]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Наука и техника
Главная → Наука и техника → История
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
    • Наука
    • Технологии
    • История
    • Энциклопедия
    • Игры
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Краткая история российской политической сатиры начала XX века

23:38 1.06.2020

Время между двух революций – 1905-1907 гг. и Февральской буржуазной – с одной стороны, было не самым благоприятным в духовном плане, с другой – эпохальным

Напуганный размахом народного недовольства и либерального брожения умов император Николай II провозгласил создание Государственной думы и даровал народу гражданские свободы. Как следствие – языки развязались, признанные авторитеты стали низвергаться с пьедесталов, политическая журнальная сатира словно обрела второе дыхание, тоже пережила свой «серебряный век», если под «золотым» подразумевать просветительскую и издательскую деятельность Н.И.Новикова во второй половине XVIII века. Сатира окрепла и обрела новые формы.

Во многом судьбоносным для русской словесности и журналистики стал 1910 год. Как реакция на кризис символизма родился футуризм. Среди них сразу же выделился Владимир Маяковский. В годы Первой мировой войны его поэзия окрепла, исполнилась социально-политического звучания, обрела обличительный характер. Главной мишенью сатиры поэт избрал буржуа – тех, кто прожигает жизнь в кафе и ресторанах, кто глух к подлинно прекрасному, кто формально образован («Нате!» и «Вам!»).

Публичные выступления Маяковского и футуристов часто сопровождались скандалами – правда жгла и пугала. Иронию потеснил ядовитый, уничижающий сарказм. Целый цикл стихотворений Маяковского назван явно издевательски – гимнами. В этом ряду – гимны судье, критику, обеду, здоровью, ученому и даже… взятке. Очевиден контраст между высоким и низменным. Сатира нередко оборачивается своей крайней степенью – сарказмом. Маяковский издевается и бичует, не брезгует и весьма крепкими словами.

Словом, его политическая сатира – боевая и действенная.

В том же 1910 году увидели свет сразу три сборника «звезды» журнала «Сатирикон» - Аркадия Аверченко. Это другой полюс политической сатиры. Она, строго говоря, и не вполне политическая. Сначала мишенью насмешек добряк Аверченко избрал обывателей и мещан. А с 1913 года, когда Аверченко отверг приглашение о встрече с самим императором, - и сама царская семья, и ложь, и пошлость официальной жизни.

Юмор переродился в сатиру – хлесткую, злую, гротескную. Язвительный сарказм наполнил издания. Фельетоны соседствовали с карикатурами. Двор хранил молчание, стыдясь и узнавая себя. Аверченко и его «Сатирикон» действительно стали «властителями дум» своего времени. «Сатирикон» формировал общественное мнение. Его цитировали и с нетерпением ждали.

Несколькими годами раньше читающая Россия узнала, оценила и полюбила еще одного талантливого юмориста и сатирика – Сашу Черного. Под этим псевдонимом писал А.М.Гликберг. При всей доброте и великодушии и ему приходилось нередко откликаться на злобу дня, на торжество реакции, высказываясь недвусмысленно и дерзко («Трепов – мягче сатаны, Дурново – с талантом»). Однако куда больше политики Саша Черный интересовался жизнью обывателей. Они-то и становятся объектом его сатиры – те, что прячутся от бурь века, кто прожигает жизнь в загулах и кутежах.

Примечательно, что один из сборников называется «Сатиры и лирика». Странное сочетание – сначала высмеять, пригвоздить к позорному столбу, а затем пожалеть, погладить по головке. Но таков он и был – Саша Черный, свой, близкий, понятный многим. Именно Саша – не Александр. В эпоху безвременья он имел смелость смеяться над косностью и тупостью власть предержащих.

Большевики с сатириками и юмористами церемониться не стали – выдавили из страны в изгнание. А в эмиграции те прожили недолго – мучительная ностальгия по Родине грызла и снедала дотла. Аверченко умер в 1925 году, Саша Черный – в 1932-м. «Баню» и «Клопа» Маяковского доконали вместе с автором… Не в этом ли жестокий сарказм эпохи?!

Советская власть сатириков не жаловала. Ирония в том, что им, в лучшем случае, разрешалось быть честными в рамках дозволенного, в худшем – превратиться в «лагерную пыль», сгинуть до срока, стать внутренними эмигрантами. Впрочем, до конца 20-х гг. большевики еще не были уверены, что они пришли всерьез и надолго. Потому и до массовых репрессий не опускались, и с интеллигенцией время от времени заигрывали. А она и верила…

Алексей Николаевич Толстой. Абсолютно беспринципный человек и безумно талантливый автор – во всем, за что бы ни брался. Уехавший в эмиграцию, изнывавший там от ностальгии по Родине и даже разразившийся несвойственной для него сатирой – романом «Похождения Невзорова, или Ибикус». Этого эмиграция «третьему Толстому» не простила – пришлось возвращаться в Советскую Россию, а там уже мимикрировать, приспосабливаться по максимуму, жить на широкую ногу и писать откровенно конъюнктурные романы навроде «Хлеба». «Красный граф» - под такой кличкой он войдет в историю отечественной словесности. И это – тоже, как своего рода сатира, ирония, ухмылка непредсказуемой судьбы…

Михаил Михайлович Зощенко. Один из «Серапионовых братьев». Тот, кто избрал для себя неблагодарную стезю рассказчика, мастера короткого жанра.

Фото с сайта klauzura.ru

Почему неблагодарную? Рассказ – временный раздражитель, сродни случаю, анекдоту. Посмеялись – и забыли. Сталинский режим долго терпел Зощенко, его едкая ирония - раздражала. Терпение лопнуло в 1946 году, когда его ошельмовали вместе с Анной Ахматовой и «выбросили» из литературы на доброе десятилетие. Он пытался вернуться и реабилитироваться – например, «Рассказами о Ленине». Но тот, кто хорошо чувствует слово, конечно же, почувствует в этих внешне простых историях, иронический подтекст – даже если предположить, что Зощенко писал искренне. Писатель не всегда принадлежит себе. Стиль выдает его с головой.

Еще один пример такого рода – Андрей Платонов. Правоверный коммунист, преданный делу революции, но самобытный автор, со своим уникальным стилем, в котором смешались и «канцелярит», и проза жизни, и претензии на «красивость». Оттого, знать, Платонова боялись, как огня и его «сокровенная проза» - повесть «Котлован» и роман «Чевенгур» увидели свет только в конце 80-х гг. Хотя и не сатира это вовсе, по большому счету. «Это моё зрение» - так пытался оправдаться сам Платонов. Только кто его слушал… Сталин назвал его «сволочью». Удивительно, что пощадил… Своеобразная ирония того безжалостного времени…

Илья Ильф и Евгений Петров. Вот уж воистину удивительно, как их бессмертная дилогия об Остапе Бендере прошла сквозь бдительную советскую цензуру.

Фото с сайта choiz.me

Возможно, бдительность была усыплена тем, что Бендер – герой отрицательный, и в финале обеих романов терпит крах. Но вышел этот проходимец и авантюрист таким симпатичным шалопаем, что романы мигом разошлись на цитаты.

Наконец, Даниил Хармс-Ювачев. Вот уж кто был бельмом на глазу Советской власти. С одной стороны – юродивый, с другой – «попутчик». Его сборник «Случаи», а также анекдоты из жизни Пушкина – мощнейший плевок в адрес официальной пушкинистики и авторов «производственных романов» навроде Федора Панферова или Федора Гладкова. Хармс показывает, как человеческие трагедии разыгрываются посреди самого заурядного быта, и этим они и ужасают – прозаичностью, обыденностью. Слова «убил» и «умер» звучат поразительно легко – в контексте стоявших на дворе страшных 30-х годов.

Пройдет совсем немного времени, и сатиру обуздают, приручат, сделают безобидной, как тривиальная ирония – будет пописывать басни Сергей Владимирович Михалков, да эпиграммы Феликс Кривин. Безрыбье, штиль… Никакого тебе дерзновения и полета фантазии.
 

Темы: История ХХ века
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

]]>
]]>
Выбор читателей
Из-за убытков фермеры в России начали массово уничтожать кур-несушек
80 лет с начала работы Потсдамской конференции: зачем рушат итоги Потсдама?
Фотобанк Росконгресса/Сергей Михайличенко
Захарова: РФ имеет право применять оружие против помогающих Украине стран
© KM.RU, Алексей Белкин
Кабмин утвердил перечень лиц, которым можно передать телефон без штрафа
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Эрдоган, как и Путин, тоже читал Киплинга. И видя, что "конкурент по роли" слабеет, сам решил подхватить падающее знамя спасителя цивилизации и белой расы»
Единственный и неповторимый Жерар Депардье
Проект «Горшенев», 7 декабря, «ГлавКлуб»
Рустэм Султанов «На осколках декабря»
Спектакль Алексея Круглова «Два портрета», 5-6 ноября, Электротеатр Станиславский
Средняя Саксония: поворот или раскол
«Как прошлогодний снег»: Германия показала, насколько Украина «важна» Европе
«Группа АГ» назвала условия процветания Москвы и возрождения России
«Абвиотура», 11 ноября, «Техника без опасности»
Корней и Как Будто «Белый вальс»
«Германия может недолюбливать французского соседа, но она обречена спасать экономику Франции»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.