С КАМЧАТКИ - НА "МАТЕРИК"

(Окончание.
Начало в №№31-32.)
Каждый раз, возвращаясь из очередного отпуска с "материка" на Камчатку, не перестаешь восхищенно любоваться своеобразной красотой природы: синью Авачинской бухты, ее извилистыми берегами, сопками, вулканами... Просто невозможно оторваться от иллюминатора самолета при подлете к городу.
Но стоит лишь ступить на родную землю, сразу ощущаешь "прохладность" встречи - сырой холодный воздух, отсутствие автобуса для пассажиров, унылые ворота летного поля, толпа встречающих возле невзрачной пристройки - павильона для получения багажа...
Вот уже более чем три десятка лет - одна и та же картина...
Да и в самом Петропавловске не радуют обшарпанные пятиэтажки и пустые глазницы серых панельных "незавершенок" десятилетней давности, красующихся на самом видном месте. Какая-то заброшенность ощущается во всем. И сразу падает праздничное отпускное настроение, что-то невидимое отсекает от другого мира...
А уже через недельку привыкаешь ко всему и становишься частью этого мирка: яркие струящиеся шелковые наряды задвигаешь подальше в шкаф до следующего отпуска, если к тому времени они уже не выйдут из моды. И облачаешься в свои обычные темно-серые одежды, накидываешь куртки, плащи. Одним словом - СЕВЕРА...
Недавно, в марте нынешнего года, прочитала в газете "Известия": "Камчатка - один из самых неизвестных регионов России. Камчадалы живут обособленно, оторванняо от остальной России, отчасти из-за географии, еще больше - из-за нынешнего состояния как российской, так и местной экономики. В последнее время новости о жизни 350 тысяч наших сограждан, населяющих этот полуостров, появляются в центральных СМИ лишь в разделе "чрезвычайные происшествия" - тайфуны, землетрясения, обесточили военных, поймали браконьеров..."
Нельзя не согласиться с автором публикации - да, все новости о Камчатке в центральных СМИ, особенно электронных, появляются лишь в рубрике катастроф и бедствий, как природных, так и рукотворных.
Конечно, проблем везде хватает. Десятилетие экономических преобразований перевернуло жизнь любого человека, коснулось каждого села, поселка, города. Каждый выживал по-своему. Кому-то это удалось в большей степени, кому-то - в меньшей. Но время стенаний прошло, осталось в прошлом столетии. "Надо становиться гибким и приспосабливаться к переменам. Это называется толерантностью", - такой совет дает одна занимательная книжка из серии "сам себе психолог". Там утверждается, что кризис и перемены - это шанс изменить жизнь к лучшему.
И самое главное - на большей части территории России это утверждение уже подтверждается делом. Приезжая раз в два года в тот же Ростов, я не могла не изумиться тем разительным переменам, которые вопреки общим разговорам об экономической безысходности, все-таки происходят.
Как известно, столицей Южного федерального округа является город Ростов-на-Дону. Мне этот город знаком с 1956 года, там прошла студенческая молодость. Когда я впервые ступила на донскую землю, город был в послевоенных развалинах, люди ютились в подвалах и лачугах. Тогда вся страна жила нелегко, но был единый порыв созидания. Этот же порыв унес меня через 10 лет на далекую Камчатку. В то время на Север уезжали многие. За эти прошедшие годы было всякое, но я всегда навещала Ростов, отмечая перемены, радуясь, порой огорчаясь. Надо сказать, что в первые годы реформ Ростов-ская область переживала тяжелейший спад, связанный с высокой концентрацией конверсируемых военных предприятий. Там находились такие гиганты машиностроения, как завод "Ростсельмаш", "Красный Аксай", Новочеркасский электровозо-строительный завод, Таганрог-ский металлургический и другие, на которых трудились сотни тысяч людей.
Структурные преобразования тормозились стихийной адаптацией к рынку, неуправляемым ростом цен, негибкой системой налогообложения. Кризис привел к огромной безработице, резкому падению жизненного уровня населения. Кроме того, геополитическая обстановка в области усугублялась острыми проблемами беженцев и переселенцев из "горячих точек" Кавказа и Средней Азии.
Чтобы как-то выжить, большая часть населения занялась торговлей типа "купи-продай", в основном, турецко-китайского ширпотреба, осваивая азы рыночной экономики. Время шло, не принося особых изменений, по крайней мере, видимых.
Но то, что я увидела в этом году, после двухлетнего отсутствия, просто поразило! Город заметно преобразился, появился какой-то неуловимый лоск, штрихи богатства, даже роскоши. Нарядные, оживленные улицы, проспекты, красочная реклама, великолепные офисы деловой части города, обновленные красивые административные здания. Прекрасный музыкальный театр в центре города, напротив гостиницы "Интурист". Совершенно преобразившиеся кинотеатры с отличным сервисом, где идут самые популярные и новые кинофильмы. По вечерам город расцвечивался, переливался светом рекламы; улицы, парки, дворцы, театры заполняли элегантные женщины, респектабельные мужчины, нарядные дети.
В городе постоянно кто-то гастролировал из знаменитостей эстрады, кино, театра, законодателей моды и политических деятелей. Как правило, многие мероприятия спонсировались крупными предпринимателями. К примеру, концерт Тото Кутуньо состоялся при поддержке компании "Донской табак". Билеты были красочные, с логотипом фабрики, потом их номера разыгрывались, вручались призы. А в буфетах огромного Дворца спорта зрителям предлагался бесплатно стаканчик шампанского... Кстати, частью социальной политики этой компании является финансирование строительства великолепного комплекса детского Центра отдыха и развлечений "Планета чудес" (общей стоимостью 14 млн. долларов), которому нет аналогов в России. А в День защиты детей 1 июня этого года открылся парк аттракционов "Шум Гам Лэнд".
Как только потеплело, зазеленело - в парках, на площадях, улицах мигом появилось множество открытых кафе, просто несколько столиков или просторных павильонов под тентами, где можно посидеть с вазочкой мороженого, выпить прохладительного, отдохнуть.
Говорить о магазинах, бутиках, торговых центрах можно долго, но незачем - это повсеместно, просто разница в зданиях, помещениях, качестве товаров и обслуживании, и, самое главное - в ценах. Что бросается в глаза - резко уменьшилось количество "блошиных" рынков, дешевый ширпотреб сдвинут подальше, на окраины, куда курсируют автобусы и микрики.
И если еще пару лет назад у многих моих знакомых их дети или внуки не могли устроиться на работу и подрабатывали на мелкой розничной торговле, то сейчас молодые трудились на предприятиях, в частных фирмах, в красивых офисах, освоили компьютеры, деловую этику. Многие получают второе, третье высшее образование, и вообще культ учебы резко возрос.
Качественно изменился стиль и содержание местных телепрограмм - передачи стали интересными, без нагнетания эмоций, взаимных обвинений, стали содержать много полезной информации, а телеведущие в безупречных манерах и внешности ничуть не уступали столичным. Перемены во всем были столь разительны, что невольно захотелось вникнуть в их причины чуть поглубже.
К началу реформ Ростовская область имела развитую оборонную промышленность, кадры работавших по высоким технологиям, что в какой-то мере пошло на пользу. В процессе конверсии эти сферы переключились на производство потребительских товаров, средств производства для сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, медицинского оборудования. Интенсивно формировались основные элементы инфраструктуры регионального рынка, включая банки, биржи, инвестиционные фонды и другие финансовые структуры. Частник постепенно вытеснял государство из сферы непосредственного хозяйствования, создалось сословие имущих, которые занимают ведущие позиции не только в экономике, но и во властно-политических структурах общества. И в этой связи очень важным явилось не только понимание регионом стратегии и тактики проведения реформ, но и соединение труда и собственности, материальной заинтересованности и здоровой конкуренции.
Не последнюю роль играют благоприятные природно-климатические и социальные условия. Город Ростов - это ворота Северного Кавказа, здесь сходятся автомобильные дороги и железнодорожные магистрали, пересекаются речные пути, город - это порт пяти морей.
И всё-таки надо сказать, что начальным импульсом для экономического роста области послужил дефолт 1998 года: крах спекулятивного рынка ГКО/ОФЗ, создавшего благоприятные условия для неограниченного экспорта капитала на фоне искусственно удерживаемого Центральным банком низкого курса доллара. В силу 4-кратного подорожания инвалюты возник естественный экономический барьер для импорта товаров, покупки и вывоза валюты, что способствовало росту внутреннего спроса и притоку финансовых ресурсов производства. Увеличение оборотных средств предприятий сопровождалось повышением ликвидности реального сектора, что выразилось в увеличении объёма денежных операций. Наиболее значительные преимущества получили экспортёры, а так же производители импортозамещающей продукции, далее - по цепочке хозяйственных связей импульс роста распространился практически во все отрасли экономики. На региональном уровне были созданы самые благоприятные условия для свободной конкуренции и развития предпринимательства, снижения нерыночных рисков и повышения инвестиционного рейтинга области. Продолжился реальный процесс структурной перестройки.
Используя все преимущества импортозамещающей политики, был взят курс на ускоренное развитие приоритетных для региона направлений по переработке сельхозпродукции. Ведь область - не только промышленно развитый регион, но и житница России. В 2001 году был собран рекордный за последние 10 лет урожай зерна - 6,1 миллиона тонн, что больше предыдущего года на 62,4 процента. При этом основная часть прироста сбора зерна получена благодаря росту урожайности (на 39%), а не площадей, при одновременном улучшении качественных показателей зерна (доля продовольственной пшеницы составила 60 процентов). Подавляющая часть урожая была собрана сельхозорганизациями (80%), однако все более заметную роль в зерновом секторе начинают играть крестьянско-фермерские хозяйства. Прогресс отмечен и в овощеводстве: урожай овощей открытого грунта вырос на 32 процента к уровню предшествующего года. Более трех четвертей урожая овощей выращено в личных подсобных хозяйствах населения.
Пищевая промышленность региона характеризуется высоким разнообразием подотраслей и во многом опирается на местную сырьевую базу, присутствует во всех городах и районах области и наиболее мобильна, так как здесь сравнительно велика доля мелких предприятий. Ослаблением конкурентоспособности импортных изделий, вследствие роста цен, воспользовались многие донские предприятия лёгкой промышленности, обеспечив прирост продукции на 35% (х/б ткани, трикотаж, одежда и т. д.). Рост на 20% даёт машиностроение (увеличен выпуск электровозов, экскаваторов и прочее), наблюдается рост в чёрной и цветной металлургии. Устойчивое функционирование всего народнохозяйственного комплекса обеспечивает электроэнергетика. Вдвое увеличилось производство химволокон и нитей, моющих средств, втрое - лакокрасочных и пиломатериалов, ДСП, оконных блоков. Промышленность стройматериалов работает на местном сырье и ориентирована на региональные строительные комплексы. Увеличивается производство сборных железобетонных конструкций и панелей для крупнопанельного домостроения, строительного кирпича, песка, щебня. Ежегодно растёт выпуск керамической глазурованной плитки для внутренней облицовки стен и др. Всё это напрямую связано с высокими темпами жилищного строительства (последние два года вводится до миллиона квадратных метров жилья - ежегодно!).
Общий уровень экономической активности, в свою очередь, вызвал рост транспортных услуг на 21,7 процента.
В целом за 2001 год темпы роста объемов промышленного производства превысили среднероссийский уровень и составили 20 процентов. Рост выпуска товаров и услуг сопровождался довольно высоким уровнем рентабельности, обеспечивающим чистую прибыль. В свою очередь, увеличение финансовых ресурсов предприятий, а также меры администрации области по стимулированию инвестиционной деятельности в реальном секторе и привлечению инвестиций из других регионов и зарубежных стран, обеспечили рост инвестиций в основной капитал на 18,7 процента. Инвестиционная политика администрации области не ограничивалась прямым финансированием. Использовались льготное кредитование, лизинг, налоговые кредиты и другие льготы. На 2002 год впервые запланировано привлечение средств населения в инвестиционные процессы.
Оживление во всех сферах экономики вызвало рост численности работающих в таких сферах как текстильная, химическая, кондитерская, табачная, а также в торговле, общественном питании, ЖКХ, учреждениях культуры, искусства, информационно-вычислительном обслуживании и т. д. Уровень безработицы сократился вдвое. Рост доходов населения привел к росту доходов бюджетов и значительному повышению финансовых ресурсов.
Таковы, вкратце, основные факторы и показатели, приведшие к определенной стабилизации экономики Ростовской области.
Конечно, нельзя утверждать, что все идет гладко. Донской столице два с половиной века, и в городе много ветхих строений, особенно в центральной части, требующих сноса или капитальной реконструкции. Большие проблемы с транспортными развязками на узких улицах миллионного города. Много еще трудностей на крупных и средних бюджетообразующих предприятиях. В развитии малого бизнеса те же проблемы, что и по всей стране. А вхождение России в ВТО обострит вопросы конкурентоспособности донских товаров.
Но превентивные меры уже принимаются. Начиная с нынешнего года, Ростовская область в числе первых в России опробует новую схему кредитования реального сектора экономики за счет недорогих ресурсов Центробанка. Банки области получат возможность брать беспрецедентно дешевые кредиты у ЦБ под кредитные договоры с предприятиями промышленности, транспорта, связи и строительства (займы под 12,5% годовых на срок до 180 дней). Кстати, первыми центробанковские кредиты в России "распробовали" предприятия Санкт-Петербурга. Эксперимент оказался удачным, и было принято решение распространить его на 7 регионов, в том числе и на Ростовскую область. Благодаря дешевым кредитам, продукция донских предприятий станет более конкурентоспособной по сравнению с той, что поступит из-за рубежа.
В любом случае можно констатировать, что база для дальнейшего успешного развития дон-ской экономики создана. И этому в немалой степени способствовали как структурные преобразования и эффективное управление, так и повышение деловой активности населения и предпринимательства. Люди поверили, что экономика работает для них.
Опыт Ростова в первую очередь показывает, что любому региону нужен грамотный управленческий персонал, способный в сложных условиях российской экономики не уповать на центр, не искать причины неуспеха, а искать перспективные решения, высвобождать предпринимательскую инициативу, искать союзников во всех сферах нашей полуостровной жизни.
И тогда, глядишь, встреча с родным городом станет теплее...
Лидия Егина,
член Союза журналистов РФ, ветеран труда
Комментарии читателей Оставить комментарий