МАШКОВЦЕВ ВЫСТУПИЛ.ЧТО БУДЕТ СДЕЛАНО?..

Вчера закончился визит президента России на Дальний Восток - это была беспрецедентная по длительности поездка первого лица государства в земли "нашенские", как считал еще Владимир Ильич.
Визит президента дальневосточники ждали с надеждой на то, что главный человек государства увидит, как живут люди на отдаленной окраине страны, проблемы территорий и сделает объективные выводы. Основания для подобных ожиданий давало и то, что всем регионам предлагалось направить во Владивосток представителей средств массовой информации - журналисты могли "просветить" президента и о том, о чем губернаторы предпочтут умолчать.
Сегодня уже можно сказать - надежды оправдались лишь отчасти. Главы администраций территорий, хотя и не все получили слово, и время выступлений им ограничили до минимального, все же получили возможность высказать самое наболевшее. А вот прессу, видимо, решили не допускать к президенту. То ли причиной послужил вождь северо-корейского народа, то ли нашлись другие соображения - но бодрые поначалу приглашения журналистов день ото дня становились все более вялыми и неопределенными, а затем и вовсе прекратились. Редакторы камчатских СМИ, разумеется, сдали авиабилеты и о ходе президентского визита наблюдали вместе со всеми земляками по телевидению. А подробности почерпнули из выступлений Михаила Борисовича по каналам областных теле и радиокомпаний, в которых наш губернатор цитировал свою речь на совещании с президентом.
М.Б.Машковцев доволен своим участием в совещании (ему посчастливилось оказаться в числе трех губернаторов, получивших доступ к микрофону), и его итогами. Также он не без оснований оптимистично настроен в плане действий, которые предпримет президент под впечатлением пребывания на Дальнем Востоке. Хотя о многих проблемах территорий федерального округа Путин получил представление еще в Москве, во Владивостоке кое-что новое ему открылось. Например, о ситуации с "голубыми суперами", как выяснилось, он услышал впервые (что, вообще-то странно). Зато по вопросу рыбных аукционов и положении с рыбной отраслью Владимир Владимирович оказался вполне подкованным. Так, соглашаясь с Машковцевым о том, что территории должны получить право распоряжаться своими ресурсами, он высказал опасение, что и в этом случае нет гарантии честного распределения тех же рыбных квот. Надо признать, проницательное замечание. Другое дело, что в более широкой аудитории (где присутствовала бы и пресса) тема могла получить очень интересное и полезное развитие, но...
Глобальных перемен в жизни дальневосточников после визита Путина, разумеется, не будет. Почему мы должны рассчитывать, что данные им во Владивостоке поручения правительству будут выполнены - достаточно вспомнить, что его поручения по итогам приезда на Камчатку благополучно пылятся под сукном у столичных чиновников по сей день. И можно предположить, что гораздо ощутимее для камчатцев будут результаты переговоров нашего губернатора с руководством НП "Роснефть". По предварительной договоренности нефтяники готовы опять повременить с требованиями о выполнении графика погашения долгов, если область будет добросовестно оплачивать текущие поставки топлива. Бог даст, "Роснефть" не откажется от этих намерений.
Елена ФЕДОРЧЕНКО
Выступление губернатора Камчатской области М.Б.Машковцева на совещании президента России В.В.Путина
с главами администраций территорий Дальневосточного федерального округа(стенограмма)
Для многих областей и регионов Дальнего Востока одним из главных направлений экономики является рыболовство и переработка. Для некоторых областей - это единственное, на чем живут, в частности, Камчатская область и Корякия. И поэтому я бы хотел, чтобы сегодня на совещании были выработаны решения, вернее, поручения, по нескольким направлениям на улучшение нашего положения в рыбном хозяйстве. Прежде всего, это отказ от системы аукционов на продажу рыбы в воде. Два года работает страна по аукционам. Что дали эти аукционы? Прежде всего, это потеря рабочих мест на территориях.
Второе, это развал береговой перерабатывающей промышленности, уничтожение целых поселков, для которых рыбокомбинат был поселкообразующим предприятием. Нет комбината, значит, людям и работать негде, и деться некуда из поселков. И жить невозможно, и никуда не уедешь. Как живут в некоторых поселках, даже трудно себе представить.
Третье - огромные потери региональных бюджетов. То, что продается на аукционах, доходы с них уже ни в какие региональные бюджеты не попадают.
В-четвертых, как ни грустно это признать, аукционы - это во многих случаях узаконенное браконьерство. Потому что если предприниматель покупает на аукционе тонну минтая за 900 долларов, он платит дороже, чем он может получить за всю продукцию, выработанную из этой тонны минтая. Значит, он собирается платить как минимум вдвое дороже. Все это понимают, и все на это закрывают глаза.
Пятое - конечно, эти аукционы дали серьезную добавку федеральному бюджету. И вот это пятое следствие аукционов нужно обязательно сохранить, деньги за природные ресурсы обязательно должны получать. Нельзя, чтобы у нас было как до 2000 года, когда квоты получали бесплатно неизвестно кто - существуют фирмы, которые кроме печати в кармане ничего не имели и после путины исчезали, вообще никому никаких налогов не заплатив. Это, конечно, достоинство аукционов, и его нужно сохранить. Кстати, Сергей Михайлович Миронов после посещения Дальнего Востока убедился в пагубности аукционов для территорий и обязательно будет добиваться отмены их.
Что мы предлагаем? Вместо аукционов ввести конкурсную продажу рыбных ресурсов на территориях. За плату выделяется определенное количество ресурсов. На территории проводится конкурс, который отличается тем, что можно учитывать и социальные нагрузки предприятий, и поселкообразующие и градообразующие задачи. То есть будут участвовать предприятия, имеющие солидную переработку, солидный флот - которые никуда не исчезнут. И в условиях конкурса обязательно должна быть уплата налога. Причем, не просто заплатил и не имеет долгов, а кто более эффективно использует тонну рыбы, тот должен иметь преимущества. Уровень платы должен определяться на территориях. Правительство может установить минимальный уровень, скажем, на уровне стартовых аукционных цен, дав право на месте его повышать, причем в зависимости от того, какую нагрузку несет предприятие.
И половину доходов, полученных от этих конкурсных продаж, необходимо перечислять в федеральный бюджет. Но половину, а не больше, иначе тоже не будет смысла эффективно работать, эффективно загружать своих рыбаков.
Вот этот принцип мог бы ликвидировать все недостатки аукционной системы, сохранив главное его преимущество - дополнительные доходы в бюджет, не только в федеральный, но и в бюджеты территорий. Мы бы хотели, чтобы это было записано в виде ваших поручений правительству, потому что два года на правительственном уровне решения добиться не можем, нужно прямое поручение президента.
И прямо связанный с этим такой вопрос, крайне необходимый. Территории в этом году очень сильно потеряли из-за аукционов, чтобы хотя бы 30 процентов средств, вырученных на аукционах, - в этом году хотя бы 30 процентов (вроде, правительством были обещаны эти 30 процентов) вернулись на территорию хозяйства, а в дальнейшем уже делить 50 на 50.
Вторая проблема, связанная с рыбой - использование испан-ских супертраулеров. Поймите нас правильно, мы не против технического прогресса, не за то, чтобы ловить дедовскими методами, но сегодня испан-ский супертраулер в наших внутренних водах, в нашей экономической зоне - это все те же недостатки аукционов: лишение рыбаков рабочих мест, лишение работы береговых предприятий, потому что супертраулер все сам загребает, все сам перерабатывает и все сам неизвестно куда продает. Охотское море от супертраулеров катастрофически страдает. Это может привести в ближайшее время к полному отсутствию основных продуктивных пород, в первую очередь минтая. Супертраулеры должны работать вне пределов Российской экономической зоны, то есть идти в Мировой океан, для чего, собственно говоря, они и были построены. И тут мы готовы поддержать такую работу этих супертраулеров, но не в Охот-ском и Беринговом морях.
И третий вопрос, непосредственно связанный с этим, - организация лососевой путины. Если для океанического рыболовства терпимо - один раз установили общедопустимый улов и дальше большим корректировкам он не подлежит, то по лососевой путине... Лосось - очень трудно предсказуемая рыба, в лососевой путине важны не только дни, но, бывает, и часы. В этом году, к сожалению, впервые за многие десятилетия по инициативе Мин-природы был проведен кошмарный эксперимент, когда запретили на местах оперативно регулировать вылов лососевых. Я могу сказать на цифрах, что на этом потеряла Камчатка: 2 тысячи тонн нерки камчатские рыбаки недополучили из-за простоя в течение нескольких дней, пока согласовывали с Москвой. Могли бы не получить гораздо больше, потому что в этом году нерка вообще подошла как никогда, абсолютный рекорд за всю историю: вместо 4 тысяч тонн выловили уже 17 тысяч тонн. Могли бы выловить больше 20 тысяч, а могли бы и на четырех тысячах остановиться, если бы, откровенно говоря, не наше самоуправство на месте. Я знаю, 7 августа вы проводили встречу с министрами, давали указания, но по результатам ваших указаний я получил разрешение на продолжение лова позавчера, то есть 21 утром, но оно было бы абсолютно не нужным. Сейчас оно нужно, потому что легализовало то, что мы делали до получения этого распоряжения.
Необходимо вернуться к методу, который опробован и показал свою эффективность - оперативные группы, штабы на территории во время лососевых путин, пожалуйста, с представителями министерства, даже на уровне замминистра, но решать проблему увеличения ОДУ нужно на территории, тут вопросы решают часы, даже не дни. Это может закончиться вообще экологической катастрофой. Сегодня Курильское озеро переполнено неркой более чем в два раза. Если бы мы пропустили всю нерку, которую должны были пропустить, строго выполняя действующее распоряжение, оно было бы переполнено в 4 раза, и просто нерка сама бы себя подавила, как было в 1983 году.
И еще один вопрос, не касающийся рыбной программы. Вы правильно, Владимир Владимирович, сказали в своем вступительном слове: наша независимость - это переход на собственные источники топлива. Камчатка уже через год могла бы отказаться на 90 процентов от привозного топлива. По плану наш газопровод, который строится с 1999 года, должен уже быть закончен в середине 2003 года. Но сегодня строительство зашло в тупик, там практически работы не ведутся. Но поскольку это не связано с рыбой, я бы просил выделить две минуты после, передам вам некоторые документы.
Комментарии читателей Оставить комментарий