"ОБЫЧНОЕ ЛЕТНОЕ МАСТЕРСТВО"

Каждый день в Елизовском аэропорту садятся аэробусы, средние и малые самолеты. Авиарейсы - единственная связь камчатцев с большой землей, материком. Только благодаря авиаторам мы можем выезжать в отпуск и дальние командировки. Представить себе современную Камчатку без них - невозможно.
Но, пожалуй, еще более важна в повседневной нашей жизни - малая авиация. Именно экипажи вертолетов доставляют продукты и различные материалы в самые отдаленные уголки полуострова. С ними летают пассажиры, туристы, инспектора рыбоохраны, геологи, вулканологи, спасатели, врачи, пожарники...
Вертолет прилетает на помощь в самые критические моменты жизни человека, авиаторы спасают людей, выполняя санитарные рейсы и доставляя больных в лечебные учреждения Петропавловска из далеких районов Камчатки, с палубы морских судов. Они вместе со спасателями и медиками выручают попавших в беду туристов. Экипаж вертолета прилетает на помощь тогда, когда никто другой помочь уже не может. Сколько ученых, попавших в трудную ситуацию в дни экспедиций по Камчатке, сколько туристов могут рассказать истории о том, как их спасли авиаторы, вспомнить тот радостный момент, когда в небе послышался долгожданный, спасительный шум вертолета и появилась винтокрылая машина, на которую так надеялись!
Но, конечно, далеко не все задания вертолетчиков связаны с экстремальными ситуациями, необходимостью кого-то спасать. Они забрасывают на вулканы, в леса, в долины рек ученых, вместе с инспекторами Севвострыбвода выслеживают и ловят браконьеров, вместе со специалистами КамчатНИРО облетают наши реки, помогая им изучать популяции камчатских рыб, вместе с пожарниками вылетают в районы пожаров - тушат леса. На строительстве отдаленных объектов - геотермальных станций, Соболевского газопровода, например, - тоже не обойтись без вертолетов: они доставляют оборудование, строительные материалы, продукты, привозят людей. Если морскому судну нужно поменять экипаж во время рейса - капитан тоже вызывает вертолет.
Авиакомпания "Камчатские авиалинии" - единственная в области выполняет все эти задания, без исключения. Самая сложная работа - санзадание с вылетом в море или горы. Только опытный профессионал сможет "зависнуть" над палубой судна и держать вертолет неподвижным над болтающимся на воде судном, пока другие члены экипажа опустят трос и поднимут раненого или больного на борт. Это очень "ювелирная", точная работа и одновременно очень ответственная, поэтому получить допуск к ней, разрешение, - значит стать настоящим профессионалом. Кстати, из девяти рядовых экипажей "Камчатских авиалиний" семь такой допуск имеют. Среди них команды Сергея Данилова, Владимира Квасова, Андрея Собянина. Чтобы получить такое признание своего мастерства, вертолетчик должен лет пять отработать вторым пилотом и еще несколько лет отлетать командиром воздушного судна.
Камчатским авиаторам повезло, у нас всегда были и есть летчики, которые готовят настоящих профессионалов летного дела - это ветераны камчатской авиации, не только бывалые летчики, но и талантливые педагоги, воспитавшие немало хороших командиров: Анатолий Иванович Фомин, Владимир Алексеевич Почукалин, Александр Андреевич Астротин, Владимир Александрович Петухов, Анатолий Александрович Стещенко, Григорий Иванович Захаров, Александр Семенович Маликович.
Конечно, в праздник все коллеги вспомнят Владимира Петровича Самарского, ушедшего от нас этим летом. Не забудут его и те, кому посчастливилось полетать с этим легендарным летчиком в качестве пассажира.
Как говорит командир летного отряда авиакомпании Владимир Алексеевич Почукалин, главное в летном деле - не знание техники пилотирования, а желание летать, интерес к работе, преданность, стремление научиться всему, вникнуть во все детали и мелочи, секреты авиации и стать лучшим. А еще, по его мнению, хорошими летчиками становятся только люди творческие. Не бывает одинаковых полетов, - любят говорить авиаторы. В каждом появляется что-то новое, поэтому каждый раз, даже на первый взгляд, простые, ежедневные задачи необходимо решать по-новому.
В этом, пожалуй, и заключается особая привлекательность профессии вертолетчика. Пилоты больших машин - Илов, Яков, Ту ведут свои борты по эшелонам, на определенной высоте, от одной взлетно-посадочной полосы до другой, их встречают и провожают диспетчера, которые сообщают метеоусловия, помогают взлететь и сесть.
Вертолетчикам все решения приходится принимать самостоятельно. Где и как сесть в лесу, в горах, какую выбрать высоту, отказаться ли от полета в сложных погодных условиях или все-таки взять на себя определенную долю риска, если речь идет о спасении человеческой жизни и вылететь. Экипаж вертолета сам должен учесть все обстоятельства, условия полета и определить, как следует действовать, все предусмотреть. Подумать о том, как машина будет взлетать еще до того, как она села.
"Поэтому очень важно умение людей работать вместе, четко и слажено, в одном экипаже, - говорит Владимир Почукалин. - Бортмеханик, второй пилот и командир должны понимать друг друга с полуслова, уметь разговаривать жестами. Часто бывают ситуации, когда второй пилот, как глаза и уши командира, должен следить за тем, что происходит в кабине и вокруг машины, докладывать ему, если тот, например, выполняет зависание над какой-то точкой и видит перед собой только качающуюся мачту судна".
Конечно, хорошо ли подобран экипаж, определить можно в первую очередь на трудных, ответственных заданиях. Именно такое 3 августа пришлось выполнять экипажу под руководством молодого командира, ученика Владимира Петровича Самар-ского Андрея Собянина. С ним работали Валерий Ананьев и Григорий Сыбко, спасатели ГО и ЧС. В районе бухты Саранной к скалам выбросило мотобот, на котором находились четыре рыбака, они не могли выбраться на берег и подали сигнал SOS. В авиакомпании стали готовить экипаж, меньше чем через час вертолет уже вылетел на помощь. Плохая видимость, дождь, ветер более 20 метров в секунду, на море шторм... Андрей с трудом удерживал вертолет над судном, которого почти не было видно и бросало из стороны в сторону. Бортмеханик сумел опустить трос так, чтобы терпящие бедствие рыбаки смогли поймать его и укрепиться в аварийном кресле.
Обычное летное мастерство - улыбаясь, скромно оценивают выполнение подобных заданий опытные летчики.
Понятно, когда заходит разговор об авиации, в первую очередь вспоминают летчиков, пилотов. Но самолеты и вертолеты не могли бы летать, выполнять экстренные и регулярные рейсы без множества людей других профессий. Они следят за техническим состоянием авиасудна, ремонтируют его, заправляют горючим, обслуживают аэропорт, доставляют топливо... Так, "Камчатские авиалинии" не могли бы существовать без наземной и инженерно-авиационной служб, службы выполнения авиаработ. Еще одно важное подразделение "Авиалиний" - гостиница, в которой всегда с удовольствием останавливаются не только "свои" работники, но и экипажи многих других авиакомпаний. Ну и конечно, компания не стала бы успешным коммерческим предприятием, если бы не профессиональная работа экономистов и бухгалтеров.
Редакция "НКП" поздравляет "Камчатские авиалинии" с Днем Воздушного Флота России. Желает коллективу компании всего самого наилучшего, удачи и ясного неба!
Комментарии читателей Оставить комментарий