Родословная. «Отец твой жив, пока его ты помнишь»

Я вспомнила эти слова, когда попросила Гюлли Мубарякову, народную артистку СССР, актрису Башкирского академического театра драмы имени М. Гафури, вернуться в 1955 год, памятный Декадой башкирского искусства в Москве и тем, что именно тогда ее отцу, замечательному актеру Арслану Мубарякову, было присвоено высокое звание народного артиста Советского Союза. Впрочем, здесь лучше дать высказаться ей самой:
— Я была тогда юной студенткой ГИТИСа, и приезд в Москву знаменитых земляков — писателей, художников, артистов, среди которых были мои родители, стал незабываемым событием. Нас, московских студентов из Башкирии, пригласили участвовать в массовках некоторых спектаклей, что тоже заставляло волноваться. Но больше всего мне запомнились те вечера, когда играл отец. Я видела, как он готовился к выходу на сцену, как был собран и сосредоточен. Теперь понимаю, что ему хотелось не уронить авторитет театра и свой собственный — ведь в роли Отелло в Москве гремели Папазян, Остужев, и он, конечно, чувствовал огромную ответственность. Народу в зале много, публика собралась истинно театральная, и могу сказать, что отец был в ударе, играл так, что помню каждое его движение до сих пор: красивый, мощный, он был великолепен, голос словно летел и проникал в душу. Я тогда иначе взглянула на трагедию Отелло, почувствовав, что при всей славе военачальника, при всей его героической силе он одинок и беспомощен перед людской злобой, перед хитросплетениями интриг.
В «Дяде Ване» отец был совсем другим, и в то же время тема одиночества здесь опять прослеживалась: дядя Ваня старался, работал, думая, что служит гению, а оказалось, что поддерживал человека ничтожного, и это разрушение идеалов делало героя несчастным и одиноким.
Для меня оба спектакля явились таким откровением, таким ярким уроком проникновения в сущность роли и всей пьесы, что я начала понимать, какая это сложная профессия — быть актером, когда нужно постигать глубины человеческого характера, проживать чужую жизнь как свою собственную.
Уверена — и это подтверждали многие люди, которые видели, как играл отец, — зрители всегда уходили с его спектаклей потрясенными: он заставлял и волноваться, и думать. Вместе с ним в «Отелло» играли две разные актрисы: Зайтуна-апа Бикбулатова, красавица и большой мастер, и моя мама, Рагида Янбулатова, она была более непосредственной и нежной Дездемоной, и с каждой из них отец преображался, партнерши заставляли по-разному играть, и в этом тоже проявлялся его недюжинный талант.
Мама мне рассказывала, что после успешного завершения декады был грандиозный прием в ВТО, и там, когда отцу предоставили слово для тоста, как раз и объявили, что сейчас выступит заслуженный артист РСФСР, а с сегодняшнего дня — народный артист СССР Арслан Мубаряков. А маме присвоили тогда звание заслуженной артистки РСФСР. Поздно вечером, когда столица уже спала, они большой толпой возвращались по Красной площади к гостинице «Москва», веселые, радостные, и пели частушки, тут же сочиненные, в частности, и по поводу сюрприза с присвоением званий.
Любопытно, что Гюлли Мубарякова свой первый звездный успех у зрителя связывает также с Москвой. Башкирский драматический театр был приглашен на гастроли в Кремлевский театр, и молодая актриса произвела фурор, играя в спектакле «Магомет» Вольтера. В первый вечер все билеты были проданы, а во второй москвичи у входа спрашивали, нет ли лишнего билета. Вернувшись в Уфу, Гюлли получила звание заслуженной артистки БАССР. Московские гастроли явились ее прорывом в профессию, она становилась воистину дочерью своего отца.
О ролях Гюлли Мубаряковой, принесших славу и ей, и башкирскому искусству, столько написано добрых слов, что повторяться было бы излишне. Зрители о своей любимой актрисе знают, наверное, больше журналистов.
В Уфимском государственном институте искусств Гюлли Арслановна преподает мастерство актера. Счастливы те студенты, которые с ней общаются, которые от нее получают те флюиды высокой ответственности перед зрителем, тот полет актерского творчества, который она переняла от своего великого отца и теперь передает молодым. Воистину пока продолжаешь то, что было дорого отцам и дедам, они живут вместе с нами.
Алла ДОКУЧАЕВА.
Комментарии читателей Оставить комментарий