Тарифная вольница

Тарифная вольница
Рост цены на ГСМ - вот, пожалуй, наиболее устойчивая тенденция, характерная для минувшего года. Этакий остров стабильности посреди рыночного океана… Правда, стабильность эта со знаком минус, поскольку повышение цены на горючее неизбежно тянет за собой подорожание практически всех остальных товаров и услуг. И, тем не менее, даже такая непосредственно связанная с ценой на ГСМ услуга, как перевозки в городском и пригородном пассажирском транспорте, в разных донских городах стоит по-разному.
Как известно, в минувшем году рост цен на ГСМ составил без малого 20 процентов. Эта позиция и являлась приоритетной при определении экономически обоснованных тарифов на перевозку в автобусах, трамваях с троллейбусами и маршрутных такси. Однако при том учитывались и другие немаловажные составляющие: к примеру, стоимость запчастей, коммунальных услуг, плата за тяговую электроэнергию… Ну и, наконец, зарплата персонала транспортных организаций также не могла не быть "забитой" в тариф на перевозки. А поскольку величины по всем названным позициям непрерывно растут, то и пассажирский тариф на местах приходится пересматривать едва ли не ежегодно.
Результаты такого пересмотра мы с вами ощущаем всякий раз по окончании новогодних празднеств. Когда больше, когда меньше - но к тому, что в январь мы обычно вступаем с новыми тарифами - в том числе и транспортными, - все уже давно привыкли. Вот и этот год начался с повышения на 16% проезда в автобусах пригородных маршрутов. Проезд на внутриобластных маршрутах подорожал на 11%. Но поскольку всякий раз инициатива повышения тарифов исходит от местных властей, на каждой территории процент роста свой. Так, теперь проезд до Батайска стоит 7,5 руб., чтобы доехать до Аксая, придется выложить все 8. Кстати говоря, в Аксайском районе подорожали как автобусы, так и "маршрутки". В то же время в Азове плата за проезд в маршрутных такси осталась прежней, а цена проезда в автобусах даже после повышения остается одной из самых низких по области - 5 руб. Не изменился размер платы за проезд на внутригородских автобусных маршрутах в Батайске - как было 6 руб., так и оста-
лось… Что касается Ростова, то последнее повышение платы за проезд в городском пассажирском транспорте здесь случилось в минувшем году, и, как заверяют в Городском управлении транспорта, в первом полугодии роста тарифов не ожидается.
Но в целом следует признать, что как сроки очередного повышения, так и его размеры, какому-то более или менее строгому прогнозированию не поддаются. Да и не требует существующее законодательство такого прогнозирования от областных ведомств. Тот же донской минавтодор только производит пересмотр расходов транспортных предприятий, утверждает новые показатели да фиксирует факт каждого очередного повышения, производимого решением Тарифной комиссии, как уже говорилось, преимущественно по инициативе местных властей. Едва ли такая тарифная вольница идет на пользу отрасли. А если учесть, что ситуация с регулированием цен в других отраслях складывается аналогичная - то и всему хозяйственно-экономическому комплексу области.
Владимир КОБЯКИН
Комментарии читателей Оставить комментарий