]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России → Технологии
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Наши МиГи «пролетели» мимо Индии

16:40 29.04.2011
, Максим Хрусталев
Наши МиГи «пролетели» мимо Индии
Наши МиГи «пролетели» мимо Индии

Россия, как и США, проиграла тендер на поставку 126 самолетов

Российский многоцелевой истребитель МиГ-35, равно как и американские Boeing Co. и Lockheed Martin, выбыл из тендера, объявленного Индией на закупку 126 многоцелевых боевых самолетов (MMRCA). Дальнейшую борьбу за контракт ценой примерно в $10 млрд продолжат французский Rafale и Eurofighter Typhoon, который сооружает итальянско-британско-европейский консорциум.

Решение Министерства обороны Индии имеет огромное значение для всего мирового рынка. Лоббирование своих авиастроителей шло на самом высоком уровне: перед Индией за свои самолеты ходатайствовали президенты РФ, США и Франции Дмитрий Медведев, Барак Обама и Николя Саркози, а также британский премьер-министр Дэвид Кэмерон.

Американцы не меньше россиян раздосадованы своей неудачей в тендере: дело дошло до того, что посол США в Дели резко высказался по поводу принятого не в пользу его страны решения, а потом объявил о своей отставке. Надо сказать, что решение индийцев не стало совсем уж полным сюрпризом. Еще в августе прошлого года газета «Коммерсантъ», ссылаясь на индийский телеканал Times Now, сообщала: «Фаворитами индийского тендера стали европейские модели – самолет Rafale производства французского концерна Dassault и Eurofighter Typhoon, разработанный Европейским аэрокосмическим концерном. Самолеты производства России, США и Швеции после проведения серии летных испытаний не вошли в число финалистов. В российском истребителе поколения «4++» МиГ-35 заказчика не устроили двигатели».

Основным конкурсным преимуществом МиГ-35 оставалась его относительная дешевизна – порядка $40 млн, в то время как цена Rafale почти в два раза больше. Однако проблему доводки двигателей для Миг-35 признавали и в России: «Межремонтный ресурс двигателя должен быть 2000 часов, а общий ресурс – 4000 часов, но сейчас двигатель не дотягивает до этих показателей».

Вот и индийская сторона, уведомив на днях Рособоронэкспорт об отказе от МиГов, среди прочих причин назвала и проблему двигателей. Впрочем, есть основания полагать, что главную роль в выборе индийцами фаворитов тендера сыграли скорее политические причины. В Дели всегда особо подчеркивали, что диверсификация источников получения вооружений является ключевым принципом оборонной стратегии Индии. Так, на вооружении индийских ВВС в настоящее время находятся французские Mirage 2000, которые в 1980-х гг. начали закупать параллельно с советскими МиГ-29, а также британские ударные самолеты Jaguar наряду с близкими им по назначению МиГ-27.

Конечно, Россия традиционно остается ведущим партнером Индии в деле военно-технического сотрудничества. Крупнейшие оборонные контракты Индии переданы ей: на авианосец «Адмирал Горшков» и группировку для него из 45 корабельных истребителей МиГ-29К на сумму $2,232 млрд, на фрегаты и аренду атомной подлодки. Еще один контракт на $964 млн предусматривает модернизацию поставленных ранее истребителей МиГ-29. Именно с Москвой Дели подписался создавать крылатые ракеты BrahMos, истребитель пятого поколения и новый транспортный самолет MTA. В копилке российских авиастроителей есть также сделки по поставке и сборке в Индии в общей сложности 248 истребителей Су-30МКИ (заказ на $7,75 млрд).

Но в последние годы Индия стала расширять военно-техническое сотрудничество и с США: там, впервые в истории Индии, были закуплены, в частности, новейшие морские патрульные самолеты P-8 и военно-транспортные С-130. Но все-таки впадать в чрезмерную зависимость в оборонной сфере от американцев в Индии побаиваются. Никогда нельзя предугадать очередной изгиб политики Вашингтона, и, учитывая любовь американцев к наложению всевозможных санкций и эмбарго на кого ни попадя, индийцы рисковать не хотят. Очевидно, это и стало одной из причин отказа от американских самолетов. С Россией подобных опасений, конечно, нет, но принцип диверсификации индийцы решили соблюсти, и крупнейший заказ для своих ВВС они отдают Европе.

К тому же их предложения имеют определенные технологические выгоды. В частности, как пояснил шеф московского бюро индийского государственного информагентства Press Trust of India Винай Шукла, «ставка, которую индийская сторона сделала в итоге на европейских производителей, объясняется тем, что приобретение их истребителей позволит Индии получить технологию, оптимально подходящую для реализации собственной программы TEJAS по созданию индийского легкого истребителя». В свою очередь, по словам г-на Шуклы, российская технология, которую Индия могла получить в случае приобретения МиГ-35, для программы создания легкого истребителя TEJAS не подходит. «России вообще грех жаловаться, – отметил г-н Шукла. – Российские самолеты традиционно и так занимают значительное место в парке индийских ВВС».

С этим согласен и директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. «Это поражение – естественное порождение наших предыдущих побед», – считает он. Пухов напомнил, что Россия еще в 1990-е гг. приступила к перевооружению индийских ВВС и уже приблизилась к тому, чтобы взять больше половины индийского парка боевой авиации. «Зная индийскую сторону и ее любовь к диверсификации своих поставщиков, шансов выиграть этот тендер было объективно немного», – отмечают и в российском оборонном ведомстве. В условиях контроля Россией рынка тяжелых истребителей Индии (СУ-30МКИ) едва ли индийская сторона захотела бы отдавать ей еще и рынок средних истребителей.

Кроме того, условия тендера подразумевали, что у претендента производство предлагаемого самолета уже налажено. Но МиГ-35 пока в серию не запущен: сделано лишь несколько опытных образцов. Производители самолета упорно ждали крупного заказа, прежде чем разворачивать его серийное производство. И вот теперь в результате российские эксперты (преимущественно либерального лагеря) уже делают прогнозы, что в результате фиаско в Индии МиГ-35 могут не получить и ее собственные ВВС. Да и шансы продать их еще кому-нибудь в мире стремительно снижаются, считают они.

Это, конечно, не совсем так. Министерство обороны еще в начале года заявило о своих планах по закупке 26 корабельных МиГ-29 и не менее 72 МиГ-35. Но загвоздка в том, напоминают либеральные эксперты, что контракты еще не заключены, а цена этих боевых самолетов теперь, после проигрыша в индийском тендере, может оказаться слишком высокой для внутреннего рынка. Под сомнение после проигрыша в Индии они ставят и возможность продвижения Миг-35 на ближневосточный и латиноамериканский рынки. Некоторые вообще пророчат, что теперь, после индийского фиаско, «МиГ» обречен и в ближайшие годы будет слит с другим КБ, предположительно с «Сухим».

Другие специалисты, впрочем, предлагают излишне не драматизировать ситуацию. У того же «МиГа» есть большой контракт с Бирмой, есть опцион на корабельные самолеты с той же Индией, есть два контракта на модернизацию самолетов – опять-таки с Индией и с Сирией. Кроме того, не надо так уж сбрасывать со счетов и планы РФ по закупке МиГов для собственных вооруженных сил. А это – почти 100 самолетов: не такой уж «относительно небольшой заказ», как утверждают некоторые эксперты.

Ситуацию для КМ.RU комментирует главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

– Проигрыш тендера на поставки средних истребителей Индии – вещь, конечно, досадная, хотя бы потому, что $10 млрд на дороге не валяются. Не исключаю и коррупционных моментов: именно французы на международных рынках оружия и военной техники отличаются умением подкупать высоких чинов из стран – потенциальных клиентов. Откаты доходят до 10% от заказа. Наши-то – больше специалисты откаты брать, а вот давать откаты – это подлинное искусство. И тут у французов нашим долго учиться... Но если отвлечься от шуток, говорить серьезно, то надо отметить, что индийцы действительно стараются придерживаться принципа диверсификации, т. е. не класть все яйца в одну корзину.

А с Россией у них и в самом деле очень много проектов. Напомню, что только в сфере военной авиации мы не только поставляем корабельные самолеты («МиГи») и тяжелые истребители «Су», но и разрабатываем совместно с индийцами истребитель пятого поколения ПАК ФА (их планируется произвести порядка 250), также совместно работаем над военно-транспортным самолетом, над самолетами, оснащенными электронным комплексом радиообнаружения и наведения типа АВАКС, и т. д. Так что на индийском рынке мы свою нишу занимаем плотно, и неудача последнего тендера этой ситуации не меняет.

И хоронить МиГ-35 тоже преждевременно. Он будет востребован и в самой России: именно он будет постепенно замещать устаревающие МиГ-29. И на внешнем рынке, я полагаю, его сейчас будут продавать с еще большей активностью. Этот самолет вообще должен быть востребован многими относительно небольшими странами – вроде Сирии, к примеру. Тяжелые самолеты вроде Су-30 там ни к чему – масштаб мелковат, а для МиГа – в самый раз.

Что же до слухов о потенциальном слиянии «МиГ» с «Сухим» – такое, в принципе, не исключено, хотя зачем? Они же оба и так входят в состав Объединенной авиакорпорации. Но даже если в управленческих целях такое решение и будет принято, в любом случае должен быть сохранен бренд «МиГа», сохранены КБ и, самое главное, уникальная школа проектирования.

Темы: Боливия, Внешняя политика России, Международная политика
Источник: KMnews
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 02.05.2011, 20:11
    Гость: Дайте самолеты в авиацию

    Дайте самолеты в авиацию!!!
    Заколебали уже эти либерасты плясать вокруг индусов и всяких папуасов!!
    скоро китайцы придут грабить наши земли!!! Чем будем отбиваться от них??
    Готовьтесь братцы...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 01.05.2011, 17:10
    Гость: bz

    точность производства нужно повышать! рессурс - это точность.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 01.05.2011, 11:40
    Гость: старшина

    А не повлияло ли на решение Индии решение наших властей безоговорочно поддерживать всякие эмбарго, вводимые по настоянию США. Ведь важно не только заключить контракт, но и быть уверенным что он будет выполнен. А можно ли быть уверенным в этом после разрыва сделки с Ираном, компенсации за которую Россия,похоже, ничего не получила. Если конечно не иметь в виду айфон, подаренный президенту

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 01.05.2011, 00:15
    Гость: кд

    а вы не пробовали строить самолёты для российской армии или не получается или уже летать некому а производство самолётов по несколько штук в год это не самолётостроение это полный развал да и зачем индии российские или даже советские самолёты когда китай на украденные технологии строит лучше и дешевле точно такие же самолёты и в космос китай летает на советских ракетах потому что всё было украдено и продано за копейки и главное что китай не стесняется производить то что украл а наше руководство не может даже договориться о продаже вертолётоносца мистраль а ведь построить в россии что либо подобное уже невозможно

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 30.04.2011, 23:41
    Гость: Фома неверующий

    Очень остроумный ход, МИДу стоит подумать...

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (27)
]]>
]]>
Выбор читателей
Почему сделка России и США состоится не сейчас
© KM.RU, Вадим Черноусов
«Черные лебеди» уже взмахнули крыльями? Почему экономике России опять пророчат крах
Кадры из видеотрансляции на официальном сайте президента Франции
Макрон заявил о готовности отправить до 50 тысяч военных на Украину
Единственный в РФ авианосец «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
«Весь город возмущается»: волгоградца убили из-за ссоры в родительском чате
Своих не бросаем? В истории с белорусским выпуском «Комсомолки» это не работает
Ocean Hills «Santa Monica»
«KKinchevFest», 8-9 сентября, «Севкабель» (Санкт-Петербург)
Влажная среда feat. Spank your Monkeys «Почти взрослый» (интернет-сингл)
тоскарабочегокласса «Платеж за кредит» (интернет-сингл)
Ни одно доброе дело не остаётся безнаказанным
Билли Новик. Песни Егора Летова. День памяти, 21 февраля, «16 Тонн»
Андрей Паршев. Бить по брендообладателю
Будет ли применен Севастопольский способ прекращения эпидемий?
Дальше мечты «Так жаль» (интернет-сингл)
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.