И - ВПЕРЕД, ВЫПУСКНИКИ!

К ак это всегда бывает на Камчатке в мае, народ, радуясь теплу, рванул по паратункам: отдохнуть,попить пивка и, самое главное, позагорать. Это, на первый взгляд, приятное занятие часто выходит боком: после активного принятия солнечных ванн, мы с убитым видом рассматриваем в зеркале красный "сгоревший" нос и такие же пунцовые щеки, которые через пару дней начинают шелушиться... И тогда, обоженные солнцем, с облупленным носом и расплывшимся брюшком, от бесконечно употребляемого пива, мы завидуем бледным и худым книжным червям, в которых в этом году превратились наши знакомые одиннадцатиклассники. У них нет ни одной свободной минутки, им не до загара и пива: их ждут горы учебников и груды конспектов - ведь им скоро предстоит сдача выпускных, а следом и вступительных экзаменов. А экзамены, господа хорошие, это вам не фунт изюму.
...Как и в прошлом году, как и десять лет назад, нынешние выпуск-ники будут сдавать экзамены письменные (обязательные) и экзамены устные (по выбору). С устными экзаменами в этом году все остается без изменений: по-прежнему выпускник, к концу года замученный науками, выбирает для устной сдачи три предмета школьной программы (кто-то выбирает те, что на его взгляд попроще, кто-то - те, что пригодятся при дальнейшем поступлении), покорно готовится к ним, покорно тянет билет и так же покорно отвечает...
Но порядок сдачи письменных экзаменов в этом году будет немного изменен - теперь он будет проводиться по принципу "открытого текста". Этот принцип опробован на выпускных экзаменах в девятых классах и успешно применяется в них уже в течение нескольких лет.
Что же это за экзамены "открытого текста" и с чем их едят? В чем вообще заключается их различие с традиционными?
Если раньше варианты экзаменационных заданий и тем сочинений держались в строжайшем секрете и присылались из Москвы непосредственно перед началом экзамена, то сегодня сверхсекретный ритуал упразднен. В этом году за месяц до горячей экзаменационной поры, то бишь в апреле, Министерством образования были выпущены сборники (тот самый "открытый текст"), содержащие в себе несколько комплектов вариантов экзаменационных заданий, один из которых будет предложен выпускникам. Короче говоря, тайны из того, что конкретно будет на экзамене, сегодня не делается.
Таким образом, новшество - обнародование вариантов экзаменационного материала - представляет собой психологический ход, суть которого заключается в намерении снять стресс, который возникает из-за боязни неизвестного -того "страшного неизвестного", которое ждало выпускников прошлых лет за экзаменационной дверью, а точнее - в запечатанном конверте. Нервная дрожь и потные ладони, страх и растерянность - эти эмоции ничего, кроме вреда, экзаменующимся не приносили. Ну представьте себе, идете вы на экзаменационное сочинение и мучаетесь: будет ли в числе предложенных тем обожаемый и читаный-перечитанный Блок или "подсунут свинью" в виде "ненавистного" Маяковского... От таких душевных терзаний может и желудок прихватить и температура подняться. При системе же "открытого текста" страх перед неизвестностью, как считают его основатели, должен отпасть сам по себе, хотя волнение никуда не исчезнет. Однако оно будет иного плана: не волнение-страх, а волнение-возбуждение.
Конечно, кульминацией такого волнения для выпускников станет момент, когда утром, ровно в 9.00, ребята соберутся перед школьным телевизором. Ведь именно с его экрана они должны будут узнать по местному телеканалу о том, какой вариант из множества предложенных в сборнике (по алгебре из 89 комплектов вариантов, по литературе - из 35) будет им дан на экзамене. Как узнают? Да очень просто: ровно в девять утра Камчатская региональная комиссия по проведению экзаменов, действия которой будут транслироваться в прямом эфире, при помощи лототрона - то есть "методом тыка" - выберет один из вариантов, обнародованных месяц назад. И - вперед, выпускники! На сдачу экзамена!
О днако сдать выпускные экзамены - это только полдела: ведь мало закончить среднюю школу, надо еще специальность получить - то есть поступить в среднее специальное или высшее учебное заведение. Для поступления в них нынешним выпускникам средних общеобразовательных школ предлагается несколько путей.
Первый - традиционный. Он представляет собой обычные вступительные экзамены. Их сроки оговариваются в общероссийском Порядке приема в учебные заведения, а количество экзаменов и форму (собеседование, тестирование или что-либо еще) определяет сам вуз. Абитуриент, проходя вступительные испытания, набирает определенное количество баллов. Если это количество равно или превосходит установленный ВУЗом проходной балл - то абитуриент зачисляется в учебное заведение. Если же нет - то, соответственно, в этом году ему никак "не светит" торжественно петь "Гвадеамус" на посвящении в студенты. В категорию "сдававших экзамены, но недобравших баллы" не попадают льготники - их статус оговаривается в Порядке. Льготники (сироты; оставшиеся без попечения родителей; инвалиды - участники горячих событий; чернобыльцы) зачисляются в ВУЗ вне конкурса, то есть даже если не доберут количество баллов до проходного. От них требуется лишь сдать на удовлетворительные оценки вступительные испытания.
Второй путь - он пока еще относительно нов для российских и, в частности, камчатских выпускников, называется абитуриентским централизованным тестированием. Сие значит, что каждый потенциальный абитуриент ближе к концу учебного года получает реальную возможность оценить свои знания в региональном Центре тестирования.
Процедура оценивания довольно проста: желающий проходит тестирование, результаты которого направляются на обработку в Москву и после этого выпускнику выдается сертификат с оценкой его знаний по тому или иному предмету, высчитанной по стобалльной шкале. Сертификатная оценка впоследствии может быть засчитана как оценка выпускного экзамена в школе или, что еще более важно, как оценка вступительного экзамена более чем в трехстах ВУЗах страны. Из камчатских учебных заведений сертификат абитуриентского централизованного тестирования засчитывается в КГТУ и КГПУ. Этот путь, бесспорно, имеет свои положительные стороны, но, тем не менее, имеет и отрицательные.
- Уровень заданий тестирования довольно высок, - говорит заместитель начальника управления образования Камчатской области Виктор Леонидович Тюменцев, - поэтому далеко не каждый, даже можно сказать, редкий его участник имеет в своем сертификате достойный балл. Например, в прошлом году единицы участников централизованного тестирования на Камчатке получили пятерки.
То есть получить приличное количество баллов подобным способом очень сложно, а плохонькие результаты тестирования абитуриент и сам не пожелает засчитывать за оценку вступительного экзамена. Уж лучше попробовать сдать этот экзамен на более высокую отметку традиционным способом.
к амчатским абитуриентам следующих лет стоит обратить внимание на то, что сейчас в России все шире используется программа единого государственного экзамена, которая в качестве эксперимента действует уже в 14 регионах России. Ее суть в том, что выпускной экзамен становится одновременно и вступительным в региональное высшее или среднее учебное заведение.
- Вполне возможно, что такая система в будущем будет действовать и на Камчатке, - делится своими предположениями В.Л.Тюменцев, - конечно, о точных сроках говорить пока рано, но возможность эта вполне реальна уже в 2003 - 2004 году.
Вот такие пироги, дорогие господа выпускники. Это лето для вас будет решающим в определении вашей будущей судьбы. Удача и везение в этот период вам ох как понадобятся! Поэтому: ни пуха вам, ни пера!
Комментарии читателей Оставить комментарий