Пенсионную систему России подтачивает демографический кризис

Задумываться о старости – удовольствие не из приятных, однако политики, увы, не оставляют выбора. Дискуссии о будущем пенсионной системы пока что не слишком трогают молодое интернет-поколение, но чувствуется, что чем дальше, тем больше откликов будет находить эта повестка: уж больно интересное будущее для нынешних 20-30-летних рисуется в правительственных кулуарах.
Думать есть о чем. Пенсионный бюджет трещит по швам, его дефицит продолжает расти и по итогам 2012 года, как прогнозируется, перевалит психологически важную отметку в 1 трлн руб. (1,075 трлн руб. по прогнозам экспертов), притом, что по итогам 2011 года дефицит составил 875 млрд руб. И понятно, что тенденция роста дефицита укоренилась, и если не предпринять какие-то шаги, то яма лишь продолжит углубляться. При этом в экспертном докладе «Стратегия-2020» прямо указывается на одну из причин такого положения: средства Пенсионного фонда расходуются неэффективно. Расходы сопоставимы с теми, что могут позволить себе пенсионные системы стран Организации экономического сотрудничества и развития, а вот уровень жизни самих пенсионеров при этом не идет с уровнем жизни тамошних стариков ни в какое сравнение.
Что же предлагают авторы «Стратегии»? «Суповой набор» нехитрый: развитие накопительной составляющей в формировании пенсий – она должна стать приоритетной. Предлагается популяризировать т. н. программу добровольных пенсионных накоплений, которые сегодня действуют, как правило, на уровне негосударственных пенсионных фондов (НПФ), причем зачастую в рамках корпораций, т. е. привязанный к той или иной топовой отраслевой компании «корпоративный» пенсионный фонд работает непосредственно с сотрудниками данной компании. На индивидуальной же основе такого рода программами пользуется лишь 1% трудоспособного населения. Авторы новаций предлагают, в частности, создание некоей особенной пенсионной системы для тех, чей заработок составляет 160-230% от среднего по региону. Предполагается, что в рамках данной системы 2% из зарплаты работника будут перечисляться в накопительную часть его будущей пенсии, однако он сможет письменно отказаться от такого сбора, и пенсия ему будет начисляться на общих основаниях. Для сотрудников компаний с зарплатами от 230% от средней по региону «взнос» предполагается сделать 2-5% с тем же правом письменного отказа.
Такой вот оригинальный метод прививания «культуры» ответственного участия в обеспечении достойной старости. А то безответственно, понимаешь, офисный планктон пока что подходит к этому делу: не хочет думать о старости сам, предоставляет государству такую честь. Теперь же волей-неволей хотя бы начнет думать, нужны ли ему эти отчисления или нет.
Но что действительно волнует (или как минимум интересует) почти всех – увеличится ли пенсионный возраст или нет. Правительство продолжает отчаянно отмахиваться даже от намеков на это. Оба дуумвира неоднократно говорили: нет, повышать не будем. Даром что чем дальше, тем меньше «стали» в этих словах и больше «допущений». Экспертам же до сантиментов и вовсе далеко, им незачем «нравиться» народу: перед ними – только цифры. А они буквально вопиют о том, что столь непопулярное решение будет все же принято.
И, возможно, даже скорее, чем можно было предположить.
О нынешнем состоянии пенсионной системы в России и возможных путях ее реформирования в беседе с обозревателем KM.RU рассказал известный российский экономист, публицист и общественный деятель, председатель правления Института динамического консерватизма, заместитель главного редактора журнала «Однако» Андрей Кобяков:
– В газете «Ведомости» вышла замечательная статья Алексея Улюкаева, в которой он дал абсолютно бескомпромиссный и жесткий анализ ситуации. Несмотря на то, что сам Улюкаев причисляет себя к либералам и разделяет взгляды Гайдара, он предлагает взгляд на пенсионную реформу, абсолютно противоположный тому, что дают авторы «Стратегии-2020», и тому, что изложили Алексей Кудрин и Евсей Гурвич в статье, вышедшей неделю назад в «Вопросах экономики». Они предлагают всё то же – как можно меньшее участие государства и как можно большая роль личных накоплений граждан. Улюкаев, в свою очередь, аргументирует несостоятельность такого подхода.
Улюкаев предлагает отринуть саму идею, что пенсионная система у нас является страховой. Страховая система – это когда государство не напрямую берет на себя обязательства по выплате пенсий, а через систему, формируемую деньгами работающих поколений. И формально нам все представляется так, как если я, работающий человек, делаю отчисления в Пенсионный фонд, и это предполагается рассматривать как некое отложенное потребление: мол, из откладываемых сейчас моих денег мне вроде как и должны будут платить деньги, когда я выйду на пенсию. Но в действительности наша пенсионная система работает несколько иначе: из моих сегодняшних отчислений оплачиваются текущие пенсии тем, кто пребывает в пенсионном возрасте. Но такая система может гарантированно сама себя поддерживать только в том случае, если, например, когда я выйду на пенсию, найдутся те, кто будет и меня «содержать» своими пенсионными отчислениями.
Такая модель, как справедливо указывает Улюкаев, состоятельна лишь при нормальной демографии, когда у нас с вами существует как минимум равенство между теми, кто выходит на пенсию, и теми, кто приходит на рынок труда из молодежи. В идеале она работает в случае демографической пирамиды, когда численность поступающих на работу будет превышать число выходящих на пенсию, тем более с учетом мировых тенденций увеличения продолжительности жизни.
Так вот, в условиях той демографической ситуации, что есть сейчас в России, эта модель работать просто не может, потому что у нас идет обезлюживание: молодежь не хочет рожать детей, и число лиц, выходящих на рынок труда, будет и далее уступать числу выходящих на пенсии. И в этой модели может быть только два варианта: либо надо повышать объем отчислений, либо соглашаться с тем, что положение пенсионеров будет со временем не улучшаться, а ухудшаться. Предел достигнут, и мы можем совершенно определенно говорить, что при существующей модели пенсионной системы поддерживать должный уровень жизни пенсионеров далее не удастся.
Но есть и второй момент – накопительная пенсия. Улюкаев и тут дает оценку на грани приговора: он говорит, что период процветания финансовых рынков закончился, и, по его мнению, сейчас нет и вряд ли будут в обозримом будущем существовать достаточно надежные инструменты финансового рынка, в которые можно будет вкладывать накопления. Инструменты должны быть, с одной стороны, высоконадежные, а с другой стороны, те, которые позволяют обеспечивать хотя бы несокращение вложенных средств. При инфляции в России на уровне около 7% их доходность должна быть не ниже этой цифры.
Так вот, он четко заявляет, как человек, который отвечает в Центробанке за управление нашими крупными резервами, что в мире на сегодняшний день таких инструментов нет и не просматривается на ближайшее будущее. Поэтому любые попытки сейчас решать проблему пенсионной системы путем совершенствования ее накопительной части – это бесполезная вещь. Максимум она может улучшить положение для отдельных групп пенсионеров, но для всей системы это – абсолютно не инструмент, с помощью которого можно решать эту проблему.
Понятно, что для определенных представителей среднего класса можно увеличить какие-то их добровольные отчисления. Но нужно учитывать, что к среднему классу в основном относятся люди рефлексирующие и обладающие аналитическими способностями, которые прекрасно понимают, как правило, что в мире сегодня в принципе нет таких инструментов, которые без риска обеспечили бы им благосостояние в старости. А идти на очень большой риск –это идеология финансового спекулянта, а не эффективного управления пенсионными ресурсами. И Улюкаев делает потрясающий вывод, что вопрос выплаты пенсий должен стать непосредственно вопросом федерального бюджета. Т. е. надо средства Пенсионного фонда включить в бюджет как таковой и управлять ими как бюджетными средствами, обеспечивая людям необходимый уровень жизни путем бюджетных выплат, исходя из определенных нормативов. Это пусть и радикальная, но, на мой взгляд, абсолютно неизбежная постановка вопроса, все прочее – паллиатив.
– Полагаете, что наше правительство все же вынуждено будет пойти на повышение пенсионного возраста?
– Проблему пенсионного возраста можно разложить на две части. Одна из них – конъюнктурная, выражаемая идеологией, которую определял Кудрин: «ни одной дополнительной копейки не дадим в расходы бюджета». В этих обстоятельствах увеличение пенсионного возраста становится неизбежным в силу объективного положения с демографией. Но есть и другая постановка вопроса. Если смотреть не на российскую (к сожалению, достаточно неприглядную) картину, а на общемировую тенденцию, то можно заключить, что повсюду наблюдается увеличение продолжительности жизни, и это одновременно сопровождается увеличением объективных границ трудоспособного возраста. Нынешние 65-летние немцы и 65-летние немцы 200 лет назад отличаются друг от друга характеристиками здоровья, трудоспособности и другими. Это объективно. Сейчас уходящие из жизни в 50 лет считаются безвременно ушедшими, тогда как веками ранее они были бы уже глубокими старцами.
Т. е. если смотреть на вопрос повышения пенсионного возраста в стратегическом плане, то тут все видится очевидным. Другой вопрос – надо ли с этим так уж торопиться. Тем более нам, в России, где ситуация с продолжительностью жизни пока не демонстрирует тенденцию к улучшению. У нас мужчины подчас просто не доживают до уже ныне существующего пенсионного возраста. Хотя в общемировом масштабе постановка вопроса об увеличении пенсионного возраста, повторюсь, корректна. К тому же надо учитывать и тенденцию увеличения постоянно работающих пенсионеров, т. е. люди к моменту наступления пенсионного возраста остаются трудоспособны. Но в рамках существующих в России ограничений на бюджетные расходы говорить о необходимости увеличения пенсионного возраста в РФ просто некорректно. У нас бюджетные расходы не то что недостаточные: если брать их как долю от ВВП, то мы где-то раза в два не дотягиваем тут до среднеевропейского уровня. Есть, на самом деле, еще очень внушительный задел для их увеличения, а, соответственно, нужно думать о том, какими доходными статьями их обеспечивать. Видимо, придется все же отказаться от плоской шкалы налогообложения, когда и миллиардер, и учитель платят со своих доходов одинаковые 13%.
Быть может, моя точка зрения покажется кому-то не очень популярной, но мне все это кажется действительно неизбежным, если мы действительно хотим строить социально ориентированную экономику и среду всеобщего благосостояния не на словах, а на деле.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Алексей Улюкаев прав.
Пора прекратить играться с пенсионными накоплениями и понять,что состояние денежной кубышки, предназначенной для выплаты пенсий, зависит от состояния экономики страны и от тех, кто в данный момент активно трудится в стране.
В этом мы убедились в 80-е и 90-е годы,когда накопления на старость испарялись со скоростью света.
Зачем дурить народ и строить пенсионную систему на зыбком, неустойчивом фундаменте?
У Государства должна быть еще одна статья расходов:ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Каждый гражданин должен быть в праве получать пенсию по достижению соответствующего возраста.
Размер государственной пенсии должен зависеть от социального статуса пенсионера и от того,какую он подготовил себе смену.
Каждый гражданин должен знать,что государство гарантирует ему пенсионное обеспечение,зависящее,в первую очередь,от положения дел в стране,а так же от его социального статуса.
Кроме того государство должно гарантировать доплату пенсионерам, имеющим работающих детей,регулярно платящих налоги.Размер доплаты должен определятся дополнительным коэффициентом,зависящим от суммы налогов,перечисленного детьми государству за предыдущий год.
Максимальная кратность пенсий не должна превышать 10.
То есть,если принять базовую гос.пенсию за 5000 руб.,максимальная гос.пенсия может быть равна 50000 руб.
Например:коэффициент социального статуса пенсионера при выходе на пенсию составил 3,2.Дополнительный (детский) коэффициент-2,5.
пенсия: (3,2+2,5)*5000=28500
За ввп голосовали мёртвые и из этого надо исходить. Когда с экрана утверждают, что ср. продолжительность возросла до 70 и смертность уменьшилась на 45%, хочется просто умилиться бессовестной лжи. И так во всём. При Союзе кормили пол мира, а сейчас и старикам не хватает, воровать надо с размахом.
Где доля прибыли от продажи ресурсов- нефти, газа, леса, воды..и.т.д. Русский народ собственник ресурсов, он и должен определять куда и какую часть прибыли от продажи ресурсов направить, можно направить и на оплату пенсий. Читал, что средний душевой доход в России составляет 150 тыс. евро на одного человека в год, а пенсия у большинства граждан России всего 100 тыс. руб. в год. Куда идут остальные деньги в карман чиновникам и олигархам, поэтому нищих прибавляется? А олигархи становятся мультимиллиардерами как грибы после дождя. Пенсионеры, когда голосовали за Путина чем думали или надеялись на чудо? Может быть правительство исправит положение в стране с пенсиями и рождаемостью в ближайшее время. Пока инфляция в России опережает прирост пенсий , а смертность в два раза обгоняет рождаемость. Надежды на гениальные решения этих проблем Путиным близки к нулю. Программа Путина декларативная - надо это сделать с пенсией это, а с рождаемостью сделать то, а как будет делать правительство не знает. Зато, чиновникам и олигархам даны конкретные обещания, которые будут исполнены Путиным сразу после вступления в должность Президента РФ и никто в этом не сомневается.
ВВП это беда для русского народа.
Х'н !... Н'так, родители будут получать больше каждого из родивших. Придут они к ним : Батя, давай поделимся, нафиг тебе полный холодильник?