимся энергетическим кризисом и необходимостью решать непосильные для авиационных летательных аппаратов задачи. В советской и зарубежной печати развернулась обширная полемика о пользе дирижаблей. В ходе нее было признанно, что дирижабли рентабельны при перевозке грузов массой 50-500 тонн на расстояние несколько тысяч км. На современном уровне развития техники недостатки дирижаблей первого поколения вполне устранимы.

В результате в СССР в конце 80-х годов был поддержан проект «Термоплан», нацеливавшийся на создание крупнотоннажного полужесткого дирижабля линзообразной формы. В 1992 году в Ульяновске на авиазаводе «Авиастар» изготовили прототип дирижабля грузоподъемностью 3 тонны. Однако довести дело до логического конца помешал распад СССР.

Дирижабли, будучи летательными аппаратами легче воздуха, удерживаются в воздухе архимедовой аэростатической подъемной силой, которую создает заполняющий корпус дирижабля газ легче воздуха. Потому полет дирижабля не лимитируется по времени, при отказе силовой установки он не рухнет на землю, а продолжает полет, дрейфуя по ветру.

Авиационные же летательные аппараты – самолеты и вертолеты, как и птицы, в воздухе удерживаются аэродинамической подъемной силой, которая возникает при передвижении в воздушной среде благодаря вихреобразованию, на что постоянно расходуется энергия. Это лимитирует продолжительность и дальность полета. Несмотря на аналогию законов аэростатики и гидростатики, в природе живых существ легче воздуха нет, в то время как морские глубины заселяют самые крупные животные на Земле.

Архимедова сила, как и вес, пропорциональна объему помещенного в среду тела и при условии сохранения пропорций кубически растет с его размером. Потому размер, как рукотворного летательного аппарата легче воздуха, так и морского животного не лимитирован, а размер и масса летательного аппарата тяжелее воздуха ограничен.

Вес авиационного летательного аппарата, будучи пропорционален объему, с ростом размера увеличивается быстрее, нежели аэродинамическая подъемная сила, она пропорциональна площади несущих плоскостей – крыльев у самолета или лопастей несущего винта у вертолета. Как следствие, при заданной скорости взлета вес авиационного летательного аппарата размером выше предельного превышает подъемную силу. Именно поэтому крупная птица типа страуса, бегая по земле, не способна взлететь.

Самолету в зависимости от типа, чтобы взлететь, требуется разогнаться до скорости 170-280 км/ч, что нельзя обеспечить без дорогостоящих взлетно-посадочных полос и другой наземной инфраструктуры. Дирижабль способен взлетать и садиться вертикально в принципе с любой грунтовой площадки или водной глади.

У летательного аппарата как легче, так и тяжелее воздуха путевой расход топлива при заданной скорости полета возрастает с размером квадратично, а запас топлива на борту – кубично. По этой причине по аналогии с морскими судами у дирижабля дальность беспосадочного полета линейно возрастает с размером, у авиационного летательного аппарата дальность принципиально лимитирована ввиду ограничения на взлетный вес, его определенная часть это запас топлива на борту.

Повышение дальности беспосадочного перелета, а также других летно-технических характеристик авиационных летательных аппаратов достигается не простым масштабированием, как у дирижабля, а за счет внедрения последних достижений науки и техники, в частности, новых сверхлегких и сверхпрочных материалов и высокоэкономичных воздушных движителей, а это требует громадных инвестиций.

Потому-то гонка обычных и авиационных, а затем ядерных и ракетно-космических вооружений привела в долгосрочной перспективе не к процветанию, а к постоянно нарастающей «дыре» в бюджете страны. Этим и обуславливалась сырьевая ориентация слабеющей и страдающей от тотального дефицита советской экономики.

Во время войны в СССР использовался лишь один построенный в 1939 году мягкий дирижабль. Он применялся для подготовки десантников и перевозки оборудования, совершив до 1945 года 1432 вылета. Лишь ВМФ США в годы войны активно использовали дирижабли для эскортирования судов и охраны протяженных морских границ. До появления надежных вертолетов им просто не было альтернативы. Осуществляя морскую разведку, дирижабли не только обнаруживали подводные лодки противника, но и поражали их глубинными бомбами.

На вооружении ВМФ США состояла флотилия из полутора сотни мягких дирижаблей воздухоизмещением 12-18 тысяч м3, которые произвели за годы войны практически без потерь более 56 тысяч вылетов. Они летали с крейсерской скоростью 128 км/ч в основном в районе Северной Атлантики зачастую в условиях снегопада, тумана при порывах ветрах скоростью свыше 30 м/с, их полет продолжался более трех суток. Флотилия дирижаблей ВМФ США просуществовала вплоть до 1959 года.

После войны отечественная авиация уже обладала мощным промышленным потенциалом. Следуя в фарватере западной авиационно-технической мысли, отечественные авиастроители полностью определяли техническую политику на воздушном транспорте, используя административный ресурс. В то время в мире разворачивалась гонка ядерных вооружений, и требовались воздушные средства доставки ядерных боеприпасов к целям на другом континенте.

По примеру своих заокеанских визави отечественные авиастроители приступили к разработке стратегических самолетов-бомбардировщиков. Возможности же дирижаблей, беспосадочно преодолевавших еще двадцать лет назад более 17 тысяч км, попросту игнорировались. В этом случае скорость полета не имеет решающего значения, однако, дирижабли, совершая полет с десятками тонн бомбовой нагрузки на борту в стратосфере, были неуязвимы для тогдашних средств ПВО.

В ФРГ в 1996 году была создана компания «Карголифтер», которая, выручив деньги от продажи акций, планировала построить транспортный дирижабль грузоподъемностью 160 тонн. Амбициозные планы компании так увлекли германский народ и его правительство, что в 2000 году ее посетил тогдашний канцлер ФРГ Г.Шредер. Стоимость акций компании невероятно подскочила на Франкфуртской фондовой бирже. Искренне веря в успех, тысячи простых граждан вкладывали в предприятие свои средства.

Компания успела создать крупнейший в мире эллинг и построила действующий прототип дирижабля воздухоизмещением 110 тысяч м3 и грузоподъемностью 75 тонн. В 2002 году, однако, стало известно о финансовых проблемах компании, которая в том же году объявила о своем банкротстве. Очевидно, новый мировой лидер – США, пользуясь современным инструментарием, преследовал те же, что Британия, цели. Видимо, по той же причине заблокирована и разработанная в 2011 году программа Минпромторга по «Развитию дирижаблестроения в РФ на период до 2020 года».

В самих же США финансируются многочисленные стартапы, нацеленные на апробацию новых подходов к созданию дирижаблей. Строят в основном прототипы, которые сильно уязвимы вследствие малых размеров, что является причиной многочисленных аварий. На доводку же прототипов средств, как правило, не хватает, что лишь укрепляло миф: «дирижабль – это игрушка ветра».

Темы: Авиация, История СССР, История ХХ века
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 01.09.2016, 07:25
    Гость: Роман

    Вот и я о том же - вы никогда не летали и не садились...
    И даже не представляете, как перевозят грузы на вертолете.
    Даже данные из справочников привести правильно не можете
    Сесть благополучно при ветре более 10 м/с - проблематично, но человеческие жертвы и серьезные повреждения маловероятны вплоть до ветра 25 м/с.
    Причем речь именно о пассажирской посадке.
    Грузы везут на подвеске - в вертолет теплообменная камера или булит просто не влезет. Там ограничения по ветру еще более строгие - парусность груза намного больше парусности как вертолета, и вполне сопоставима с парусностью дирижабля (обтекаемость у груза плохая).
    Насчет ж/д, теплохода и оленей - это вообще о том, что вы даже не представляете себе область применения дирижабля. Никто сейчас не позиционирует дирижабль как замену ж/д транспорту, водному или гужевому.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 31.08.2016, 14:05
    Гость: Николя

    Фактор один - бесплатная сила Архимеда. Но к этой бесплатной силе столько платных приложений!
    :)

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 31.08.2016, 13:29
    Гость: Николя

    Рекомендованный боковой ветер у вертолета 10 м/с, максимальный - до 25.
    По скоростям вообще никаких сравнений.
    Так что...
    :)
    Дирижабль находится после зимника, болотохода, железной дороги, теплохода, оленей и вертолета.
    И выглядит слегка параноидальным любой ценой применить силу Архимеда поперёк здравого смысла.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 31.08.2016, 07:32
    Гость: Роман

    Стоимость полетного часа очень причем: достаточно часто дешевле сделать зимник и все грузы перевезти за 6-8 зимних месяцев, чем пользоваться вертолетом.
    Достаточно часто вахту доставляют болотоходами в течении суток и более, - вертолетом не окупается.
    Насчет точности вертолета - вы хоть раз пытались садится в ветер или в косой дождь? Вертолет при посадке так же зависим от погоды, как и дирижабль - а значит и погодные ограничения у них одинаковые.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 31.08.2016, 00:07
    Гость: Скорпион

    Вы и есть как в детском саду. Вам намекнули что факторов много

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (90)
]]>
]]>
Выбор читателей
Бывший министр транспорта России Роман Старовойт найден мертвым в Одинцово
Могут и должны
Почему сделка России и США состоится не сейчас
В Москве проходит прощание с экс-министром транспорта Романом Старовойтом
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
Пик Коммунизма «Доказательство Бога»
ОтМорозки «Урал» (интернет-сингл)
Lada Niva Travel появится в следующем году
Россия пошла в идеологическое наступление в Беларуси
Павел Кашин, 23 мая, «16 Тонн» (Арбат)
В сорок лет все только начинается
Андрей Кудин «Ангел»
Граница на замке: о запрете на въезд иностранцам-русофобам
За полтора шага до ядерных ударов
Гарик Сукачев, 9 декабря, «16 Тонн»
«Патриотизм или провокация»: как власти восприняли инициативу возвращения памятника Дзержинскому
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.