]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
Спецпроекты
Главная → Спецпроекты
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
    • Без купюр
    • Совет всея Земли
    • Стратегии развития России
    • Инфовойны
    • Публицистика
    • Великая Победа
    • Дурдом
    • Баба Клава сказала
  • Книги
  • Telegram-канал

«Осень либеральных демократий»

08:00 24.12.2011
, Виктор Боршевич

Химера скрещивания свободы и демократии обернулась чередой гражданских, региональных и мировых кризисов и войн

Любая раскрученная теоретическая химера бумерангом возвращается обратно.

Закон мотивации капитала

Меткое замечание одного из классиков политической экономии о том, что при 300-процентной прибыли у капитала «сносит крышу» и он готов идти на любые преступления, снова подтверждается в мировом масштабе. И обезумевшие от временного успеха сильные мира сего снова разрушают основы собственного процветания.

Не откуда-нибудь, а из отчета Управления Конгресса США по бюджету следует, что за период 1979-2007 гг. доходы богатых – 1% населения Америки – выросли на 275%, а у горстки сверхбогатых этот показатель роста доходов достиг умопомрачительной цифры в 392% (!). И это притом, что налоги для этой категории граждан США, согласно тому же отчету, снизились на 37%! Иначе говоря, «марксов предел беспредела», обозначенный магической цифрой 300%, превзойден.

Экономиста Маркса можно любить и можно ненавидеть, можно приписывать ему всю ответственность за геополитические потрясения прошлого века, можно восхищаться его предчувствием этих потрясений. Однако отрицать точность его социально-экономического анализа могут ныне только либо полные невежды, либо законченные лицемеры и политические пройдохи.

Так как же эта логика неукротимого стремления к прибыли отражается на восприятии людьми господствующих политико-экономических иллюзий эпохи кризиса глобализма и идеалов либеральных демократий? И о чем нам пыталась поведать суровая осень 2011 года, осень драматических потрясений в странах исламского мира и впечатляющих бунтов в странах Запада?

Анатомия и динамика глобального кризиса доверия

При внимательном анализе событий последних лет выясняется, что правительствам стран либеральной демократии не удалось удержать банковский капитал в рамках его классической банковской деятельности – торговлей деньгами. И банковский капитал с помощью мощной, длительной и хорошо организованной лоббистской кампании добился легализации своего участия в спекулятивных операциях на различных рынках, в первую очередь на рынках ценных бумаг, их деривативов, а также на рынках недвижимости. Более того, банковский капитал стал непосредственно вторгаться в процессы мировой экономики и политики, ломая хрупкую международную систему сдержек и противовесов.

Затем, в полном соответствии со знаменитым «принципом домино» и в полном несоответствии с либеральной теорией «самоуравновешивающихся рынков», под напором превосходящего всякие разумные пределы «кредитного давления» в «долговых тромбах» кровеносные сосуды мировой экономики, ее банковские и биржевые системы стали лопаться и давать сбой, вгоняя мировое хозяйство в состояние глубокого инвестиционного инсульта и обширного потребительского инфаркта.

Затем начались потрясения в социально-политических системах, подрывая авторитарные режимы в странах Магриба и Леванта заодно с либеральными демократиями Евросоюза. Дело дошло до того, что взбунтовались не только доведенные до отчаяния традиционно законопослушные обыватели южного пояса Западной Европы, но и сравнительно обеспеченные граждане Бельгии (для которых выживание с 3000 евро на семью в месяц стало проблематичным!), а также более чем законопослушные граждане Нью-Йорка (акция «Захвати Уолл-стрит!») и других городов США под многозначительным лозунгом «Wearethe 99%!», что означает вполне обоснованное требование призвать к ответу 1% преуспевающих и потерявших чувство реальности.

И в конце концов кризис кредита («кредит» по латыни – доверие) в финансовой, производственной, социальной и политической сферах перебросился в самую, казалось бы, несокрушимую «мозговую область» мировой политики – идеологическую. Иначе говоря, кризис доверия стал перемещаться из сферы материального в сферу духовного, напоминая грозовую атмосферу мировой депрессии между Первой и Второй мировыми войнами прошлого столетия.

Повышен «болевой порог» государственного долга США, богатые «северяне» Евросоюза принялись лихорадочно «реструктурировать» долги «неразумных южан», МВФ стал еще жестче требовать от должников сворачивания образовательных и социальных программ, превращая суверенитет этих государств в средство возвращения государственного долга. Попутно началось преследование «Викиликса» и прочих возмутителей спокойствия.

Однако при кризисе всей системы попытки локализовать его в одних местах тут же оборачиваются «проколами» в новых, притом самых неожиданных местах: заколебались твердыни «зоны евро» и всполошились академические и университетские умы, обеспокоенные судьбой своих теряющих связь с реальностью научных изысканий в области экономики, политологии, социологии.

Между Сциллой свободы и Харибдой демократии

Популярные политико-экономические доктрины, как это ни странно, чем-то схожи с религиозными учениями: и тем, и другим присущи символы веры, системы символического соблазна и насилия, системы подавления инакомыслия, свои священнослужители, толкователи и проповедники, свои еретики. А главное – и тем, и другим присущи догматы, воспринимаемые их адептами как истины в последней инстанции.

И точно так же, как многие религиозные учения, политико-экономические доктрины начинают разрушаться, когда их идеальные утопические построения сталкиваются с реальностью. Именно это и происходит сейчас с либерально-демократическими доктринами: тектонические кризисные процессы в мироустройстве, в карманах и умах обывателей порождают процессы рефлексии вселенского масштаба. Кризис бытия неминуемо порождает кризис доверия к господствующим доктринам, кризис веры в разумность и справедливость существующего порядка. Это кризис выражается прежде всего в бунте «массового человека» с его обманутыми надеждами на обретение материального благосостояния и душевного равновесия. Кризис бытия определяет кризис сознания, и это сознание начинает критически относиться к доминирующим идеологиям, особенно к фундаментализму либерально-демократической доктрины.

Критика «слева» догматов этой живучей и хорошо раскрученной доктрины предельно радикальна и хорошо известна: данная доктрина освящает и оправдывает логику безжалостной эксплуатации человека человеком и посему изначально асоциальна и аморальна. Более изощренной выглядит критика «справа» такими великими умами, как Кейнс или Валлерстайн, явно обеспокоенными неразумием и алчностью элит, лукаво опирающихся в своих корыстных действиях на такие «антиэлитарные» по своей сути принципы, как свобода и демократия.

Исходя из опыта Великой депрессии, Кейнс сумел убедить властные элиты Запада в необходимости государственного контроля над спекулятивной стихией рынка ценных бумаг и безработицей. Однако уже после Второй мировой войны его мудрые советы были решительно отвергнуты теми, кто воплощает неистребимую тягу капитала к сверхприбылям. Точно так же были оставлены без внимания грозные предупреждения Валлерстайна насчет опасных последствий экстремистской геополитики TINA («There is no alternatives!»), предполагающей ничем не сдерживаемые трансграничные перемещения капиталов и сворачивание социальных программ. И все эти предостережения «справа» были заглушены хором защитников либерально-демократической догматики. Пока не грянул кризис, потрясший до основания ее символ веры.

Сам концепт «либеральной демократии» кристаллизировался впервые в голове француза Алексиса де Токвиля и был более или менее определенно выражен им в работе «Демократия в Америке» в середине XIX века. Токвиль заявил, что он усматривает возможность сосуществования свободы и демократии в условиях равенства возможностей свободных граждан в сочетании с принципом невмешательства правительства в сферу их экономических и гражданских свобод. Однако равенства возможностей не получилось, без государственного контроля не обошлось.

Удивительное дело, но сам термин «демократия» начисто отсутствует, например, в Декларации независимости США. И тем не менее идеологическая химера союза Свободы (в ее частнособственническом понимании) и Демократии (в ее понимании как коллективной власти лиц, обладающих хоть какой-то частной собственностью, но, конечно, не индейцев или афроамериканцев) начала свое триумфальное идеологическое восхождение в качестве главной доктрины англосаксонской модели глобализации.

Химера

В чем состоит изначальная химеричность этой претендующей на глобальное доминирование идеологической доктрины? Свобода частного собственника предполагает укрепление власти тех, кто выиграл гонку за выживание, тогда как демократия предполагает развитие и усиление власти большинства населения, т. е. в основном как раз тех «неудачников» в погоне за успехом, которые реально воспользоваться свободой никак не могут. Свобода для сильных вступает в конфликт с властью слабых, и их скрещивание порождает химеру.

Эту доктринальную химеру либеральной демократии академические и университетские теоретики попытались спасти с помощью концепции «среднего класса» мелких частных собственников и служащих, число которых якобы должно непрерывно расти в условиях либеральных демократий. Так красиво мыслилось в теории.

Однако на практике в действие вступил закон диалектических превращений, согласно которому всякая теоретическая утопия с неизбежностью превращается в свою противоположность, в антиутопию, когда «лояльная» и «свободная» рыночная конкуренция в рамках «демократических» прав и свобод обернулась засильем олигархий и монополий, а сами демократические институты превратились в эффективные инструменты увековечивания господства экономических и политических элит.

В бурном развитии информационных технологий многие теоретики конца XX века усмотрели некую новую эру «постиндустриализма» как предвестника новых мировых побед либеральной демократии. Волна электронных «твиттер-революций» в предкризисную эпоху, казалось бы, подтверждала эту авангардную теорию. Однако сам западный «постиндустриализм» быстро свелся к тому, что Китай взял на себя функции мировой индустриальной державы и стал успешно покрывать потребности Запада в сравнительно дешевых и относительно качественных товарах. А засилье гигантов информационных технологий на мировом рынке информационных услуг вкупе с беспрецедентно возросшим информационным контролем спецслужб над коммуникациями граждан быстро развеяли иллюзорные ожидания сторонников либеральных доктрин. И никакие «постиндустриальные» информационные технологии не смогли остановить кредитного кризиса – следствия человеческой жадности, упоенной всесилием.

Так, теоретическая химера скрещивания свободы и демократии обернулась нескончаемой чередой гражданских, региональных и мировых кризисов и войн. Более того, попытка распространить эту утопическую доктрину либеральной демократии с уровня национальных структур на наднациональные всякий раз обращалась своей противоположностью – диктатом сильных над слабыми. Естественно, под флагом непримиримой борьбы за свободу и демократию «продвинутых» против «отсталых», всего «демократического» против всего «авторитарного» и «тоталитарного».

Опьянение успехом борьбы за власть и богатство определило поведение национальных и мировых элит. И они, вопреки заботам о собственной безопасности и в согласии с законом мотивации элит, выраженным более двух тысячелетий тому назад великим китайским мыслителем Лао-цзы («Путь Человека таков – сильные непременно усиливаются, слабые с неизбежностью слабеют»), а затем в XIX веке переформулированном политэкономом Марксом в виде закона мотивации Капитала, стали подтачивать основы своего существования – кредита, т. е. доверия.

Естественно, когда существование человека в условиях мирового кризиса доверия становится невыносимым, отчаявшиеся и нищающие массы, нищающий средний класс, а также нищающие страны третьего мира начинают бунтовать. Тогда корабль мировой экономики вплывает в зону опаснейших рифов между Сциллой свободы и Харибдой демократии. Тогда ломаются национальные и мировые системы сдержек и противовесов, тогда наступает осень либеральных демократий, отмеченная бунтами умнеющих на глазах обывателей, а также лукавыми «демократическими революциями», во время которых элиты вновь пытаются перераспределить власть и богатство в свою пользу, привычно используя либерально-догматический фундаментализм.

Postscriptum

…В самом конце ноября мы с моим старым товарищем, бизнесменом, прекрасным и проницательным человеком, ехали из села Бутучены в Кишинев сквозь притихшую, задавленную экономическим и политическим кризисом Молдову. Один из его сыновей уехал в США, поскольку победа либеральных сил в Молдове обернулась трагедией для ее молодого поколения. И вдруг он неожиданно сказал: «Этот кризис в Европе на совести социалистов в Испании… Всех социалистов вообще. Эта их политика социальной защиты вышла нам всем боком!»

Я ничего ему не ответил: он по-прежнему жил святой верой в то, что либерально-демократическая доктрина являет собой единственно верную путеводную звезду человечества. И мне, непонятно почему, вдруг неожиданно вспомнились насмешливые слова, сказанные королем дипломатии Талейраном о Бурбонах: «Они много пострадали, но ничему не научились!»

За стеклами машины проплывала холодная и тревожная осень. «Осень либеральных демократий», – почему-то подумалось мне, и я решил взяться за перо…

Темы: Международная политика, Мировой финансовый кризис и его последствия, Публицистика, Экономическая ситуация в мире
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 27.12.2011, 13:34
    Гость: тт

    Ну, вроде понедельник эдак 76-го, с утречка - очередная тягомутина еженед.политзанятий.
    -слушайте Борщевич, вы взаправду такой оригинал, или прикидываетесь.
    Россия столетие пыталась переварить это политварево, с трудом,еле живая, наконец, его исторгла (синон.-освоб. желудок), и теперь вы уже из оной кучи опять хотите напотчевать несведущих.
    Нет,предчувствовать восхищение до употребления конечно можно, но от дальше .. -Мерси -..гурманствуйте сами

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 27.12.2011, 03:37
    Гость: Понимайка

    Уважаемый Vlad1, хочу продолжить дискуссию.
    Моё виденье будущего следующее (это и есть интуиция): 1)поскольку уже сейчас власть в России (и наверно не только в России) не справляется со своей главной функцией-безопасность граждан, то мировой кризис окончательно обанкротит её и откроет всем глаза на недееспособность этой власти. 2)вот тогда то и наступит хаос-анархия и полная деградация, или Бог пошлёт нам героев, которые смогут взять на себя главную функцию государства-безопасность граждан. 3)такое развитие событий не оставит нам альтернативы. Не представляю, чтобы эти воины, новые рыцари, потянули бы ещё функции министерства соц развития и т.д. и т.п., тем более в условиях дефицита доходов в экономике. Хватит с них заботы о наведении элементарного порядка. Общество вынужденно будет заниматься на местах самоуправлением-какие то школы, дороги, медицина, даже местная милиция. Стариков будут обеспечивать дети, всех одиноких иждивенцев в лучшем случае какие то богадельни (общественные, частные, религиозные), в худшем случае вымрут или придётся жить на подаяние. 4)может потом государство возьмёт на себя решение части социальных задач, но надеюсь к тому времени общество научится самоуправляться и мы сможем войти в некий золотой век.
    Всё это, ИМХО, своего рода НОВЫЙ, СОВСЕМ ДРУГОЙ МИР надеюсь в России на основе православия. Новая-старая парадигма развития. Хазин всё вокруг этого ходит.
    Я вовсе не людоед, это только интуиция в перемешку с логикой. Ни на чём не настаиваю.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 27.12.2011, 00:58
    Гость: Ас

    А каково тому,кто изучал К.Маркса серьёзно?! Ощущение такое,что живёшь словно в сумашедшем доме.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 27.12.2011, 00:53
    Гость: Ас

    Толковая статья. Почитал комментарии на статью и лишний раз убедился в том,что если бы всё её содержание свелось к утверждению,что дважды два будет четыре,то и тогда нашлась бы пара "скептиков" со своими возражениями.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 26.12.2011, 22:25
    Гость: хихи

    Торжество ростовщического капитала сгубило социальное государство и реальную экономику.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (11)
]]>
]]>
Выбор читателей
© KM.RU, Кирилл Дуболев
Ситуация критическая. Росстат засекретил данные по демографии в стране
© KM.RU, Алексей Белкин
КПРФ утвердила смену официального названия партии
Израиль хочет построить гигантский лагерь для 600 тысяч палестинцев
Почему сделка России и США состоится не сейчас
]]>
Агрегатор 24СМИ
]]>
Избранное
«Ундервуд», 26 января, Papa Moscow
Право на восстание и право на подавление
Как влияет медитация на иммунитет?
Джонни Кэш помог группе Blues Bastards пережить пожарную тревогу в Москве
Анализ патентов прояснил расстановку сил в «новом космосе»
Сергею Галанину 60 лет (Гарик Сукачев, Юта, Ая и др), 3 декабря Vegas City Hall
Свободный полет «Рассвет» (интернет-сингл)
Ученым удалось заснять на видео редчайшее цветение лунного цветка Амазонки
Ужимки и прыжки: киевский режим не собирается прекращать войну и выполнять Минские соглашения
«Украина – для украинцев!» Как создавали украинский национальный миф
«Ключевая», 30 ноября, «Пушкаревъ»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.