Черные старатели почуяли выгоду

Экологи бьют тревогу: в последнее время нелегальная добыча угля приобрела особый размах. Для специалистов важен даже не столько сам факт незаконной - безлицензионной - добычи черного золота, сколько то, что уголь добывается хищнически. В погоне за скорой выгодой наносится большой урон окружающей среде, а рекультивировать нарушенный природный баланс "черные старатели", понятное дело, не собираются. Но самое странное то, что законодательство не позволяет применить к нарушителям жесткие санкции.
Спрос рождает предложение
Проблема нелегальной добычи угля появилась в Кемеровской области года четыре-пять назад. Точнее, с тех пор, как стала расти цена на черное золото. Раньше уголь можно было запросто унести с котельных, набрать на предприятии - ввиду низкой стоимости топлива никто на это особого внимания не обращал. Многие помнят, что в 1997 году кузбасский уголь можно было купить по 60 рублей за тонну безо всяких проблем. Тогда единственные, кто расплачивался с угольщиками "живыми деньгами", были заграничные партнеры. Платили немного, зато в валюте, тогда как местные клиенты навязывали бартер в лучшем случае. Тогда и нелегальная добыча была невыгодна.
Сейчас все изменилось. Как ни парадоксально звучит, но именно дефолт и скакнувший вверх курс доллара способствовали тому, что уголь обрел достойную цену. А вскоре стали расти и мировые цены на уголь. А раз черное золото в цене, значит, найдутся те, кто воспользуется ситуацией. Как рассказал "МК" руководитель управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) МПР России по Кемеровской области Сергей Малахов, сейчас у этого - кстати говоря, недавно созданного - ведомства очень много работы по выявлению именно таких незаконных "старательских артелей". По его словам, незаконная добыча угля процветает главным образом в Новокузнецком и Прокопьевском районах, на территориях закрытых шахт. Деятельность по выявлению "угольных грабителей" ведется совместно с правоохранительными органами. По словам Сергея Мстиславовича, тому, что эта проблема обострилась именно сейчас, способствовал ряд факторов: "Уголь в цене, его можно выгодно продать в соседние регионы, значит, велик соблазн добывать его незаконно. Уголь растет в цене... Когда уголь стоил, к примеру, 20 рублей за тонну, какой смысл его добывать? Сейчас - другое дело. Пятитонный самосвал угля, по самым скромным подсчетам, приносит прибыль "нелегалам" в 1500 рублей. А что такое пятитонный самосвал? Три ковша... Плюс ко всему, появился большой спрос на уголь. Хотя Кузбасс и наращивает добычу, угля все равно не хватает, особенно в близлежащих регионах. А так как уголь в Кемеровской области, в отличие от других территорий, часто находится практически на поверхности, создаются условия для возникновения такого явления, как незаконная добыча черного золота. Более всего в этой ситуации экологов удручает тот факт, что уголь забирают варварским способом. А вот реальных механизмов наказания угольных браконьеров нет. "Единственная статья, с помощью которой можно привлечь к ответственности тех, кто осуществляет добычу угля без ведома государства, - "Незаконное предпринимательство", - рассказывает Малахов. Но если человек зарегистрирован как частный предприниматель и в Уставе фирмы есть крылатая фраза о том, что ему разрешены все виды деятельности, не запрещенные законодательством... Что можно вменить такому нарушителю? Только административный штраф. Вот испугали мы его 30 тысячами рублей административного штрафа! Есть другой штраф - за причиненный ущерб. И вот тут-то можно было бы здорово напугать многих, но и тут не все просто. Закон предписывает возместить ущерб только в пределах налоговой платы за добытое топливо. То есть все ограничивается 4% от стоимости выкопанного угля".
Добывать "в согласии с природой"?
Кроме выявления "черных старателей" Росприроднадзор осуществляет контроль за выполнением недропользователем лицензионных соглашений. А это очень большой объем: 680 добычных лицензий действуют в настоящий момент на территории Кемеровской области. Сергей Мстиславович уверен, что добычей угля должен заниматься крупный бизнес, а не мелкие предприниматели или "середняки". "В этом смысле я приветствую приход в Кузбасс крупного капитала. Во-первых, это социальная ответственность - серьезные структуры дорожат собственной репутацией и не позволяют себе некорректного поведения. Ведь не то обидно, что копают, а то, что копают варварски. И областной бюджет много теряет". Крупный капитал и в самом деле старается соблюдать требования закона, хотя случаи бывают разные: всю прошлую неделю, как мы помним, муссировалась история с задержанием в Москве группы лиц, пытавшихся дать взятку работнику МПР за возобновление работы полысаевской шахты, у которой была отозвана лицензия на право пользования недрами.
Справка "МК"
Согласно перечню недр, аукционы по которым будут проведены в течение 2005 года, утвержденному МПР России и Минэкономразвития, до января 2006-го должны состояться торги по 23 месторождениям в Кемеровской области. Главным образом речь идет о добыче угля. Исключение составляет только Усинское месторождение (марганцевые руды А+В+С1. Запас оценивается в 98,516 миллиона тонн).
Но обычно к требованиям экологов прислушиваются. Например, недавно проведенные Рос-природнадзором проверки на ряде крупных предприятий показали, что многие собственники соблюдают действующее законодательство. Среди таких предприятий разрез "Черниговский", Кузбасская топливная компания и т.д.
Сейчас проводится сложная проверка в Беловском районе по большому содержанию цинка в реках. Здесь тщательно проверяется ситуация на Беловском цинковом заводе. "С нашим участием, - продолжает Сергей Малахов, - идут крупные проверки "Кокса" и "Азота". Очень много жалоб населения на атмосферный воздух. Все помнят лето прошлого года: мы искали источник загрязнения атмосферы в Кемерове. Потому сейчас хотим проверить все предприятия заранее, чтобы не допустить подобной ситуации".
Кроме того, сейчас при приеме заявок для участия в аукционе по продаже месторождений необходимо заключение Росприроднадзора с оценкой деятельности данного недропользователя по выполнению уже полученных им лицензионных соглашений. Так что для тех, кто пришел в Кузбасс надолго и намерен развивать бизнес, "чистая история" значит очень много.
А что же "черные старатели"? Пока есть спрос - они будут существовать, так или иначе. Здесь единственная надежда на правоохранительные органы, которые будут более активно работать в этом направлении.
Комментарии читателей Оставить комментарий