Продавив Закон «Об образовании», «Единая Россия» подставила Путина

Упорство партии власти в принятии, деликатно выражаясь, очень спорных законопроектов просто поражает воображение и вызывает зависть: такое бы упорство да в благих целях! Но конструктивные законопроекты не находят у парламентского большинства столь единодушной поддержки. Вот если бы с такой же страстью они ратифицировали знаменитый 20-й параграф из Конвенции ООН против коррупции...
Но куда проще и, видимо, приятнее принять во втором чтении законопроект «Об образовании», да еще и в практически первозданном после первого чтения виде. Предложенные коммунистами и справороссами принципиальные поправки, призванные облачить спорный документ хоть в какие-то рамки приличия и логики, были отметены с лету – спасибо, что хотя бы с какими-никакими пояснениями. Их депутатам Виктору Шудегову от «Справедливой России» и Олегу Смолину от КПРФ монотонно, как учитель непонятливым ученикам, излагал глава думского профильного комитета Александр Дегтярев.
Тон полемике вокруг принятия законопроекта во втором чтении задал справоросс Шудегов, напомнив собравшимся о том, что закон рассматривается в нижней палате уже третий год и думский комитет по образованию получил к нему 1500 поправок, что уже само по себе, отметил депутат, говорит о необходимости как минимум вернуть документ на первое чтение. Данная инициатива, впрочем, была предсказуемо отвергнута. Разумеется, из самых благих побуждений: ведь, как объяснила «несмышленым» коллегам депутат от «Единой России» Надежда Шайденко, «закон очень ждут руководители образовательных учреждений», и без него до сей поры все уже принятые новации остаются как бы за рамками права. То, что предлагаемый законопроект сам по себе по многим параметрам остается за рамками разума, педагогов и депутатов, надо полагать, волнует меньше?
Активно взывал к разуму коллег и коммунист Олег Смолин. Фактически, как отметил «Коммерсантъ», большую часть парламентского заседания составил диалог Смолина с Дегтяревым. Глава комитета по образованию и его первый зам никак не могли сойтись по немаловажным финансовым вопросам, которые лишь на первый взгляд могут показаться не столь принципиальными. Олег Николаевич затронул, казалось бы, беспроигрышную тему – финансирование образования. Сколько было сказано вокруг этого пункта правильных слов на всех уровнях, в том числе и лично Владимиром Путиным! Казалось бы, увеличить выделяемую на образование долю ВВП именно сейчас, через поправку, самый удобный момент, тем более когда среди аргументов – столь любимая элитами «модернизация».
«Сейчас на образование выделяется примерно 4,2% от ВВП. Никто в мире не осуществлял успешной модернизации при таком низком уровне госрасходов. В Бразилии выделяется 10%, мы требуем прописать в законе хотя бы 7%», – буквально взмолился Олег Смолин. Но тут же был осажен. «Это нарушение Бюджетного кодекса РФ. У нас есть принцип самостоятельности бюджетов, к тому же недопустимо указывать подобные предложения без источников финансирования», – равнодушно заявил глава комитета и рекомендовал поправку отклонить. Разумеется, успешно.
Также среди массы предложений коммуниста было и то, что касается, причем очень ощутимо, каждого студента-бюджетника. «В советское время стипендия составляла 80% от прожиточного минимума, сейчас – 16%. У аспирантов она была как два прожиточных минимума, сейчас – менее трети минимума. Давайте поднимем уровень академической стипендии на ту высоту, когда студент будет посвящать время учебе, а не заработку», – предложил товарищ Смолин господам коллегам. В своем ответе Александр Дегтярев весьма прозрачно, хотя и не явно, намекнул своему заму, что рассматривает это предложение как популизм: «Экономически ошибочно в законе, который принимается надолго, прописывать отдельные цифры и проценты». И снова предложил поправку снять. И столь же успешно.
Позиция принципиального и заведомого несогласия единороссов с доводами оппонентов просматривалась отчетливее некуда. Если уж по такому предельно конкретному и принципиальному вопросу, как финансирование отрасли, партия власти не стала идти на уступки оппозиции – что там говорить о каких-то гуманитарных тезисах, касаемых содержания образования и итоговой аттестации! Будут у нас и ЕГЭ, и утвержденные стандарты – теперь уже на уровне закона. Педагоги ведь заждались. Раньше-то и не работалось толком без основного нормативного документа, а сейчас-то дела пойдут.
А вот куда пойдут – решит президент, подписав законопроект или наложив на него свое вето.
Принятие во втором чтении скандального законопроекта в беседе с обозревателем KM.RU прокомментировал директор Московского института развития образовательных систем, советник генерального директора издательства «Просвещение», кандидат педагогических наук, член-корреспондент РАО Александр Абрамов:
– Я хотел бы подчеркнуть, что принятие Закона «Об образовании» во втором чтении в таком виде – это большое политическое событие, в котором нет решительно никакой политической логики. Совсем недавно мы слышали послание Владимира Путина Федеральному Собранию, в ходе которого им было ясно сказано, что образование никак не может быть сферой услуг. И вот буквально сразу же после этого принимается закон, который самым непосредственным образом отныне определяет место образования именно в сфере услуг! И у меня возникает вопрос: что это такое и как это понимать? Как блеф президента, который просто пошутил о том, что образование – это не сфера услуг, или как саботаж президентского императива со стороны «Единой России», которая принимает этот закон?
Я вижу единственный путь сохранения отечественного образования в предлагаемых обстоятельствах – подлинную культурную революцию в умах. Общество должно возмутиться. Более того, оно обязано возмутиться, потому что так наплевательски относиться к своему будущему просто нельзя. Либо мы продолжим игру ва-банк с принятием таких законов, либо серьезно озаботимся о ни много ни мало суверенитете нашей страны. Есть еще, конечно, надежда на то, что президент Владимир Путин все же услышит доводы критиков данного пока еще законопроекта и наложит на него вето. Лично я очень на это надеюсь.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Этот закон еще одно преступление против нашего Российского общества.Знаете,в 90е годы у законодателей, которые некоторые и сейчас создают законы,была задача развалить страну, армию,сельское хозяйство,образование и самое главное семью,а потом приходи кто ХОЧЕТ и делай то, что не смог гитлер и другие до него.Ну и еще конечно деньги. А то что общество молчит,оно не молчит,оно кричит только молча,а большинство просто не знает где об этом сказать.
Общество есть ли вообще... Полное молчание... Для кого данный закон? Кто его лобирует? И теперь дорога для платного образования открыта? И почему Дума приняла его в одинь день с законом против "Магнитского"? "Образование" сравняли с невозможностью усыновления инвалидов...
Никто никого не подставлял. Это такая власть . Говорит одно ,а делает другое.
Уважаемый, а зачем нужно реформировать то,что и так было самым лучшим в мире? Сегодняшние горе-реформаторы хотят войти в историю и они в нее войдут , как вошел в нее М.Горбачов, с позором. Хотя ,когда законы готовятся под неусыпным оком американских и др.консультантов,ждать законов на пользу России не приходится.Поэтому и обидно слышать с трибун о величии России ,а реально видеть как ее ставят на колени перед всякими беспредельщиками.
Вы ведь на основной вопрос не ответили - pr какую партию надо было голосовать? Ась?