Выбери меня...

Выборы депутата городского Совета по 17-му округу, которые должны состояться 24 марта, уже приобрели оттенок скандальности. Однако их последствия могут быть еще более скандальными и непредсказуемыми.
17-й округ - это Володарский район, окраина Новостройки на границе с Большим Полпином. Чуть больше 10 тысяч избирателей. Выборы депутата горсовета по этому округу проходили уже трижды. В декабре 2000 года они были признаны несостоявшимися из-за того, что большинство избирателей проголосовало против всех. 25 марта 2001 года в округе победил конкурсный управляющий фосфоритного завода Анатолий Козлов. Причем за день до выборов газета "Брянский рабочий" посвятила ему две полосы, на которых подробно рассказывала, как Козлов разворовал БФЗ (Козлову досталось за то, что он, будучи депутатом горсовета предыдущего созыва, одним из немногих поддержал спикера совета Александра Блакитного в его конфликте с губернатором). Однако несмотря на мощный "слив" компромата, Козлов снова прошел в горсовет, а потом, активно поддержав Ивана Тарусова в его притязаниях на кресло мэра, получил пост главы Володарского района и сложил с себя депутатские полномочия. Так место депутата от 17-го округа опять стало вакантным.
Новые выборы здесь состоялись 2 сентября 2001 года и с треском провалились - явка избирателей составила меньше 25 процентов, хотя электорат зазывали на избирательные участки самыми разными методами (вплоть до таких экзотических, как обращение к жителям микрорайона через громкоговорители). И вот 24 марта 2002 жители 17-го округа должны опять избирать своего депутата. На этот раз кто-то будет избран точно, так как "порога" явки больше не существует.
Собственно, скандальность выборов заключается уже в том, что избранный депутат станет самым "дорогим" в горсовете - деньги на выборы по этому округу выделялись уже четырежды (на мартовские, например, более 70 тысяч рублей, что, учитывая скудность городского бюджета, совсем немало).
Собственно, идея вообще не избирать депутата по 17-му округу посещала горсовет уже не единожды. Во-первых, пресловутая экономия средств. Во-вторых, есть прекрасный пример "старших" товарищей - напомним, что полдюжины депутатов облдумы не избраны до сих пор, и яростного стремления Думы доукомплектоваться не наблюдается. Что может изменить присутствие или отсутствие одного депутата, когда расстановка сил в городском парламенте худо-бедно ясна и по большинству вопросов наблюдается редкостное единодушие? Да и само значение городского законодательного органа в жизни города многие считают невеликим... Ан нет, оказывается, и один депутат много значит.
Еще задолго до выборов стали муссироваться совершенно дикие слухи. Например, о том, что по 17-му округу будет выдвигаться одна из крупных политических фигур с прицелом занять место председателя горсовета или мэра. Упорно называлась фамилия федерального инспектора по Брянской области Владимира Гайдукова. Теперь, когда регистрация закончена и фамилии Гайдукова в списках нет, можно сказать, что это были лишь слухи.
Зато выяснилось одно интересное обстоятельство. Вокруг городской избирательной комиссии несколько месяцев велась настоящая борьба: как же определить статус предстоящих выборов? Одни уверяли, что это выборы "дополнительные", другие - что "повторные". Разницы на первый взгляд нет, но на самом деле она огромная. Во-первых, сам факт спора свидетельствует о несовершенстве Закона "О выборах депутатов представительного органа местного самоуправления Брянской области". Если одного депутата горсовета приходится выбирать четыре раза, значит, система выборов выстроена неразумно. А что касается "дополнительных" или "повторных", то статус напрямую влияет на окончательный результат. Если "повторные", то работает статья 69 упомянутого закона. И тогда пять участковых комиссий и одна окружная остаются в тех же составах, что и на прошедших выборах. Если "дополнительные", то это статья 70, то есть все комиссии расформировываются и комплектуются заново. При ожидающейся небольшой явке и минимальном перевесе, который обеспечит победу, люди, которые будут считать голоса, решают многое.
Сторонники полной смены комиссий получили серьезную поддержку в лице первого заместителя председателя облизбиркома Александра Чурнушевича. В интервью "БВ" он заявил, что предстоящие выборы - "дополнительные", потому что депутат сложил полномочия. А значит, комиссии надо переформировывать, а не возрождать. Точку зрения: "Нужно оставить все по-прежнему", - чаще всего озвучивал председатель городской избирательной комиссии Александр Короткий. Пока в качестве компромисса выборы 24 марта названы "повторными дополнительными", хотя таких в природе не существует. Вопрос о вводе новых людей в комиссии даже вынесли на обсуждение очередной сессии горсовета.
Возможно, разгадка причин ожесточенной борьбы вокруг 17-го округа все же кроется в списке кандидатов? Сейчас их девять - две женщины и семь мужчин. Какие именно политические силы представляют кандидаты, сказать сложно, так как в графе "Кем выдвинут" у всех скромно написано: "Группа избирателей". Конечно, это не совсем так. Условно победившего в 17-м округе в сентябре прошлого года (еще раз напомним, что выборы не состоялись тогда из-за неявки избирателей) рабочего "Совтрансавто" Петра Громова, например, считают ставленником коммунистов. Известный предприниматель, президент компании "XXI век" Хвича Сахелашвили неоднократно был замечен в тусовке правых. Традиционно идут на выборы врачи (Моисеенков, Колосова). Сильная кандидатура и начальник пассажирского отдела Брянского отделения МЖД. Словом, фигуры сильные, но не сенсационные.
Вполне возможно, что за суетой вокруг выборов стоят, например, коммунисты, которые хотят увеличить свое представительство в городском парламенте, или правые, обладающие в горсовете немалым негласным влиянием и стремящиеся опять же его расширить. Хотя возникает тот же вопрос: что один депутат может принципиального изменить в горсоветовском раскладе сил?..
Возможен и еще один ответ. Выборы в 17-м округе являются самым крупным выборным событием года в области. Учитывая, что другой возможности "попасть в политику" у претендентов не будет, а партии и движения не смогут увеличить число своих сторонников в органах власти, ажиотаж становится вполне объяснимым.
Комментарии читателей Оставить комментарий