Биография Альберта Бандуры
Фото с сайта wikimedia.org
Альберт Бандура родился в 1925 году в провинции Альберта, Канада, и получил степень бакалавра в Университете Британской Колумбии. Его степень магистра и доктора философии в области клинической психологии были завершены в университете штата Айова. Он сосредоточился на теории социального обучения, учился у Кеннета Спенса и Роберта Сирса.
Он закончил в 1952 году и прошел однолетнюю стажировку в Центре наставничества Уичито, прежде чем принять назначение на факультет психологии Стэнфордского университета, где он оставался на протяжении всей своей карьеры. По мнению Бандуры, познание играет причинную роль в поведении человека, что контрастирует с некоторыми из наиболее радикальных принципов бихевиоризма.
Его основная область исследований, социальная когнитивная теория, связана с взаимодействием между познанием, поведением и окружающей средой. Теория социального обучения утверждает, что на обучение влияет социальная среда или среда, в которой оно происходит, и что большая часть обучения происходит в процессе наблюдения за окружающей средой (пассивное обучение).
Большая часть работы Бандуры была сосредоточена на приобретении и изменении личностных качеств у детей, особенно в связи с тем, что на них воздействует наблюдательное обучение или моделирование, которое, по его мнению, играет очень важную роль в определении последующего поведения. Хотя общепризнанно, что дети учатся, подражая характеристикам и поведению других, по этому вопросу было проведено мало формальных исследований, прежде чем в 1941 году Нил Миллер и Джон Доллард опубликовали « Социальное обучение и имитация» .
Бандура стала основной фигурой для создания эмпирической основы для концепция обучения через имитацию и моделирование. Его работа о природе агрессии предполагает, что моделирование играет очень важную роль в определении мыслей, чувств и поведения.
Бандура утверждал, что практически все, чему можно научиться на основе непосредственного опыта, можно также изучить с помощью моделирования (наблюдательное обучение). Обучение с помощью моделирования происходит независимо от того, вознагражден ли наблюдатель или модель за выполнение определенного действия.
Это утверждение контрастирует с теориями поведенческого обучения Ивана Павлова и Б.Ф. Скиннера с их акцентом на условное обучение с использованием подкрепления. Было продемонстрировано, что положительное и отрицательное подкрепление могут оказывать влияние на ситуацию моделирования. Ребенок с большей готовностью будет подражать модели, которую положительно подкрепляют за поступок, чем тому, кто отрицательно подкрепляется.
Таким образом, ребенок может учиться без фактического вознаграждения или наказания; концепция, известная как альтернативное обучение. Бандура также продемонстрировал, что дети с большей готовностью подражают или учатся на модели, с которой, по их мнению, они имеют сходство: один и тот же пол и возрастная группа являются сильными факторами для позитивных моделей.
Фото с сайта poznanie-mira.ru
Бандура показал, что, когда модель подвергается воздействию стимулов, предназначенных для создания обусловливающего эффекта, человек, который пассивно наблюдает за этим процессом, не участвуя в нем непосредственно, также будет склонен к обусловленности стимулами.
Бандура распространил использование моделирования и самоконтроля / самоконтроля на терапевтическую сферу. Он назвал одну терапевтическую методику самоконтроля и разработал стратегии для ее использования с так называемыми простыми проблемами, такими как переедание, приобретение хороших навыков обучения и отказ от курения.
Клиенты ведут дневники поведения или диаграммы событий, в которых поведение должно быть изменено, с самого начала отмечая частоту, сигналы, мысли и чувства. После того, как этап построения графика был завершен, клиенты используют данные, чтобы начать вносить изменения в привычку и окружающую среду, чтобы заменить новое, желаемое поведение на нежелательное. Клиенты будут вознаграждать себя за выполнение желаемого поведения и удерживать вознаграждение за неспособность достичь цели.
Второй метод, называемый моделирующей терапией, заключался в том, чтобы человек с определенным поведенческим расстройством здоровья наблюдал за кем-то еще с той же проблемой, который успешно с ним справлся. Бандура много работал с людьми, у которых был болезненный страх перед змеями, называемый герпесобезией. Для моделей он использовал актеров (это было известно клиентам), которые прошли очень сложный процесс за окном в закрытой комнате, по-видимому, преодолевая страх перед змеями, используя систематический процесс десенсибилизации, выполняемый целиком за один сеанс. Там не было никакого обмана. Бандура сообщил, что эта техника была чрезвычайно успешной, будь то с помощью реального моделирования или с использованием управляемых изображений.
Бандура, как один автор и его коллеги, написал множество десятков научных статей, появившихся в журналах для журналистов, а также множество академических глав книг и многочисленных книг.
Вот некоторые из его наиболее известных книг: « Подростковая агрессия» (1959), « Социальное обучение и личность» (1963), « Принципы изменения поведения» (1969), « Агрессия» (1973), « Теория социального обучения» (1977), « Социальные основы мышления и действия»: A Социальная когнитивная теория (1986) и самоэффективность: осуществление контроля (1997). Во втором десятилетии XXI века он напечатал более десятка научных статей.
Комментарии читателей Оставить комментарий