]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

Игры в отставки министров не спасут науку и будущее страны

09:27 25.04.2013
, Павел Святенков
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

России срочно нужна продуманная концепция реформы образования и науки

В последние дни все требуют отставки министра образования Ливанова. Требует Академия наук, которую он оскорбил. Требуют оппозиционные политические партии. Даже «Народный фронт» и «Единая Россия», говорят, робко готовы присоединиться к популярной идее. Даже председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин высказался в ее поддержку... Короче говоря, отставка министра становится общенациональным требованием, требованием всех слоев общества, вне зависимости от политических взглядов или научной квалификации.

Чем же так не угодил министр образования? Как ни странно, образовательной реформой, точнее, ее полным отсутствием. Дело в том, что любая нормальная реформа проводится по продуманному плану. Главное – знать, как устроена система в настоящий момент и какие характеристики мы хотим получить после того, как реформа будет завершена.

Но никакого программного документа, меморандума об образовательной реформе министерство образования не подготовило. Вместо этого началась болтовня об эффективности-неэффективности. Был составлен рейтинг неэффективных вузов, куда попали такие известные образовательные учреждения, как Российский государственный гуманитарный университет, Государственный университет управления, Московский архитектурный университет (МАРХИ) и Литературный институт имени Горького. Быстро проанализировав список, научная общественность нашла у «неэффективных» одну общую черту – наличие ценной недвижимости, зачастую в центре города.

После этого список неэффективных вузов был пересмотрен. Естественно, крупные вузы с ценной недвижимостью из него внезапно исчезли... О чем это говорит? О том, что никакой «неэффективности» не существует. Точнее, не существует никакого внятного критерия таковой. А значит, реформа образования при таком подходе возможна только как кампанейщина.

Любопытно, что подход нынешнего министра образования к реформе ничем не отличается от сердюковского. Сейчас все забыли, что бывший министр обороны провел реформу военного образования, смысл которой заключался в слиянии военных вузов, их перемещении в пространстве, распродаже зданий в центре города, которые им ранее принадлежали. Никакое блестящее военное образование в итоге не возникло. Просто «грохнули» еще сохранявшееся советское.

Ливанов, строго говоря, идет по стопам Сердюкова. Его все критикуют, министерство на фоне критики болтает про эффективность, принимаются решения по слиянию вузов, а толку – ноль.

А что надо делать? На самом деле слиянием вузов делу реформы образования не поможешь. Если слить бочку меда и бочку дегтя, получится бочка невнятной консистенции, которую назвать медом не повернется язык.

Надо усиливать уже имеющиеся в России научные центры – например, поощрять публикации российских ученых в зарубежных научных изданиях. Некоторые вузы самостоятельно делают это. Например, Высшая школа экономики за публикацию в солидном иностранном журнале награждает существенной надбавкой к стандартной зарплате преподавателя (она дается сроком на два года), МГИМО выплачивает 150 000 рублей единовременной премии, МГУ также поощряет лучшие публикации. Все это позволяет российским вузам повыше подняться в международных рейтингах, которые в настоящее время считаются самым объективным критерием эффективности.

Кроме того, необходимо реформировать имеющуюся в России систему ученых степеней. Сейчас ученую степень присуждает диссертационный совет, в состав которого входят около двух десятков докторов наук. Поэтому очень часто они пропускают откровенный плагиат и халтуру. Ведь голосование в таком совете анонимное, и получается, что за качество диссертации никто не в ответе.

На Западе принята другая практика: аспирант сам подбирает членов своего диссертационного совета из известных специалистов в своей области. Совет формируется ректором вуза для каждой защиты в отдельности. Совет, как правило, немногочислен: в него входят примерно пять человек.

Что дает такая система? Персональную ответственность членов совета. Они гарантируют качество диссертации своими именами, в том числе ставя свои подписи под дипломом, который выдается соискателю в случае успешной защиты. Кроме того, качество гарантирует и вуз в целом. На Западе нет нашей системы «кандидат наук вообще» или «доктор наук вообще». Ученая степень присваивается конкретным вузом: например, «доктор права Гарварда». И поэтому вуз заинтересован, чтобы лауреаты его степени не были дураками и шарлатанами. В противном случае он теряет репутацию.

В России же все никак не могут отменить пресловутый ВАК, за последние годы превратившийся в бюрократический атавизм. Кандидатские диссертации рассматриваются там по девять месяцев, при этом плагиат благополучно пропускается: многочисленные скандалы вокруг диссертаций последнего времени тому пример.

У нас же пока предлагается только усилить администрирование в области защиты диссертаций, уменьшить число советов, усилить за ними контроль. Понятно, что это приведет лишь к увеличению сумм взяток, которые должны будут заплатить соискатели.

Поэтому следует признать, что никакой образовательной реформы в России нет и не будет до тех пор, пока прежде чем проводить ее (равно как и изменения в любой другой области) на суд общественности не будет предоставлен пошаговый план, в котором будет написано хотя бы: 1) как обстоят дела с образованием сейчас; 2) по каким причинам нынешняя ситуация нас не устраивает; 3) чего мы хотели бы достичь по результатам реформы; 4) какие действия мы должны предпринять для того, чтобы реализовать задуманное.

Пока что такой концепции мы не видим, а видим лишь озабоченное чиновничье бормотание. Дескать, все плохо, все вузы неэффективные; давайте сольем все институты страны в один институт, но большой, а здания украдем и продадим... Так мы не только образование не реформируем, но и последние мозги потеряем.

Темы: Россия, Дмитрий Ливанов, Общественно-политическая жизнь в России, Образование в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 26.04.2013, 15:50
    Гость: Юрий1

    Не согласен с вашим утверждением, что если человек имеет отличные оценки по спецпредметам, а по общеобразовательным - тройки, то они, как специалисты, не хуже владельцев "красных" дипломов. Неясно, что вы имеете ввиду под "общеобразовательными" предметы.
    Вообще-то в техническом вузе различают:
    1) естественнонаучные дисциплины (физика, математика, химия и т.д)
    2)общетехнические (теоретическая механика, электротехника, сопромат и т.д),
    3)профессиональные спецдисциплины.
    Незнание или слабое знание (троечники) предметов первой и второй группы базовых дисциплин приводит к слабым знаниям профессиональных предметов. И специалистов полноценных из них не получится.
    Вообще, в целом, троечник всегда остается троечником. Это - аксиома.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 26.04.2013, 10:28
    Гость: RS- 232-му.

    Я тоже много лет про "эффективность" думаю то же самое. Но ведь жизнь человека и жизнь вообще НЕэффективны по своей сути! А мы стремимся к чему-то совершенно ненужному никому, но - эффективному... Абсурд. И почему-то результаты от всей "эффективности" в конечном итоге резко отрицательные. Разрушающие, точнее.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 26.04.2013, 10:17
    Гость: хе хе

    это вы по собственному опыту знаете?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 26.04.2013, 10:04
    Гость: Роман

    Если реальный отличник "сможет" сдать экзамен, зачем было отменять их и вводить ЕГЭ?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 26.04.2013, 09:31
    Гость: Закрой обратно

    Вовсе не передумал, не передергивай. Ленинские ЛИЧНЫЕ АВТОГРАФЫ остались в архивах, но опубликованы были только после демократизации страны, коммунисты не были заинтересованы в разоблачении их бога, заурядного садиста.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (66)
]]>
]]>
Выбор читателей
Может ли Иран закрыть Ормузский пролив и чем это грозит рынку нефти?
Выступление Владимира Путина на ПМЭФ-2025. Главные заявления
Путин: где ступает нога русского солдата, то – наше
Ракеты Tomahawk и бомбы GBU-57 принуждают Иран «к миру»: 22 июня Трамп начал свою первую войну
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
Дельфин, 22 июля, арт-кластер «Красный Октябрь»
Русская весна указала «Зверобою» «Путь к Победе»
Сергей Марков: Военная операция на Донбассе займет от одного до трех месяцев
Летная школа «Солома» (рецензия на клип)
negative zero «Прекрасна как море» (интернет-сингл)
Кинопремьера «Развод в стиле кунг фу»: она мужа двинет ногой
Многовекторность закончилась
«СерьГа», 18 февраля, «16 Тонн»
«Не будут препятствовать германской экспансии на Восток»: так кто же на самом деле разжигал Вторую мировую войну?
«Нас уже гонят сквозь строй по разнарядке»: врачи пытаются поделить нас на «чистых» и «нечистых»?
Лучший самый день «Короткие номера»
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.