Владимир Машков: «Мой фильм нужно посмотреть сердцем»

На прошлой неделе в Кемерово прошла российская премьера фильма Владимира Машкова «Папа». Фильм снят по мотивам пьесы Александра Галича «Матросская тишина». На Московском международном фестивале картина получила приз зрительских симпатий, и ей предсказали успех в прокате. Действие происходит в 30-е годы. Главный герой Абрам Шварц посвятил всю свою жизнь воспитанию сына — талантливого музыканта. Когда тот становится известным скрипачом, Абрам приезжает в Москву, чтобы увидеть сына в лучах славы, но оказывается ему не нужным… После просмотра фильма режиссер и исполнитель главной роли встретился со зрителями
— Такого волнующего возвращения домой у меня не было давно, — признается Владимир Машков землякам. — В первый раз это случилось в 1984 году, когда после всех мытарств и жизненных перипетий я поступил все-таки в театральный институт при Московском художественном театре на курс Олега Павловича Табакова. Тогда я возвращался со студенческим билетом домой, в Новокузнецк, чтобы показать его родителям. Такого счастья в их глазах я до этого не видел никогда… И вот прошло 20 лет, и я вновь возвращаюсь домой, наверное, со своей самой главной работой в жизни, картиной «Папа», которую посвятил всем родителям. И хотя моих родителей нет уже 20 лет, я чувствую, они ЗНАЮТ — я состоялся…
Здесь стоит сделать небольшое отступление и внести некоторую ясность относительно «мытарств и жизненных перипетий», а также родителей артиста. Его отец был актером кукольного театра Новокузнецка, где играл Карабаса-Барабаса. Мать, итальянка по происхождению, работала в этом же театре режиссером. В конце 70-х их сын поступил в Новосибирское театральное училище. Однако окончить его ему не удалось, Машкова оттуда исключили за драку. В 1984 году он становится студентом школы-студии МХАТ. Но вновь подводит излишне буйный нрав, за который его вновь отчисляют. После этого идет работать декоратором во МХАТ, начинает заниматься у Олега Табакова, а позже играть в его театре. Именно от Табакова Машков получил роль Абрама Шварца — старого еврея, неудачливого коммерсанта, который мечтает вывести в люди своего сына и заставляет его учиться играть на скрипке. Сын же его ненавидит и стыдится. И только после смерти отца понимает, что обязан ему всем, чего сумел достичь в жизни. Впервые роль 70-летнего еврейского папы артист сыграл, когда ему было… 24 года. С тех пор Владимир Машков 400 раз выходил в этом образе на сцену. И несмотря на то, что вот уже шесть лет не играет спектакль, любовь к этой истории осталась. — Она настолько наивна и проста, что до сих пор меня не отпускает, — признается артист публике. — Эта история автобиографична, она в том или ином качестве случалась с каждым человеком. Почему себя так ведут герои? Да потому что так живут все: родители не понимают детей, дети — родителей. Но проходит время, и человек рано или поздно начинает осознавать, что единственные люди, которые его любили бескорыстно (несмотря на то, что порой бывали просто нелепы в своей любви, а иногда за них бывало стыдно перед друзьями), это родители. Самое печальное, что человек это понимает, когда остается один, когда родителей уже нет… Для меня главное в этой картине — догнать эмоцию, которую я испытал когда-то сам, и еще, чтобы зрители сопереживали этой истории…
Кинокритики отнеслись к экранизации пьесы Галича неоднозначно. Порой Машкова упрекают в том, что на экране он делает все так, как привык, — с театральным переигрыванием и крупными планами в духе пафосных фильмов, когда камера надолго задерживается на вылезающих из орбит глазах героя, сурово сжатых губах и каплях пота на лбу. По мнению критиков, длинные паузы делаются для того, чтобы «вышибить» из зрителей слезу, при этом они констатируют, что у Машкова не получилось ни фильма про эпоху, ни фильма про человеческие отношения, ни даже семейной жвачки про любовь и юношеские надежды. Сам же Владимир Машков утверждает, что он как режиссер и не преследовал задачу поразить кого-то неожиданным поворотом сюжета или чем-то сверхъестественным: «Мой фильм снимался исключительно для зрителей, и его нужно посмотреть сердцем», — звучит в его очередном признании.
После демонстрации конкурсных фильмов на международном фестивале в Москве зрители ставили им оценки по пятибалльной системе. В результате абсолютное лидерство получил фильм Владимира Машкова «Папа», за что и получил приз «Святого Георгия».
– Поверьте, я в своей жизни получал немало призов, — говорит землякам Владимир Машков. — Но больше всего на меня произвел впечатление именно приз зрительских симпатий, который картина взяла на Московском фестивале. Что может быть объективнее движения человеческой души? Когда после просмотра фильма я видел, как люди выходят из кинозала и кто-то начинает набирать номер телефона, а потом слышу: «Папа, ты как?…» Держит паузу. Потом — очень кратко: — С этого момента у меня закончились комментарии…
Комментарии читателей Оставить комментарий