Дефицит бензина в Москве чреват социальными потрясениями

С середины апреля все только и говорят, что о бензиновом кризисе, неожиданно накрывшем многие регионы России, где топливо или вообще пропало из продажи, или стало отпускаться только владельцам дисконтных карт. Наконец глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев назвал виновников и причины топливного коллапса. «Думаю, что основная причина заключается в том, что нефтяные компании решили проучить правительство: если оно будет каким-то образом от имени государства регулировать цены, то станут появляться подобные дефициты, которые компании создавали совершенно умышленно», - заявил глава ФАС в эфире программы на РБК-ТВ. То есть имеет место шантаж правительства со стороны нефтяников.
При этом Артемьев выразил возмущение тем, что государственные компании не только не пришли на помощь государству в этом остром вопросе, но и сами часто становились «инициаторами такого неправильного, не рыночного поведения». В то же время государство не ожидало такого «предательства», так как в стране было достаточно бензина. Глава ФАС предупредил, что за такое поведение компании могут поплатиться - «дождаться каких-то революционных перемен». В настоящее время уже возбуждено 52 дела по 52 регионам, а на компании снова будут налагаться оборотные штрафы.
Артемьев объяснил, что стремительное развитие бензинового дефицита стало возможным из-за монополизма: «То, что мы создали полные или частичные монополии на рынках, аукается и будет аукаться нам до бесконечности». Выход в данном случае может заключаться в правильной политике построения конкурентов, создании стимулов, способствующих появлению новых компаний. С сожалением глава ФАС подчеркнул, что в настоящее время на рынке властвуют четыре-пять компаний, которые по привычке определяют политику в России, и пригрозил предпринять все возможные меры для прекращения «хулиганства».
Как же бороться с «наглостью» крупных игроков топливного рынка? По мнению Артемьева, действенными способами являются штрафы, уголовные дела и разукрупнение. Есть у главы ФАС и предложение по борьбе с картельными сговорами. «Мы говорили о том, что если розницу отделить от вертикально интегрированных компаний либо ограничить их долю примерно 35%, чтобы ВИНКи имели в границах каждой области не больше трети бензоколонок, а остальная часть принадлежала независимым компаниям, то уже было бы легче», - отметил руководитель ведомства. Артемьев добавил, что законопроект, касающийся розничного рынка, уже создан и отправлен в правительство, а вот об оптовом звене еще даже не говорили.
У нефтяников меж тем созрела своя версия: оказывается, все дело в том, что в России слишком много автомобилей. Такую точку зрения высказал вице-президент ЛУКОЙЛа Леонид Федун. По его словам, в России в последние годы быстро развивается промышленная сборка автомобилей, и нефтяной отрасли сложно успевать за этими темпами. «Россия превращается в один из ведущих европейских (автомобильных. – Прим. KM.RU) рынков. В этой ситуации российские компании оказались не готовы к росту спроса на бензин», – сказал Федун.
Напомним, что бензиновый кризис начался на Алтае, где уже в середине апреля на бензоколонках был аншлаг: выстраивавшиеся в очереди автомобилисты ожидали топливо. Аналогичное вскоре произошло и в других регионах, в итоге победоносное шествие бензинового дефицита затронуло Архангельскую, Белгородскую, Брянскую, Воронежскую, Мурманскую, Новосибирскую, Томскую области, Красноярский край и др. Примечательно, что во всех субъектах вновь появившееся в продаже топливо стоило выше, чем было ранее.
И вот накануне, 26 мая, на сайте «Свободная пресса» появилось сообщение, что топливный кризис докатился до Санкт-Петербурга. Корреспондент описал свои блуждания по «заправкам» в поисках заветного топлива, которое удалось найти лишь у ЛУКОЙЛа. Странно, но мониторинг СМИ пока не дает подтверждающих возникновения топливного коллапса данных: заголовки информагентств не предрекают дефицита в Северной столице. Три недели назад управление ФАС по Петербургу уже проверяло ситуацию на топливном рынке и сделало вывод, что бензина «хватит всем и надолго». Видимо, не так посчитали.
В то же время вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский также заявил, что дефицит горючего не прогнозируется, а высказывание президента Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олега Ашихмина о том, что через полторы-две недели в городе может начаться бензиновый кризис, проверит прокуратура.
За комментарием ситуации на бензиновом рынке KM.RU обратился к доценту Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ Вениамину Вутянову.
- Рынок — это вещь такая, как написано у Маркса: «Бизнес ради прибыли в 300% пойдет на любые преступления». С тех времен ничего не изменилось. Здесь мы видим чистейшей воды рыночный механизм: производителям выгоднее продавать дороже, чем дешевле. Если получается, что необходимо что-то сделать из требований социально-экономического развития, то бизнесу это неинтересно. Социальная ответственность бизнеса — это неудачное сочетание слов, так как он в этом не заинтересован. Бизнесу интересно вложиться, сохранить свои капиталы и приумножить и желательно как можно быстрее. Здесь действует рыночный механизм — компаниям выгодно продавать за рубеж, продавать внутри России по такой-то цене или не ниже такой-то.
В каком-то смысле я бы согласился с Артемьевым в том, что наши олигополисты пытаются под видом рыночных механизмов скрыть свои корыстные интересы, то есть им хочется в одностороннем порядке повышать цены и получать прибыль, которую они запланировали. С другой стороны, сама ФАС не функционирует так, как аналогичное образование, например, в Казахстане, где есть Агентство по регулированию естественных монополий. Они устанавливают планки на все тарифы для населения, в том числе и планки для розничного рынка бензина — это все действует. У нас этим государство если и занимается этим, то не совсем эффективно.
Я считаю, что в этой ситуации необходимо задействовать механизм государственного регулирования и определить инструментарий. Можно полностью плановую экономику, а можно оставлять все хорошие наработки. Просчитывать систему себестоимости, просчитывать, сколько стоит литр бензина для каждой компании, понять, каков будет предел торговой наценки. Если она 200-300%, то тут надо регулировать и розничный рынок бензина, и нужно понимать саму себестоимость бензина.
Мы находимся сейчас в рамках процесса глобализации, которая нас толкает вперед, у нас господствует неолиберальная модель, которая говорит о том, что рынок — это саморегулируемая замкнутая система и государство нужно туда как можно меньше вмешивать. Еще классик Адам Смит говорил, что роль государства — это «роль ночного сторожа». Однако у рынка время от времени случаются провалы, он может где угодно быть: в прошлом году был гречневый кризис, в следующем году может быть какой-то другой, даже асфальтовый, он может где угодно вылезти. Но четко нужно понимать, что если у нас везде господствует рыночная система, а государство отсутствует, то у нас будут возникать такие перебои, поскольку рынок недальновидный и непредсказуемый.
Что касается Петербурга, то здесь возможна какая-то утечка, касающаяся оптового рынка бензина. С розничным бензином там точно все в порядке: наши аспиранты туда уехали и сообщили, что топливо есть. Если эта информация достоверна от людей, которые связаны с оптовыми поставками бензина в Санкт-Петербург, то это одно, а если это происки журналистов или очередной пиар информации или дезинформации, то другое.
Что касается Москвы, то я считаю, что наше правительство должно поставить задачу не допустить в столицу бензиновый кризис. Москва – достаточно взрывоопасный регион, где возникают все инновации и растекаются по всей России, в том числе и негативные. Если в Москве пропадет бензин, то возможны социальные потрясения. Поэтому столицу лучше снабдить топливом на несколько лет вперед.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Да Лукойл КРУТ В Тюмень ОНИ спецально ОСТАВИЛИ ПО 1-ОЙ КОлонки чтоб создоть очериди остольные работали нормально я на ЛУКОИЛ не колесом А вобше если в мире мало нефти мы причём кто ревалюций устраевает пусть тот и платит.
Лукойл - наркобарон, ой нефтедиллер, но все равно отстой для народа!
Кризис можно везде, в Москве нельзя!- кранты правящему режиму! Господа нефте-аллигаторы вы часом не забыли, что ресурсы не ваши? Или вернее временно ваши, народ терпит, пока еще терпит . Нельзя никого загонять в угол.
Давно пора возрождать традиции СССР- ввести за спекуляцию конфискацию имущества и расстрел!
Более идиотской идеи трудно себе представить: а если, к примеру мать пятилетнего ребёнка родилась где-то в Суходрищенске, а ребёнок в Москве,- то что, его оставить там одного? Или,например, если Ваши престарелые родители имеют местом рождения Украину или Прибалтику, то их тоже отправить взад? Короче, если всех неродившихся в Москве отправить по месту рождения, то вам, чванливым, бензин не понадобится,- вы захлебнётесь в своём же говне и ездить вам будет некуда.