ИСТОПИ-КА МНЕ БАНЬКУ, ХОЗЯЮШКА...

ИСТОПИ-КА МНЕ БАНЬКУ, ХОЗЯЮШКА...
Знала ли Роза Люксембург, что одна из улиц славного города-героя Волгограда, прославившая ее бессмертное имя, перекочует в 21-е столетие в весьма неприглядном и удручающем виде? Вросшие в землю ветхие домики частного сектора, утопающего в бездорожье, темноте и камышах; отсутствие поблизости общественного транспорта — все это превратило здешний уголок в настоящую деревню. И все же революционерка по праву может гордиться этой улицей. Ведь именно здесь затерялось чистилище для душ наших горожан и их бренных тел — Кировская общественная баня № 9, к которой никогда не зарастет народная тропа.
ВСЯ ЖИЗНЬ ЛЕТИТ В ТРУБУ...
По этой самой тропе решили пройти и мы. Отыскать сей стратегически чистый объект удалось не сразу. С ролью нашей путеводной звезды успешно справился местный житель, завсегдатай здешней бани, по совместительству мыслитель аморально-натуралистического толка Валентин Борода. (Скорее всего, Борода — вовсе не фамилия, а прозвище мужичка, которое он заполучил за свою прокуренную окладистую, словно вырванную из допетровской эпохи, бороду.) Судьба столкнула нас с дедом Валентином на пересечении улиц имени писателя Успенского и уже известной вам Розы Люксембург.
— Баня? Так вот она! — и Борода устремил свой взгляд над крышами домов в сторону высоченной трубы, из которой в тот же момент вывалилось огромное облако пара. — Вся наша жизнь летит в трубу, в эту самую трубу! А зачем вам баня, у меня есть ванна дома — приглашаю!
На этой сакраментальной фразе мы оборвем монолог мыслителя, тем более что выслушанный нами рассказ касательства к бане ровным счетом никакого не имел. И путеводной звездой для нас стала замаячившая на горизонте труба.
ВАННА ПАРНОЙ НЕ КОНКУРЕНТ
Поклонник контрастных процедур Юрий Владимирович в Кировском районе обосновался всего год назад. Ознакомившись со всеми местными достопримечательностями, самым значительным он посчитал баню и стал регулярно посещать сей оплот чистоты. День нашего визита сюда оказался для него — банным. В тот момент, когда мы, коченея от холода, входили в калитку, Юрий Владимирович в позе курящего Аполлона стоял босиком на снегу у крылечка. Здоровье и бодрость духа его были обратно пропорциональны гардеробу. Из одежды на нем наблюдалось только полотенце, что заставило нас попятиться и неловко поинтересоваться: “А что, сегодня мужской день?”
— Почему мужской? Обычный, проходите.
— Сами вы здесь часто бываете?
— Да регулярно. Из Михайловки сюда переехал. В городе тоже, как оказалось, есть хорошие баньки, не уступающие деревенским. Добротная банька ведь гораздо лучше, чем ванна. Вот я живу в многоэтажке, с горячей водой проблем нет, а все равно не изменяю парной.
ПО СЛЕДАМ ВЕЛИКИХ ПОЛКОВОДЦЕВ
Через пару минут мы грелись и душой и телом в приятной компании гардеробщицы Эльвиры и банщицы Нины Николаевны. Смело можем признаться: мы здесь не просто согрелись, а запарились. В самом прямом смысле этого слова, потому как женщины, не долго думая, организовали нам экскурс по парной и раздевалкам.
— Баня-то у нас историческая, знаменитая, ей уже 78 лет, — начали они свой рассказ. — Здесь и Паулюс бывал, и Чуйков с Шумиловым парились. Вместе с генеральской подноготной с легкой руки банщицы Нины Николаевны всплыли любопытные факты и из жизни волгоградской прессы. Захаживать в баню № 9 любил и первый редактор “Вечерки”.
Однако с тех далеких времен многое изменилось. На деревянных лавках знаменитостей не наблюдается вот уже много лет. Но на эстетике помещений это никак не отразилось. Наоборот, в последнее время баня слегка облагородилась и “позеленела”. В холле появился настоящий цветник. Важным дополнением к интерьеру стал кот Мурзик.
В соцсоревнованиях баня № 9 не участвует давно, но значимость ее видна и без конкурсов, о чем наглядно свидетельствует висящая на стене благодарность “За тепло, внимание, легкий пар и заботу”. Посему у здешних посетителей всегда, согласно пословице, “в чистом теле — чистый дух”, а у работников бани — чистая совесть.
АМЕРИКЕ “МИШЕК” НЕ ВЫДАЛИ
Местной изюминкой, точнее дизайнерской “конфеткой”, по праву можно считать картину, украшающую стену бани вот уже несколько лет. Сосновый бор, мишки возле поваленного дерева и прочие атрибуты шишкинской кисти, как оказалось, никакого отношения к великому русскому живописцу не имеют. “Картину рисовали немецкие солдаты, точнее ее перерисовывали с конфетного фантика. Подарил “Мишек” бане наш частый посетитель. Нашел он картину у себя на чердаке”, — рассказывает Эльвира.
Секрет полотна так и остался неразгаданным, если бы не журналисты канала Би-Би-Си, которые наведались в прошлом году в кировскую баню, как на стратегически важный объект Сталинграда. “Таких картин всего восемь, поведали нам иностранцы. Шесть уже найдено, седьмая у нас, а где восьмая — неизвестно”.
Заграничные гости хотели выкупить полотно, но получили на свое заманчивое предложение категоричный отказ. Закаленный все-таки народ работает в этой бане! Не баня, а верный оплот государственности и российской контрразведки.
ОПЛОТ ЧИСТОТЫ ТОНЕТ В УЛИЧНОЙ ГРЯЗИ
И ощущение здесь создается такое, словно переносишься во времени лет эдак на 30—40 назад. От стен веет чем-то забытым, советским. А прейскурант цен так вообще к реалиям современного рынка никакого отношения не имеет. Словно повесили его давным-давно и поменять забыли. Ну что такое 60 рублей за 2,5 часа легкого пара! Для пенсионеров и малоимущих — так вообще по 35. Дети до 7 лет проходят бесплатно, кто постарше платит только 25 рублей.
Неудивительно, что здесь давно сложилась своя клиентура. “У людей имеются свои банные дни — у кого среда, у кого четверг. Приезжают к нам из всех районов города, даже из самых отдаленных”, — Эльвира навскидку вспомнила посетителей из Спартановки, Волжского, Светлого Яра, Чапурников.
А уж жителям Кировского, Красноармейского и Советского районов сам бог велел париться здесь. Ведь конкурентов-то у бани нет, одна она на все три района. Посетитель Владимир Иванович, раскрасневшийся и довольный, выйдя из раздевалки, домой не спешил. Потому и присоединился к нашему разговору. “Я сюда с 43-го года хожу. Нас еще всей школой сюда водили. В войну сколько вшей в этой бане перепарили!” Как оказалось, у Владимира Ивановича есть собственная баня. Но ею он пользуется летом. А зимой предпочитает знакомый с детства пар кировской баньки.
Особенно гордятся здесь парной, называя ее одной из самых лучших в городе. А как известно, баня без парной, что свадьба без музыки.
— Вы знаете, как парная для здоровья полезна? — обратился к нам мужчина, только что появившийся из оной с веником наперевес. — Я сюда и сам хожу, и своих троих сыновей вожу. Лучше в баню дорогу проторить, чем в поликлинику.
Когда-то, вроде бы совсем недавно, в районе было пять бань. А сегодня уцелела и продолжает принимать клиентов только эта — 9-я. Но как не хороша здесь парная, а добраться до заветного оплота чистоты — задача не из легких. Расстраивает народ то, что дороги, связавшие баню с большой землей, больно разухабистые. Фонарей и асфальта здешние места не знают. И посему, пока доберется посетитель из данного учреждения к общественному транспорту, хоть обратно иди мойся!
БАНЯ, КОТОРУЮ ОБОШЛА СЕКСУАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Русская баня, сколько выпало на твою долю испытаний! Некогда популярное учреждение в последние годы стало прочно ассоциироваться у нас с чем-то порочным и весьма аморальным. Плохой тон — появляться в бане без женской компании. Искупаться, конечно, дадут, но засмеют. Однако баня № 9, выстояв в этой нравственной битве, сохранила свой моральный облик и первоначальное назначение. В том ее немаловажная особенность. В эту баню, как ни странно, люди все еще ходят мыться... И только. А что касается сервиса, то он не подразумевает ничего пошлого и созвучен ушедшей эпохе и по содержанию, и по оплате. Стирка белья, например, обойдется в 15 рублей за килограмм, за срочность накинут десятку, а воспользоваться сушуаром вы сможете за смешную сумму в 3 рубля.
Одним словом, Кировская общественная баня продолжает оставаться сегодня учреждением полезным и общедоступным. А автор некогда популярной песни, который идет не в парную, а в пивную, “если на сердце грустно и пришла беда”, наверняка просто никогда не был в бане № 9.
Кстати
Всего в нашем городе 26 бань, которые предназначены для общественного пользования. Из них только три являются муниципальными — одна в Кировском районе и две — в Дзержинском. К ним можно применить эпитет “общедоступные”.
Остальные 23 бани находятся в частных руках, что в первую очередь отражается на стоимости банных услуг.
Комментарии читателей Оставить комментарий