У ОЗЕРА ДАЛЬНЕГО

Сегодня, 4 апреля 2002 г., исполняется 100 лет со дня рождения известного камчатского ученого-ихтиолога, доктора биологических наук, лауреата Государственной премии СССР Фаины Владимировны КРОГИУС.
Когда в августе 1932 г. она впервые прибыла в Петропавловск, то, вероятно, и сама не предполагала, что вся ее последующая жизнь и научная деятельность окажется неразрывно связанной с Камчаткой. Почти ровесница XX века, Ф.В.Крогиус была свидетельницей и невольной участницей многих событий. Родившись в Петрограде в дворян-ской семье, Фаина Владимировна получила хорошее по тем временам образование, закончив в 1918г. 7 классов частной женской гимназии. Так уж сложились обстоятельства, что в 17 лет ей пришлось стать сельской учительницей и без малого четыре года обучать грамоте крестьянских ребятишек. Несмотря на разруху, голод и холод, начальная школа в небольшой деревушке под Петроградом продолжала работать. Летом в страдную пору Фаина Владимировна вместе со всеми пахала, жала, доила коров и даже научилась ездить верхом не хуже своих учеников. Но жизнь в стране постепенно налаживалась, и в 1922 г. Ф.В.Крогиус поступила в Ленинградский университет, который закончила чрез шесть лет по специальности "Ихтиология". После окончания университета она вела научные исследования на озере Имандра в Мурманской области, а затем почти три года работала на Байкальской лимнологической станции Академии наук. Ей очень повезло на учителей: в университете она слушала лекции ученого-энциклопедиста академика Л.С.Берга, а на Байкале работала под руководством крупнейшего отечественного лимнолога Г.Ю.Верещагина. Все шло успешно, Фаина Владимировна заканчивала аспирантуру.
Но внезапно ее жизнь круто изменилась. В январе 1932 г., будучи в Ленинграде на Всесоюзной фаунистической конференции, Фаина Владимировна получила приглашение от одного из организаторов Камчатского отделения ТИРХ (так тогда назывался Камчатский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии) М.А.Фортунатова работать на Камчатке и согласилась сразу же. Но ее долго не хотели отпускать с Байкала. Дело даже дошло до телефонных звонков в Секретариат ЦИК СССР. Но наконец-то разрешение было получено, и в августе 1932 г., через некоторое время после официального открытия Камчатского отделения ТИРХ, Фаина Владимировна и ее муж, Евгений Михайлович Крохин, с которым они работали на Байкале, прибыли в Петропавловск-Камчатский. В дальнейшем говорить о них отдельно просто невозможно, поскольку на протяжении всей своей жизни и научной деятельности на Камчатке Ф.В.Крогиус и Е.М.Крохин всегда были вместе, чему, возможно, способствовало счастливое сочетание их специальностей - ихтиолог и гидролог-лимнолог.
Штат нового Камчатского отделения ТИРХ в то время состоял всего из нескольких человек, большинство которых, к тому же, только что закончили учебные заведения. На их фоне Ф.В.Крогиус и Е.М.Крохин выглядели опытными сотрудниками, поскольку уже имели трехлетний научный стаж, а потому сразу же отправились на находящееся в бассейне реки Паратунка озеро Дальнее для сбора материалов о возрастном составе нерестящейся там нерки. Едва закончив эту работу, они получили новое задание - провести исследования в бассейне Курильского озера, где воспроизводится одно из крупнейших азиатских стад нерки. И хотя начиналась осень, ученые отправились в свою первую камчатскую научную экспедицию. Чтобы представить, насколько непростым в те годы было это путешествие, достаточно сказать, что добирались они до озера больше месяца - на автомобиле, лошадях, рыболовном кавасаки, катерах и, наконец, на лодке, таща ее по-бурлацки на бичеве вверх по реке Озерной. Как ни спешили, но до зимы закончить запланированные работы не удалось. Лишь в январе 1933 г. они на нартах вернулись в Петропавловск. И хотя во время этой экспедиции Фаина Владимировна и Евгений Михайлович не совершили великих открытий, именно тогда они заложили основу своих будущих комплексных исследований, собрав материалы, характеризующие термический и гидрохимический режим Курильского озера, планктон, бентос, а также морфологию и возрастную структуру нерестующегося там стада нерки. Результаты этой экспедиции через несколько лет были изложены в монографии "Очерк Курильского озера и биологии красной в его бассейне".
После этой, первой, в жизни Ф.В.Крогиус и Е.М.Крохина было еще немало экспедиций по обследованию труднодоступных рек и озер Камчатского полуострова, требовавших выносливости и физической силы, привычки к тяжелому физическому труду. Вот тут-то и пригодилась Фаине Владимировне подготовка, полученная в нелегкие годы работы сельской учительницей - ведь пришлось и ездить верхом на лошадях, и управлять собачьей упряжкой, и даже ходить на батах. Летом 1933 г. Ф.В.Крогиус и Е.М.Крохин выполнили комплексные исследования в бассейне р.Большая, где воспроизводятся все виды тихоокеанских лососей. Результатом этих работ стал "Очерк бассейна р.Большой и нерестилищ лососевых, расположенных в нем". Весной 1935 г. Е.М.Крохину удалось побывать на Кроноцком озере и собрать уникальные материалы по обитающей в этом водоеме нерке. Изучение шести ее экземпляров, с большим трудом доставленных в институт, позволило им с Фаиной Владимировной впервые дать биологическую характеристику озерной формы этого вида лососей на Камчатке.
Но постепенно Ф.В.Крогиус и Е.М.Крохин пришли к выводу, что экспедиционный метод сбора научной информации не позволяет получить полного представления о биологии и условиях обитания нерки, а потому необходимы стационарные исследования. Для их организации было выбрано озеро Дальнее - небольшой водоем, расположенный всего в нескольких десятках километров от Петропавловска на противоположной стороне Авачинской бухты и очень удобный для наблюдений. Так в 1937 г. на берегу этого озера возник первый на Камчатке круглогодичный наблюдательный пункт, где в течение многих лет ученые кропотливо изучали особенности формирования возрастной структуры и динамики численности нерки, закономерности ее воспроизводства, состав и биомассу кормового зоопланктона, термический и гидрохимический режим водоема. Но кроме научных наблюдений Фаине Владимировне, как и каждой женщине, приходилось вести домашнее хозяйство - готовить, печь хлеб, стирать, заниматься огородом, а также вместе с мужчинами заготавливать на зиму дрова для отопления помещений и сено для лошадей. В дальнейшем пункт был преобразован в Паратунскую экспериментальную лабораторию, многие годы успешно выполнявшую разнообразные исследования по экологии, биохимии, генетике и физиологии лососей. Ф.В.Крогиус и Е.М.Крохину удалось создать на этом маленьком озере научный и культурный центр с хорошей библиотекой и лабораторным оборудованием. Само же озеро Дальнее стало, пожалуй, одним из наиболее изученных в мире пресноводных водоемов, где уже несколько десятилетий без перерыва ведутся комплексные работы по изучению лососей и их среды обитания. Здесь проводили исследования специалисты из многих научных учреждений нашей страны. Летом же сюда приезжали на практику студенты и аспиранты из Москвы, Ленинграда, Владивостока и ряда других городов; некоторые из них именно отсюда начали путь в большую науку. Двое из многочисленных учеников Фаины Владимировны С.М.Коновалов и В.Н.Акулин впоследствии стали директорами Тихоокеанского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии.В 1939 г. Фаина Владимировна успешно защитила кандидатскую диссертацию по нерке Курильского озера. В это же время на основе полученных результатов ею была разработана методика прогнозирования подхода тихоокеанских лососей на нерестилища, имевшая огромное значение для развивающейся рыбной промышленности. Первые прогнозы полностью оправдались, и в последующие 15 лет предсказанная численность нерки лишь в двух случаях отличалась от фактической. Продолжая исследования, в 1949 г. Ф.В.Крогиус защитила докторскую диссертацию по биологии и динамике численности камчатской нерки.
Шли годы, в течение которых не прекращались круглогодичные наблюдения на озере Дальнем. К началу 60-х годов Фаиной Владимировной и Евгением Михайловичем был накоплен огромный объем фактических данных, и возникла проблема - как свести воедино связи нерки со всеми обитателями озера и его условиями. В это время на проходившем в Минске совещании озероведов они познакомились с молодым математиком В.В.Меншуткиным, представившим вниманию специалистов модель динамики численности окуня в одном из озер Ленинградской области. Автора заинтересовавшего их доклада они пригласили приехать на Камчатку, чтобы применить метод математического моделирования для изучения лососей. Первоначально попытались создать модель стада озерновской нерки. Но она не учитывала сложных взависимостей величины стада нерки с окружающей средой, так как не хватало первичных материалов. Такие уникальные научные данные имелись лишь для озера Дальнего. Результаты 30-летних наблюдений Ф.В.Крогиус и Е.М.Крохина позволили создать кибернетическую модель, которая свела воедино все многообразие взаимоотношений обитателей озера и происходящих в нем процессов. Научная работа "Сообщество пелагических рыб озера Дальнего (опыт кибернетического моделирования)" получила высокую оценку специалистов, так как была несомненным шагом вперед в экосистемных исследованиях, а Фаине Владимировне Крогиус и ее соавторам Е.М.Крохину и В.В.Меншуткину в 1971 г. за нее была присуждена Государственная премия СССР.
Ф.В.Крогиус всегда поддерживала все новые начинания. В конце 40-х годов она с присущей ей энергией взялась за осуществление идеи использования самолета для учета зашедших на нерест производителей лососей. Хотя у этого метода было немало противников, ей все-таки удалось обосновать его необходимость. И в сентябре 1950 г. с Халактырского аэропорта поднялся самолет ПО-2. Рядом с пилотом сидела уже немолодая женщина, доктор биологических наук Ф.В.Крогиус. Десятки часов провела она в воздухе, обследуя нерестилища. В результате этой нелегкой работы было получено неопровержимое доказательство того, что аэроучет лососей возможен. В настоящее время повсеместно на Дальнем Востоке широко используется аэровизуальный метод определения степени заполнения нерестилищ лососями, впервые в нашей стране разработанный Фаиной Владимировной Крогиус.
В середине 50-х годов, когда запасы дальневосточных лососей стали резко сокращаться в связи с увеличением японского промысла в открытом море, группа ведущих ученых обратилась в Министерство рыбного хозяйства с предложением о необходимости заключения между нашими государствами конвенции, регулирующей морской промысел этих рыб - и она была подписана. А с 1956 г. начались ежегодные сессии советско-японской рыболовной комиссии (СЯРК). В течение многих лет главным специалистом по нерке с российской стороны на СЯРК была Фаина Владимировна. По мнению многих специалистов-ихтиологов, в том, что в те годы удалось сохранить запасы нерки и других видов лососей, и ее немалая заслуга.
Отличительной чертой Фаины Владимировны являлось то, что, будучи известным ученым и признанным в мире авторитетом в области биологии нерки, она никогда не стеснялась спросить у более молодых сотрудников о том, в чем была недостаточно компетентна. В свою очередь, постоянно делилась с молодежью своим богатым научным опытом, всегда готова была помочь в трудную минуту словом и делом, в чем автору этих строк довелось убедиться лично. Будучи в 1974 г. студентом на практике у "докторов" (так уважительно их тогда называли коллеги), мне довелось отправиться куда-то с Фаиной Владимировной на лодке. Но, отходя от берега, мы зацепились за отмель и сорвали шпонку на лодочном моторе. А поскольку погода была ветреная, лодку стало нести на мелководье, откуда потом долго пришлось бы толкаться шестом против ветра. Спешно налаживая мотор, я вдруг заметил, что лодка развернулась и начала медленно удаляться от берега. Обернувшись назад, увидел сидящую на веслах Фаину Владимировну. Мгновенно оценив сложившуюся обстановку опытным глазом бывалого полевика, она, невзирая на свои научные звания и почтенный возраст, взяла весла и гребла до тех пор, пока не удалось завести мотор.
В 1975 г. после болезни ушел из жизни Е.М.Крохин. Несмотря на всю тяжесть этой утраты, Фаина Владимировна не прекратила научной деятельности по обобщению собранных ими в течение многих лет материалов. Однако возраст брал свое, и в 1985 г. Ф.В.Крогиус вышла на пенсию и переехала жить к родственникам в Ленинград, где до конца жизни продолжала заниматься обработкой данных и подготовкой к изданию монографии "Тихоокеанский лосось-нерка в экосистеме озера Дальнего (Камчатка)", которую опубликовала в 1987 г. в соавторстве с Е.М.Крохиным и В.В.Меншуткиным. Жизнь и научная деятельность Фаины Владимировны - пример того, как много можно сделать в науке, даже находясь вдали от крупных научных центров.
В 1993 г., изучив особенности морфологии и ряд других показателей живущего в озере Дальнее гольца, ученые установили, что он является самостоятельным видом, обитающим только в этом небольшом водоеме. А потому назвали его в честь знаменитого камчатского ученого Фаины Владимировны Крогиус, более полувека посвятившей изучению биологии лососевых рыб Камчатки.
Комментарии читателей Оставить комментарий