]]>
]]>
  • Новости
  • Темы
    • Экономика
    • Здоровье
    • Авто
    • Наука и техника
    • Недвижимость
    • Туризм
    • Спорт
    • Кино
    • Музыка
    • Стиль
  • Спецпроекты
  • Телевидение
  • Знания
    • Энциклопедия
    • Библия
    • Коран
    • История
    • Книги
    • Наука
    • Детям
    • КМ школа
    • Школьный клуб
    • Рефераты
    • Праздники
    • Гороскопы
    • Рецепты
  • Сервисы
    • Погода
    • Курсы валют
    • ТВ-программа
    • Перевод единиц
    • Таблица Менделеева
    • Разница во времени
Ограничение по возрасту 12
KM.RU
В России
Главная → В России
Версия для печати
  • Новости
  • В России
  • В мире
  • Экономика
  • Наука и техника
  • Недвижимость
  • Авто
  • Туризм
  • Здоровье
  • Спорт
  • Музыка
  • Кино
  • Стиль
  • Телевидение
  • Спецпроекты
  • Книги
  • Telegram-канал

«Господь стоит пред сердцем нашим»

15:18 29.04.2013
, Иван Гладилин
Коллаж © KM.RU
Коллаж © KM.RU

Для православных наступила Страстная седмица – время особого сопереживания страданиям Христа

Для православных России и всего мира наступила Страстная седмица – последняя неделя Великого поста, предшествующего Пасхе, Христову Воскресению. В церковнославянском языке слово «страсть» означает еще и «страдание», именно это значение и дало название этой неделе. В Страстную седмицу, как ни в какие иные дни, верующие вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, проживают с Ним Его страдания.

«Господь стоит пред сердцем нашим. По милости Божией дожили мы до тех дней, в которые могут оставаться черствыми немногие человеческие сердца, – писал епископ Кампанский Мефодий (1902-1974), слова которого приводит «Русская линия». – Господь идет на вольные страдания… Поистине страшные и спасительные дни. Господь стоит пред сердцем нашим. Сколько раз в жизни своей переживали мы воспоминания спасительной страсти Господней… И каждый раз эти воспоминания непосредственно обращены к нашему сознанию и чувству. В них – спасение мира, в них спасение каждой отдельной человеческой души. Лишь бы только осознала и восчувствовала эта душа Божию любовь и к ней устремилась. Покланяемся страстям Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое Воскресение!»

Эта неделя особо чтится Церковью, рассказывает «Православие.ру». «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»

По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста.

Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.

Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Церковь постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.

Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы.

Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Богослужению первых трех дней Страстной седмицы, Церковь придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю, – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.

Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».

Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот, видимо, идет за Господом, грядущим на страдания.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним.

Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесут и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах: например, как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: «Что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной? Что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира?»

Церковь учит, что для этого требуются усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе, отмечает «Православие.ру».

Великий понедельник

В Великий понедельник, рассказывает «Русская народная линия», мы вспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибающего не раскаявшимся. В этот же день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, в котором Он говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о Своем втором пришествии. Ученики наедине спросили Его: «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24, 3).

Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжехристов. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4-5), то есть чтобы никто не отклонился от веры в Христа, не соблазнился желанием перейти в другую веру.

Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдет немало времени, а погибель будет еще далеко. Они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточенной борьбе. И сама природа восстанет на людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но все это будет лишь началом бедствий.

Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Тогда многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссякнет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом.

«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Кто претерпит все страдания, не изменив любви и Христову учению, не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение.

Проповедование во всем мiре благовестия о Царстве Христовом будет четвертым признаком приближения суда Божия: «И тогда придет конец». Разрушение Иерусалима служит как бы прообразом гибели всего мiра. Суд над столицей Иудеи в 70 г. от Р. Х. наступил как последствие ее беззаконий и оскудения в ней любви; точно так же и последний день мира, день гнева и суда Божия, придет тогда, когда истощится мера Божьего долготерпения наших беззаконий. Служа лишь похотям, люди забудут, что они – чада Божии и братья между собою.

Великий вторник

В Великий вторник вспоминаются притчи Иисуса Христа о девяти девах, о талантах, о Страшном Суде.

«Жених задержался в пути, девы задремали и уснули. Когда же раздалось: «Се Жених грядет», то оказалось, что у пяти из встречавших его закончилось масло в светильнике. «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут», – обратились неразумные девы к мудрым, сделавшим необходимый запас. «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе», – отвечали девы мудрые. Когда же пошли неразумные покупать, пришел Жених, и пять дев мудрых, запасливых, вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. «Истинно говорю вам: не знаю вас», – отвечал Жених на просьбу неразумных дев впустить их в брачные чертоги.

В этом же евангельском чтении Церковь предлагает нам и притчу о талантах. В ней Господь рассказывает о человеке, не пожелавшем приумножить богатство, которое получил от Бога.

Неразумные девы – это те люди, которые знают о Страшном Суде Божием, но не готовятся к нему, не запасают «елея для светильников», то есть дел веры. Придет на землю Жених, Судия наш Иисус Христос, и разбудит всех, спящих сном смерти. Каждый явится пред Ним таким, каким его застала смерть. И неоткуда будет ждать помощи. Тогда и услышат они глас Христа: «Я не знаю вас, отойдите от Меня». То же будет и с теми, кто, получив от Бога различные дарования и способности, «каждый по его силе», по нерадению и небрежению не служил ими Богу и своим ближним.

Сразу после притчи о десяти девах и талантах за богослужением читается грозное пророчество о Страшном Суде, который совершит пришедший на землю снова, как грозный Судия, Сын Божий. Посмертному воздаянию посвящена значительная часть служб Великого вторника.

Великая среда

В Среду мы вспоминаем о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и тем приготовившей Его к погребению, а также предательство Иуды. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14-16).

Все ученики Христа, следуя за Ним, любя его, имели плотские ожидания и надежды. Но более всего имел их Иуда. Веруя в небесное посланничество Иисуса, он был убежден, что не останется в убытке, оставив ради Него дом и хозяйство. Страстью любостяжания он страдал с детства, и ни пример Самого Иисуса Христа, ни пример других апостолов не исправил его. И вот, ослепленный страстью к наживе, он дерзнул на неслыханное святотатство – продал Божественного Учителя Его врагам за тридцать сребреников.

Великий четверток

В Великий четверток рассказывается о Тайной вечери, на которой Господь установил Таинство Причащения. В этот-то вечер Иуда и предал своего Учителя.

За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух Своих учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.

Когда же настал вечер, он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 18-20). И сначала – пример смирения – «начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?... Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 3-5, 12-15).

Во время самой Вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припавши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее... Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь, когда он вышел» (Ин. 13, 21-27, 30). И когда они ели, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). При этом Он повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).

Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. В этот день существует обычай всем христианам причащаться, помня страдания Господа и всячески боясь причинять Ему новые страдания после принятия Святых Тайн.

Великий пяток

В Великую пятницу Церковью вспоминаются суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница – большой плат с изображением на нем лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжении трех неполных дней, напоминая этим трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.
Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).

«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, благоразумный разбойник сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). «Вдруг солнце померкло и сделалась великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Свершилось» (Ин. 19, 30). «Потом он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46), – склонил голову и испустил дух. «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34).

Великая суббота

На утрене этого дня совершается Чин Погребения Спасителя, в конце которого Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

В пятницу вечером пришел к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный (из-за страха перед иудеями) ученик Христа, и попросил отдать ему тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус уже умер, отдал тело Его Иосифу. Пришел ко Кресту также и Никодим, тоже тайный ученик Иисуса Христа, и принес около ста фунтов благовоний из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду – гроб, высеченный в скале, который Иосиф приготовил для себя. В этом своем гробе он с Никодимом и положил тело Христа, привалив большой камень к двери гроба. В снятии Иисуса Христа со Креста и погребении участвовали и Пресвятая Матерь Его, и жены-мироносицы. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы полностью совершить обряд помазания тела Иисуса Христа по прошествии субботы.

Первосвященники и фарисеи «поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошел во ад, сокрушил врата адовы, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

На этом заканчивается Страстная седмица, посвященная воспоминанию спасительных страстей по плоти Господа нашего Иисуса Христа. После Великой субботы верующие с нетерпением ожидают великой радости – восстания из мертвых Христа, славного Христова Воскресения. В этом году Пасха – 5 мая.

Темы: Православная церковь в России, Праздничные дни и памятные даты в России
Расскажите об этом:
0

Подписаться на KM.RU в Telegram

Сообщить об ошибке на km.ru_new@mail.ru

Комментарии читателей Оставить комментарий

  1. 03.05.2013, 15:22
    Гость: федя

    Ленина этим не обидишь, хоть закопай, хоть сожги, хоть утопи; обидишь поклоняющихся ему людей и к тому же как у Высоцкого "сапогами не вытоптать душу".

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  2. 02.05.2013, 00:29
    Гость: серж

    Если твой ребенок 4х лет лезет в розетку 220в - ты будешь ему лекцию читать о высоком напряжении ?
    Ты ему говоришь - нельзя.
    Не доходит - шлепаешь.
    Наказывая, ты причиняешь ему вред или воспитываешь ?

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  3. 02.05.2013, 00:16
    Гость: серж

    Развлекухи ради ты бесишься.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  4. 01.05.2013, 21:42
    Гость: рюрик

    конечно не может смерть допускать. потоп только устроил.так,развлекухи ради.сколько можно эту лапшу варить.

    • ответить
    • ветвь обсуждения
  5. 01.05.2013, 08:47
    Гость: Про Бога и мавзолей

    «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои>>

    Снесите зикурат,закопайте бренную тушку по человечьему обряду и будет Вам Щ(сч)астье
    Коnstantin

    • ответить
    • ветвь обсуждения
Все комментарии (84)
]]>
]]>
Выбор читателей
Стоп-кадр из видеотрансляции
Шойгу: РФ готова содействовать талибам в стабилизации обстановки в стране
Член СПЧ Кабанов: ХМАО превратился в этнический среднеазиатский анклав
Путин заявил о стремлении России и Китая реформировать ООН
Стубб заявил о «победе» Финляндии в войне с СССР
]]>
Агрегатор 24СМИ
Загрузка...
]]>
Избранное
ДМЦ «На repeat» (интернет-сингл)
«ЙОРШ», 15 апреля, «Урбан»
Чубайс предлагает ввести зеленый налог в России. Что это, если не вредительство?
Москва, основанная выдуманным монгольским ханом, «финно-угры» и «украденное» имя русских
«Еврейское происхождение Зеленского – словно нарочитая насмешка над антинацистским пафосом пропаганды Кремля»
«Коллективный Запад повернулся к нам задом? Не беда – есть дружественный Китай. А что, если завтра и Китай к нам повернётся тем же самым местом?»
«Как обеспечить защиту национального языка в условиях современной геополитической реальности»
Ансамбль Александрова поучаствовал в премьере эскизов к мюзиклу «Война и мир»
БЦВГ «Домофон» (ЕР)
Историки и демография
Дельфин открыл дверь в осень
официальный сайт © ООО «КМ онлайн», 1999-2025 О проекте ·Все проекты ·Выходные данные ·Контакты ·Реклама
]]>
]]>
Сетевое издание KM.RU. Свидетельство о регистрации Эл № ФС 77 – 41842.
Мнения авторов опубликованных материалов могут не совпадать с позицией редакции.

Мультипортал KM.RU: актуальные новости, авторские материалы, блоги и комментарии, фото- и видеорепортажи, почта, энциклопедии, погода, доллар, евро, рефераты, телепрограмма, развлечения.

Карта сайта


Подписывайтесь на наш Telegram-канал и будьте в курсе последних событий.


Организации, запрещенные на территории Российской Федерации
Telegram Logo

Используя наш cайт, Вы даете согласие на обработку файлов cookie. Если Вы не хотите, чтобы Ваши данные обрабатывались, необходимо установить специальные настройки в браузере или покинуть сайт.