Найти человека

В Кемерове вышла в свет книга журналиста Андрея Ореховского, фронтового корреспондента одной из кузбасских газет, «Найди и спаси»
Это итог девяти лет командировок в «горячие точки» и ведущихся совместно с Комитетом солдатских матерей поисков оказавшихся в чеченском плену солдат, своеобразный путеводитель для добровольца (журналиста, правозащитника, просто родственника попавшего в плен воина), решившего проделать тот же путь. Азбука поведения для гражданского человека, который пробирается по дорогам охваченной войной республики, стараясь заслужить доверие местных жителей и не афишируя без необходимости свою принадлежность к журналистскому цеху. И напоминание о горьких, постыдных страницах чеченской войны, которые наше общество забыло или пожелало забыть.
«В начальный период чеченской войны (первые месяцы 1995 года) русские солдаты не имели с российской стороны фактического признания их статуса военнопленных. Согласно точке зрения высшего руководства страны, в Чечне шла не война, а «защита и восстановление конституционного строя и территориальной целостности государства». И потому никаких военнопленных в ней не должно было быть. Могли быть лишь взятые в плен боевики, «чеченские сепаратисты», «члены незаконных вооруженных формирований». Не могло быть, следовательно, ни поиска наших солдат на государственном уровне в Чечне, ни переговоров по их обмену, ни требований к противнику содержать пленников в соответствии с нормами международных конвенций. Ни аналогичного признания военнопленными захваченных в плен чеченцев и обязательств с нашей стороны соблюдать международные права и конвенции в отношении их. Лишь впоследствии, под давлением общества, военные и государственные чины были вынуждены об этом заговорить». Даже спасенные из плена русские мальчишки считались преступниками-дезертирами, самовольно оставившими место службы. И отношение к ним было соответствующее. Пример такой судьбы — чеченская одиссея кемеровчанки Татьяны Шевченко и ее сына Виктора, осужденного военным трибуналом после того, как счастливая случайность помогла матери выручить его из плена.
И еще одно печальное наблюдение кузбасского журналиста. Если чеченцы воюют между собой, они выкупают или обменивают своих попавших в плен соплеменников: военнопленных в общепринятом смысле слова у них нет. А вот если попадает в плен наш русский солдат, его судьба нередко волнует только его несчастных родных, хотя поиском и спасением военнопленных занимаются и правозащитные организации (центр «Мемориал»), и журналисты (среди самых известных — столичная «Новая газета»). Но этих разрозненных усилий мало, и порой даже ведущие поиск сына родители теряют со временем надежду. За все эти годы совместными усилиями было спасено несколько десятков, может, сотен русских пленных. В Кузбассе таких примеров — единицы. Многие из отцов и матерей вернувшихся солдат живут, как и жили, небогато, если не сказать бедно. Но их дети спасены, и это главное.
Многие из направлений поисков, в которых участвовал автор книги, еще не закончены. Кто знает, какие тайны хранят знаменитые средневековые башни-крепости Ингушетии, стоящие на границе с Чеченской Республикой? Или сохранившиеся на заросших непроходимым лесом отрогах, на склонах труднопроходимых горных ущелий остатки старых чеченских сел, мертвых и безжизненных после сталинской депортации чеченцев и ингушей в феврале 1944 года? Другие глухие места? «Позднее я узнал, что в одном из виденных мной сел удалось найти и выручить пленного солдата. Значит еще есть надежда».
Первые из очерков, на основе которых создавалась эта книга, были написаны в середине 90-х, последние — сравнительно недавно, в 2002 — 2003 годах, после того, как убийство террористами-смертниками мирных людей стало почти обыденной новостью, а захват заложников — отлаженным бизнесом. Тем удивительнее основанная на собственном опыте убежденность автора в том, что добрая воля и признание взаимной вины могут залечить нанесенные войной раны, и разумные и совестливые люди — братья, к какой бы национальности они ни принадлежали. Вера в то, что мужество, настойчивость и надежда помогают совершить невозможное и добрый поступок одного человека может стать соломинкой, которая переломит хребет кровожадному богу войны Марсу. Человеку, читающему эту книгу, запоминается не только конец крестного пути родителей, опознающих останки расстрелянного в плену сына или рассказ об обезумевшем чеченце, который расстрелял из автомата беззащитных соседей-односельчан, виновных только в том, что родились русскими, и был приговорен к смертной казни своими же соплеменниками, но и совсем другие человеческие истории. Особенно если это истории о благородном поведении людей, которые имеют право предъявить свой счет России вообще и отдельно взятым русским.
Молодая журналистка из Грозного останавливает вооруженных налетчиков, пришедших увести с собой двух беззащитных русских женщин — мать и дочь. Бывший журналист, а ныне полевой командир не только отпускает под свою ответственность русского пленного, но и прекращает намеки на возмещение расходов на проезд и гражданскую одежду, узнав, что перед ним его собрат по профессии, приехавший искать уже добирающегося домой солдата. Лучший эпиграф к подобным рассказам — старинное изречение: «Кто спасет одного человека, спасет мир».
Комментарии читателей Оставить комментарий