«Состоятельность евразийского проекта зависит от того, удастся ли вовлечь в него Украину»

Статья Владимира Путина для «Известий», в которой он обрисовал перспективы создания Евразийского союза, вызвала достаточно широкий резонанс в экспертных кругах. Несмотря на то, что эту публикацию называют предвыборной, это верно лишь отчасти, и не в том смысле, который подразумевается.
Действующий премьер, возвращаясь в Кремль, должен обозначить какую-то историческую амбицию
С электоральной точки зрения эта статья не оказывает никакого влияния на популярность Владимира Путина. Она важна скорее с репутационной точки зрения. Действующий премьер, возвращаясь в Кремль, должен обозначить какую-то историческую амбицию, с которой связано его дальнейшее пребывание у власти. Очередной этап его правления должен быть связан не просто с воспроизводством того, что уже есть, а с реализацией каких-то масштабных задач и намерений. Интеграционный евразийский проект как раз относится к числу таковых, тем более что он оказывается увязан с глобальной экономической ситуацией и глобальным финансовым кризисом, а также с тенденцией к формированию экономических макрорегионов и региональных блоков. Причем в современных условиях она является более значимой и сильной, чем собственно глобализация. Таким образом, статья обозначает некие амбиции Владимира Путина, возвращающегося в президентское кресло. С этой точки зрения она может рассматриваться как имеющая предвыборный характер. Что же касается дополнительной популярности премьера, то это вряд ли.
Другой контекст, в котором она имеет значение, – это отношения с партнерами по интеграции. Интеграционный процесс не будет серьезно продвигаться, если он не будет целенаправленным. Стороны при этом должны исходить из некоего безусловного (хотя и ориентировочного) чертежа той конструкции, которую они хотят получить в конечном итоге. Эта конечная цель по определению является политической, а не только экономической. Нельзя сказать, что она обозначена предельно ясно и четко, тем не менее просматривается стремление к формированию полноценного регионального блока – не только в экономическом, но и в политическом измерении. Само название «Евразийский союз» заимствовано из риторики президента Назарбаева, хотя в последнее время он говорит об этом значительно меньше. В этом также, безусловно, содержится аллюзия на Европейский союз. Поэтому статья Путина может рассматриваться и в контексте наших отношений с партнерами по интеграции.
Чтобы попасть в яблочко, всегда нужно целиться чуть выше
Ставя некую масштабную задачу, она вместе с тем призвана подтолкнуть стороны к решению более частных задач, т. е. тех, которые стоят сегодня. Одна из них – усиление наднациональных регулирующих и административных органов. В частности, речь идет о таможенной комиссии. Зачастую она не справляется с тем объемом задач, которые перед ней стоят. Поэтом стоит вопрос о таком расширении состава и функций наднациональных органов, которые делают их весомым политическим фактором. Очевидно, что со стороны национальных элит всегда существуют опасения по поводу возникновения сильных наднациональных органов. В то же время без их формирования уже реализованные интеграционные проекты могут испытывать значительные трудности. Чтобы двигаться по этому пути, Владимир Путин ставит более амбициозные задачи. Т. е. он говорит о большом, чтобы реализовать что-либо по принципу «здесь и сейчас». Как говорится, чтобы попасть в яблочко, всегда нужно целиться чуть выше.
Другой, вполне практический момент состоит в том, что продекларировано серьезное стремление к созданию валютного союза. Это – следующий амбициозный этап экономической интеграции. Пока это остается во многом декларативной вещью. По сути, никто еще не обсуждал дорожную карту по продвижению к валютному союзу, однако статья Владимира Путина дает основания думать, что это может произойти. По крайней мере, подобное развитие событий находится в границах возможного. Россия не присягала на верность доллару. К тому же создание евразийского валютного союза никак не подорвет глобальную резервную валюту, поскольку это – вопрос регионального значения. При этом вопрос достаточно важный: качество региональной экономической интеграции в значительной степени будет зависеть от того, удастся ли создать такую единую региональную валюту, более сильную, чем отдельно взятые национальные денежные единицы стран-участниц.
Усиление шантажа и открытого давления на Украину может дать обратный эффект
Судя по целому ряду прямых и косвенных признаков, данная статья, помимо прочего, апеллирует к Киеву, пытаясь убедить украинское руководство в необходимости окончательно определиться с вектором своих внешнеполитических предпочтений. Я глубоко убежден, что состоятельность евразийского проекта в существенной степени зависит от того, удастся ли вовлечь в него Украину. Это – вопрос исторической важности, не говоря о том, что Украина является очень емким рынком, обладает огромным человеческим, промышленным и ресурсным потенциалом. Самое главное, что это – цивилизационно, культурно и этнически близкое нам общество. Вот почему интеграция с Украиной должна быть важнейшим ориентиром и показателем состоятельности евразийского проекта.
При этом понятно, что на данном этапе привлечение Украины маловероятно, но есть два условия, при выполнении которых это станет возможным. Первое – это демонстрация успешности интеграции, в частности, экономических достижений в рамках Таможенного союза и прежде всего России как его ядра. Таким образом, может возникнуть достаточно мощная экономическая гравитация, причем гравитация не сырьевого характера, поскольку сырьевая модель экономики влечет эгоистическую модель отношения с соседними государствами: она не способствует их вовлечению в общую орбиту экономических интересов. Государства может объединить совместное высокотехнологичное производство и совместные инфраструктурные проекты, а не просто перекачку сырья на Запад. Последняя в политическом смысле только разделяет, что мы и наблюдаем на практике.
Второе условие – искусная политическая работа с Украиной: внутренняя политическая реальность на Украине и умение влиять на эту реальность. При выполнении этих двух условий возможно вовлечение наших соседей в единое экономическое пространство и Таможенный союз. Покамест очевидно, что мы достаточно далеки от выполнения этих условий, поэтому задачей ближайшего времени является их выполнение, а не втаскивание Украины в Таможенный союз напрямую. Усиление попыток шантажа и открытого давления по этому вопросу может иметь обратный эффект.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Нам с чего расстраиваться. Мы гораздо лучше живем чем 10-20 лет назад. А можно было бы еще лучше и нам и вам.
если Украина упрямо заявляет что она хочет интеграции с ЕС, и исходя из этого перспективы "Мотор-Сич" становятся весьма туманными.
.
Вы вероятно о "туманных перспективах" Мотор Сичи достичь в этом году оборота в 1 млрд дол. при уменьшении доли российских заказов на треть - так это зря. До заказов Роллс Ройса высовершенно правы пока далеко а вот то, что долю России уверенно занимает Китай так это точно.
Ваши разговоры о "льготах" честно говоря уже набили оскомину.
Сто раз повторено Украине не нужны льготы - нужно нормальное взаимовыгодное сотрудничество на паритетных началах. Хотите ТС - не вопрос - уберите нормы по которым РФ ВСЕГДА имеет решающий голос в этой организации и отношение к нему может изменится.
Ну не в ТС это точно ;-)
А при построении нормального "взаимовыгодного" сотрудничества в области самолетостроения между РФ и Украиной часть этих самолетов легко могла бы строится в России. Но разве это цель - это мелко. Вот передать КБ Антонова под управление "эффективных" российских менеджеров, под руководством которых Россия строит по одному гражданскому самолету в год на один завод - вот это достойнейшая из "интеграционных" идей, не так ли Алексей ;-)
Да, ну тогда Украина с Европой и Россией ;-)
"И Украине "приходится" самой подписывать миллиардные контракты на поставку самолетов в Иран." - Иран уже в ЕС?