Центр хочет делиться с регионами не правами, а обязанностями

Россия конца «нулевых» и начала «десятых» является, по сути, государством, состоящим из одних деклараций и «трендов». Именно они, в общем-то, и определяют внутреннюю политику, которая вынуждена под них подстраиваться. Сказали «модернизация» – подгоняем реалии под нее; сказали «суверенная демократия» – исходим из этой максимы, ей и живем на ощупь, попутно пытаясь понять, что же это такое.
И появившийся недавно новый «мем» (выражаясь «инновационным языком» блогосферы) – децентрализация – звучит красиво и завораживает неистово. Тяготеющий к перформансу и постмодернизму народ, внушенный идеей, что «централизация» есть корень всех бед, с интересом и (в своей определенной части) с восхищением внемлет идеям, источаемым устами главы государства: нет бюрократической монополии центра, даешь регионам больше полномочий! Но дело это, понятно, не быстрое, с наскока тут мало что вменяемого не то что решишь, но и хотя бы предложишь, а потому Дмитрий Медведев предложил вице-премьерам Дмитрию Козаку и Александру Хлопонину хорошенько поразмыслить над правовыми аспектами идеи и прийти со своими предложениями в Кремль. Что и было выполнено в начале этой недели.
Итак, над приданием аморфной идее «централизации» более-менее человеческого облика взялись работать две группы видных спецов – условно говоря, «группа Козака» и «группа Хлопонина». Эволюция их решений и источники вдохновения остались за рамками итоговых выкладок, которые сами по себе оказались чудо как любопытны. Так, группа Александра Хлопонина, куда вошел, к слову и советник президента РФ по экономическим вопросам Аркадий Дворкович, предложила передать в ведение регионов налога на прибыль, а также алкогольные и табачные акцизы. Также «хлопонинцы» пришли к коллективному выводу, что регионам не помешают и полномочия по установлению ставок транспортного и водного налогов. Также предлагается упразднить для работающих в регионах естественных монополий федеральные льготы по налогу на имущество. При этом, как отмечается в выводах группы, такие меры в конечном счете должны будут привести к увеличению доходов регионов в среднем на 20%.
Но, пожалуй, самые радикальные инициативы последовали от «группы Козака». Здесь рецепт успеха видят в передаче регионам полномочий Роспотребнадзора и пожарного надзора. Несложно понять, что при реализации такого сценария само по себе ведомство, руководимое Геннадием Онищенко, просто ликвидируется, распылившись на регионы, а МЧС будет вынуждено заметно сократить штат сотрудников. И основная критика досталась опять же «радикалам», работавшим под началом Козака. «Судя по всему, исходили из логики «чем меньше знаешь в исследуемой области, тем больше у тебя моральных, юридических и этических прав решать судьбу структур, которые выстраивались в нашей стране не одно десятилетие и пережили не один политический строй», – посетовал в интервью Интерфаксу руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Да вот ведь незадача-то в чем, Геннадий Георгиевич: сказали Дмитрию Козаку и кампании обмозговать передачу полномочий – они и рады стараться. И даже перестараться.
«Только эти структуры удалось правильно настроить, и они начали оперативно реагировать на замечания бизнеса, как их предлагают реформировать. Настоящей децентрализацией станет решение оставлять в муниципалитетах хотя бы 80% налогов от малого бизнеса, а не 20%, как сейчас», – рассказал, в свою очередь, «Ведомостям» президент «Опоры России» Сергей Борисов, отметив, что предложения по передаче регионам функций силовых ведомств абсурдны.
Пока, как видим, не договорились. Но дело за креативщиками не станет: «тренд»-то уж больно соблазнительный. Да и звучит красиво. Как от такого откажешься?..
Своим мнением по теме разрабатываемых нынче принципов децентрализации полномочий, при которых некоторые федеральные функции отойдут регионам, в беседе с обозревателем KM.RU поделился ведущий эксперт аналитического управления Центра политической конъюнктуры России Павел Салин:
– Очень часто под правильными лозунгами федеральный центр решает задачи прямо им противоположные. Ведь, насколько я понимаю, истинная цель децентрализации полномочий – передача на места обязанностей (подчеркиваю) на 10 рублей, и при этом полномочий по сбору финансов – на рубль. Т. е., по сути, речь идет о сбрасывании обязательств социального и прочего плана с федерального центра на региональные администрации с тем, чтобы, в условиях наметившегося дефицита средств, в перспективе нескольких лет, когда не будет столь благоприятной конъюнктуры, население предъявляло все претензии местным властям, а не центру.
«Передача полномочий» – это звучит красиво, но по сути речь идет о передаче обязанностей. Если брать конкретно предложение упразднить Роспотребнадзор, передав его полномочия региональным администрациям, то, с одной стороны, это кажется как будто справедливым. Данное ведомство не единожды засвечивалось в разного рода сомнительных скандалах – как политических, так и в сфере бизнеса, когда возникало явное подозрение, что идет лоббирование одной отрасли в ущерб другой, да и Онищенко порой выступал с заявлениями, вызывавшими вопросы. Но, с другой стороны, Роспотребнадзор является инстанцией, куда граждане обращаются за защитой своих прав, в частности, шлют жалобы на действия предприятий ЖКХ. И именно потому, что Роспотребнадзор является федеральным ведомством, граждане имеют шанс найти какую-либо защиту и справедливость. Сегодня коммунальщики у нас завязаны либо на местную, либо на региональную администрацию, и в случае децентрализации граждане окажутся в ситуации, когда на нарушение придется жаловаться фактически самому нарушителю.
Так что, как я и сказал вначале, на уровне лозунгов инициатива децентрализации полномочий правильная, но когда начинаешь вникать в детали, то уже создается ощущение, что центр просто стремится максимально сбросить с себя социальные обязательства, от которых нельзя отказаться. Хотя не исключаю, что если покопаться, можно найти и позитивные моменты в этой реформе. Но то, что я назвал выше, на виду.
Есть одна функция, которой все регионы были бы рады, но с которой федеральный центр как раз никогда не расстанется, – это сбор наиболее легко администрируемых налогов, наибольших по объему финансовых средств (тот же НДС). Федеральный центр от этого никогда не откажется. А те налоги, которые уже передали регионам (например, на имущество), во-первых, очень трудно администрируются, а во-вторых, сумма этих сборов небольшая по сравнению с другими сборами. Т. е. получилось как в старой сказке: кому-то – вершки, а кому-то – корешки...
Комментарии читателей Оставить комментарий
Вы это серьезно? Какие у ЕР внебюджетные средства? Все строится на деньги налогоплательщиков, т.е. наши с Вами. А человек,в т.ч. и губернатор должен честно делать свое дело независимо от того, в какой он партии, и не выпячивать свое членство. Это, конечно, идеализм, но так хочется, чтобы это было на самом деле.
Действительно человек - не важно их какой партии делает то, что ему положено по должности. Честь ему и хвала. Но может быть еР изыскала какие то внебюджктные средства на это. Тогда это действительно ее заслуга.
У нас не губер за партию, а она за него зубами держится. У парня реальные дела, реальные достижения - и дороги и ясли и садики, стройка идёт лихо жильё становится доступнее. отчёт партии будет содержать перечень достижений нашего правительства и партии ни при чём! вся заслуга ЕР - его назначение, впрочем, были бы выборы - его бы выбрали, люди его увидели в деле и опять же ер ни при чём...
Ежели довериться этой Статье, так уж брякает не звоночек - воет сирена..
Малое меньшинство, как и в 90 ЕБН годы потирает шаловливые ручонки в предвкушении новой кормушки, а получившие нище бандитский опыт 90 г. - затихли в умопомрачении.
Государство конечно аппарат насилия, а «слуги народа» его инструмент, но зачем Нам нужна такая развеселая обслуга ?!
Хотят жить по Своему - на здоровье, но без Нас..
Они ж даже не понимают своей умственной ущербности и на голубом глазу творят ляпы на потеху М.Задорнову, типа:
* развешенных плакатов - лиц, с дум.забой о партиях да нас сирых и убогих;
* культ.спорт стройки, с громадными баннерами про сооружения, а понизу приметными буковками приписки: правление (республики, города и пр., на выбор) - Детям, т.е. не Мы - народ, налогоплательщики.., а они - нанятые Нами на работу;
* пр. множество, гляньте в СМИ.., выйдите на улицу и читайте - потешайтесь.
Такого откровенного маразма в СССР не допускалось - грамотность не дозволяла.
«Диво дивное» состряпано - «слуги народа», масса лириков и просто менеджеров чего там, множество человеков с дубинками.., на фоне исчезающей нужности - ИТР и просто грамотных людей.
Белоснежная афроазия в границах республик, округов, районов.., а потом и улиц - переулков, это будет нечто - чайна тауны с президентами, главами и пр. синяками...
Для Итоник. С каких пор Горби стал технарем? Горбачёв Михаил Сергеевич родился 2.3.1931 в с. Привольное Красногвардейского района Ставропольского края. В 1946—50 помощник комбайнера МТС. В 1955 окончил юридический факультет МГУ. Член КПСС с 1952. В 1956—62 1-й секретарь Ставропольского горкома, 2-й, 1-й секретарь крайкома ВЛКСМ. В 1967 заочно закончил Ставропольский с.-х. институт. В 1966—70 1-й секретарь Ставропольского горкома, 2-й и в 1970—78 1-й секретарь крайкома КПСС. С ноября 1978 секретарь ЦК КПСС. Член ЦК КПСС с 1971 и т.д. Учитывая, что для поступления в МГУ нужна десятилетка, справка о помощнике комбайнера на 100% липовая. Лично мне оченно интересно, за какие заслуги он умудрился откосить от армии?