Пробы древних вулканов помогли раскрыть тайну Бермудских островов

14:28 21.05.2019

Международная группа геологов с участием сотрудника ГЕОХИ РАН Александра Соболева опубликовала в журнале Nature статью, в которой показано, что Бермудские острова образовались благодаря активности крайне необычных вулканов.

Прежде подобный механизм вулканизма учеными не рассматривался, однако он может быть связан с формированием и некоторых других вулканических архипелагов Мирового океана.

Как правило, вулканы образуются в местах расхождения тектонических плит (как в срединно-океанических хребтах), либо там, где одна плита погружается под другую (в зонах субдукции - как у берегов Японии), либо же под действием стойких вертикальных потоков магмы, которые поднимаются из глубин мантии и постепенно «проплавляют» литосферную плиту над ней (как на Гавайях).

Долгие годы считалось, что и древние, давно погасшие вулканы, которые некогда подняли со дна Саргассового моря Бермудские острова, действовали под действием мантийных плюмов.

В самом деле, в этой области фиксируется стабильный плюм. С другой стороны, такой плюм должен оставлять характерную цепочку островов, как на Гавайях, - из-за медленного движения коры над стационарно расположенным вертикальным потоком магмы. Кроме того, никакой вулканической активности в области, на которую этот поток должен воздействовать сегодня, не наблюдается.

Чтобы разобраться в этих нестыковках, геологи провели дополнительный анализ 800-метрового керна, полученного на Бермудах еще в 1972 году. Необычный минеральный состав, а также содержание изотопов свинца и некоторых других тяжелых элементов позволили ученым выдвинуть новую схему образования этого архипелага, сообщает Naked-science.ru.

Возмущения в течениях магмы вызвали подъем и перемешивание вещества обломков древних плит, сохранявшихся в переходной зоне мантии. Фото: Sarah Mazza et al., 2019

Здесь стоит вспомнить, что весь Атлантический океан появился около 175 миллионов лет назад, в результате раскола суперконтинента Пангеи, который прежде объединял практически всю земную сушу. Плиты, образующие сегодня Африку, Европу и обе Америки, разошлись, и между ними появился океан.

Многочисленные обломки плит погружались в мантию под его дном, опускаясь в ее переходную зону на глубине около 400-600 километров. Около 30 миллионов лет назад возмущения мантийных потоков заставили несколько таких полурасплавленных обломков всплывать выше, взаимодействуя с водой, сливаясь и перемешиваясь.

Такой процесс и мог создать не только Бермуды с их необычной геологией, но и некоторые другие вулканические острова в океанах Земли.

22.05.2019, 01:14
Гость: Sans nom

По др.версии-
Африка появилась в результате опустившейся на дно
Лемурии. Потому Мадагаскар (один из остатков Л.)так отличается от соседней
Африки.

21.05.2019, 16:11
Гость: Палыч

Смотрел на этот вопрос на нескольких каналах.По моему дилетантскому разумению-очередная пустышка ни о чём!Болтологии много-нет доказательств.