СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ НАЧАЛАСЬ В БРАТСКЕ

Шестнадцать лет в городе Братске живет драматический театр. Этот срок в измерении хода истории незначителен, но если его перевести на человеческие судьбы, на театр, как живой организм, он покажется немалым, полным разных и удивительных событий.
Сегодня трудно представить, что всего каких-то шестнадцать лет назад большинство людей мало думали о деньгах, были полны энтузиазма и со всех концов нашей необъятной Родины ехали в Сибирь строить не ГЭС и не БАМ - театр.
Братск по праву считается городом стремительно развивающейся культуры. Почти в параллель со своим рождением он создал кукольный театр. Детей на всесоюзной стройке становилось много, и родители в первую очередь подумали о них. Потом, серьезно обустроившись, обзавелись кинотеатрами, ресторанами, но чего-то не хватало. Для настоящего культурного центра, конечно же, не хватало театра.
Письма с просьбами его организации полетели в Иркутск, Москву. А дальше началась почти детективная история или, если хотите, политическая игра. Столкнулись интересы ведомств: здание, которое обещал город театру, категорически отказывался отдавать ЦК профсоюзов работников электростанций и электротехнической промышленности. В Братск прилетела сама Тамара Пресс (бывшая чемпионка мира по тяжелой атлетике) и своей совсем не женской - железной рукой наложила "вето" на все местные придумки.
Сам театр начинался с того, что игра вокруг здания была уже театральной, полной драматизма и комедийных ситуаций. Машина была запущена, события развивались стремительно: Министерство культуры РФ, не разводя лишней бюрократической волокиты, учредило театр, из многих городов страны была собрана труппа. В Братск стремились прилетать актеры из Вологды, Рязани, Астрахани, Калининграда. Городу новых жителей размещать было негде, правда, с индивидуальным жильем вопрос решился быстро.
Поспешно нашли в Падуне (далеко не центральной части города) Дом пионеров и поселили в нем, не остывшем от детской энергии, не менее энергичных и шумных новоселов. Так началась работа на созидание.
Коллектив театра сам придумал проект реконструкции здания, начал ломать стены, выносить мусор. Со стороны казалось, что настоящие строители они, а не те, кто по долгу службы должен выполнять ремонт. Испачканные краской актеры переходили от одной работы к другой, самой главной для себя: репетициям. В большой, еще не обустроенной комнате начиналось строительство искусства.
Через два года реконструкция здания завершилась. Самым интересным по придумке помещением стал зрительный зал и сцена. Кресла были расставлены на подиуме, игровая площадка оказалась внизу. Получилось идеальное помещение для камерного театра.
Был готов и первый спектакль. Режиссер Валерий Йонаш по собственной инициативе поставил "Эстафету" по произведениям Н. Островского, С. Алексиевич, А. Вампилова. В то время интересно было играть и смотреть документальные истории: "Я - коммунист", "Память", "Белые города". Патриотизм считался наивысшим проявлением человеческих чувств, соответствовал настроению молодых зрителей города.
Но это совсем не означало, что труппа была верноподданной коммунистическим идеям. Наоборот, она стремилась разговаривать со своими зрителями на языке правды, совмещать производственную тематику с пьесами о человеческой любви, страданиях, боли.
Запомнилась "Скамейка" Гельмана - история о двух одиноких людях, которые долго жили, наверное, только затем, чтобы встретиться в парке, познакомиться, наговорить кучу придумок друг другу и понять, что встречи этой они ждали всю жизнь. Спектакль играли актеры Ирина Джапакова и Алексей Горб. Об интересной работе братчан слухи дошли до Иркутска, жители областного центра захотели посмотреть её. Тогда коллектив собирался в дорогу с волнением: первый творческий отчет и пугающая работа в параллель со знаменитым московским "Моссоветом". На удивление всем, гастроли для обоих театров оказались блистательными - зрители смотрели спектакли в переполненных залах музыкального и драматического. Актеры тоже оказались людьми любознательными: братчане ходили на спектакли москвичей, а столичные актеры, занимая директорскую ложу, смотрели провинциалов.
После гастролей в Иркутске в театре начались перемены. Как часто бывает, "огонь и воду" коллектив прошел благополучно, а вот "медные трубы" оглушили громкими звуками. Разброд и шатание начались среди актеров, деление на гениев и бездарей. "Когда в товарищах согласья нет..." - история, типичная для театра, с последовавшим гранд-отъездом части труппы.
Можно сказать, что в театре такое случается часто: шумные скандалы, как правило, знает весь город. Но театр - это модель человеческих отношений, поэтому стоит ли упрекать актеров в том, что они ведут себя точно так же, как все люди, только более эмоционально? Одним словом, поссорились в Братске, разъехались, но большинство осталось, например, талантливые Ольга Ленец, Татьяна Чернигова, Алексей Горб. Они хотели продолжать строительство театра, искать и находить свои темы в искусстве.
Помнится, в те годы один из режиссеров в спектакле выпустил на сцену актрису обнаженной. Одни зрители испытали чувство неловкости, другие восприняли этот поступок как революционный. Когда сегодня заходит разговор о сексуальной революции в нашей стране, можно считать, она началась в Братске.
Сколько талантливых людей и аферистов от искусства прошли через этот маленький, незащищенный коллектив, оторванный от центральной магистрали города! Администрация в театр не ездила и не интересовалась его делами. Он оказался брошенным, но не сдавшимся. Рожденный энергией человеческого энтузиазма, прижившийся корнями в Братске, коллектив в 90-е годы - период ломки социальных устоев государства - выживал, был на краю краха и ставил хорошие спектакли.
Так бы он и существовал в своем Падуне, переживая вместе с городом все катаклизмы перестроечного времени, но именно в этот период отцам города пришла казавшаяся интересной идея. Дворец культуры "Металлург" решили перевести на режим работы театрально-культурного центра, разместив в нем кукольный и драматический театры. Получился своеобразный Вавилон, в котором с первых шагов многие люди перестали понимать друг друга. Драматическому театру досталось не самое удобное помещение, в котором повторить уютную атмосферу своего здания не удалось.
Новая волна обид и претензий стала раскачивать кораблик, в котором плыл коллектив. Кто знает, чем бы это закончилось, но помогла настойчивость заместителя руководителя департамента культуры, спорта и молодежной политики Братска Риты Дроздовой. Она забила тревогу, стала добиваться, чтобы коллектив был выведен из состава ТКЦ и ему было выделено отдельное помещение. Добилась: театр получил в центре города помещение кинотеатра "Россия", выставленного в то время на торги.
Сегодня реконструкция здания началась, если даст Бог и поможет администрация города, завершится она в следующем году. Актеры терпеливо ждут, выспрашивая своего вездесущего директора, как дела на строительстве. Энергичным директором стала Рита Алексеевна. Она "выбивала" здание для театра не под себя, так получилось, что некому стало заботиться о коллективе, взваливать на себя груз строительно-организационных работ. Понимая, что одного экономического образования для руководства театром ей не хватит, поступила в Восточно-Сибирскую академию культуры и искусства. Похоже, у нее многое получается. Сегодня она на сессии, но и в запале студенческих забот не забывает о театре и историях, случающихся в нем. Например, о такой.
В театре работал молодой актер, который был всем хорош, но, увы, запойный. На фестивале 2001 года в Иркутске, чтобы не сорвал спектакль, Рите Алексеевне пришлось жить с ним в одном номере, держать за руку, терпеть неудобства. Зато потом она гордилась тем, что Васеньку в "Старшем сыне" очень хвалили критики.
После "Иркутской истории" этого актера ей пришлось уволить. Спустя время он приехал вновь и сказал, что не может жить без театра. Два дня она выдерживала характер и... сдалась, взяла на работу: актеры ведь дети. Правда, поговаривают, что сукины дети.
Кто их поймет - этих актеров, которые способны на высокое благородство, самоотверженную работу и проявление самых дурных черт характера. Театр ведь - модель общества, поэтому о том, как будет складываться дальнейшая судьба Братского драматического театра, расскажет дальнейшая история развития самого города Братска.
Светлана ЖАРТУН.
Комментарии читателей Оставить комментарий