«Формулу 1» ждут потрясения: что будет с Marussia?

Когда в 2009 году в «Формулу-1» пришли три новые команды «призыва» тогдашнего президента FIA Макса Мосли – Virgin, Lotus и HRT, Берни Экклстоун обещал им ежегодную поддержку в размере $10 млн в течение трех лет. При этом сам Экклстоун не стесняясь называл их «обузой» «Формулы-1» и не скрывал, что был бы рад, если бы эти три новые команды поскорее покинули «королевские гонки», так как со спортивной точки зрения толку от них нет никакого, а на трассе они только мешаются «под ногами» у более быстрых пилотов.
Как показало время, Экклстоун был прав, а затея Макса Мосли не только стоила ему поста главы FIA, но и полностью провалилась, так как все три команды-новичка за прошедшие три года так и не выбились из записных аутсайдеров. Правда, со временем Virgin превратилась в Marussia, Lotus в Caterham, а HRT и вовсе обанкротилась. Но сути дела эта не меняет – все три команды призыва Макса Мосли так и не стали в «Формуле-1» «своими».
Теперь же им жизнь сильно осложнит заявление Экклстоуна, пообещавшего оказывать материальную поддержку только десяти командам «Формулы-1». Это означает, что та команда, которая займет 11-е место по итогам нынешнего сезона, не получит $10 млн. Деньги по формульным меркам не самые большие, однако, например, для Marussia, которая пока не подписала Договор Согласия, это может означать полное «игнорирование» со стороны Берни Экклстоуна. Или, говоря другими словами, команда может рассчитывать лишь на деньги спонсоров, в то время как от структур Экклстоуна она не получит ни цента. Но, повторимся, это произойдет лишь в том случае, если Marussia займет последнее место в Кубке Конструкторов.
Впрочем, если даже и не займет, то и тогда перспективы российско-британской конюшни сложно назвать безоблачными. Во-первых, Берни Экклстоун не горит желанием подписывать с Marussia Договор Согласия и вообще хочет оставить в чемпионате только 10 команд. Причем Caterham видится ему более перспективной конюшней, нежели Marussia. Во-вторых, со следующего года изменится технический регламент: в «Формулу-1» вернутся турбомоторы, да и сами болиды будут серьезно изменены. У Caterham есть партнер в лице Renault, в то время как Marussia, использующая моторы Cosworth, поставщика двигателей на будущий сезон пока не имеет. А ведь уже сейчас многие команды приступают к разработке болида образца 2014 года. Новые турбомоторы будут стоить недешево, да и на разработку нового болида потребуются большие деньги. Есть ли средства у Marussia?
Вообще заявление Экклстоуна сильно напоминает приглашение собираться «с вещами на выход». А если Берни что-то задумывает, то, как правило, он это доводит до конца. Если он решил, что в чемпионате будет десять команд – так оно и будет. К Caterham он относится достаточно благожелательно, чего не скажешь про Marussia, учитывая тот факт, что Договор Согласия с командой до сих пор не подписан. Поэтому с большой долей вероятности можно предположить, что в следующем году Marussia покинет «королевские гонки». И, как это ни прискорбно, случится это в тот самый год, когда впервые в истории «Формулы-1» пройдет Гран-при России в Сочи.
Впрочем, а стоит ли этому удивляться? Еще когда Николай Фоменко только раздумывал о приходе в «Формулу-1», перед ним был, что называется, весьма наглядный пример – команда Spyker. Маленькая, но очень амбициозная фирма по производству штучных спорткаров решила выступать в самом дорогом гоночном чемпионате мира. Амбиции, конечно, дело хорошее, но надо всё же смотреть на вещи трезво. Разумеется, ничего выдающегося Spyker в «королевских гонках» не добился, вернее, добился лишь того, что десятки миллионов евро вылетели в трубу, что нокаутировало саму фирму Spyker, которая и так работала чуть ли себе не в убыток. Глупо? Ещё как.
А до этого была аналогичная история с французской фирмой Venturi, которая выпустила несколько десятков достаточно заурядных спорткаров, удивила автоспортивную общественность пафосным заявлением, что теперь Venturi покажет Ferrari и Lamborghini где раки зимуют, после чего французы кинулись покорять «Формулу-1». Что из этого самоубийственного порыва вышло, лишний раз упоминать не стоит. Venturi полностью провалилась в гонках, а сама фирма оказалась где-то очень далеко на задворках мирового спорткаростроения и сейчас скорее мертва, чем жива. Глупо? Не то слово.
Нечто подобное спустя годы повторила и Marussia. Правда, в отличии от Spyker и Venturi она так и не смогла наладить серийный выпуск спорткаров, но в данном случае это не так уж и важно. А важно то, что прежде чем идти в «Формулу-1», надо даже не сто, а тысячу раз подумать. Тем более когда есть такие наглядные примеры, как незадачливые Venturi и Spyker. А ведь можно ещё вспомнить и команду Toyota с её колоссальными тратами и жалкими результатами. Чего уж говорить про маленькие, небогатые команды, которые «Формула-1» попросту «сжирает».
Но все, кто рвется покорять «королевские гонки», почему-то считают себя такими же талантливыми и хваткими, как Энцо Феррари и Брюс МакЛарен. Ни больше, ни меньше. Совершенно забывая при этом о тех людях, вернее, о тех десятках людей, для которых поход в «Формулу-1» стал походом в никуда. Но, как сказал один неглупый человек, всегда найдутся те, кто будет устраивать забег по граблям.
Остается надеяться, что в этом сезоне Marussia всё же сможет опередить Caterham. И хотя это не решит всех проблем команды, но это будет пусть и маленькая, но победа.
Комментарии читателей Оставить комментарий