«Господь стоит пред сердцем нашим»

Для православных России и всего мира наступила Страстная седмица – последняя неделя Великого поста, предшествующего Пасхе, Христову Воскресению. В церковнославянском языке слово «страсть» означает еще и «страдание», именно это значение и дало название этой неделе. В Страстную седмицу, как ни в какие иные дни, верующие вспоминают последние дни земной жизни Спасителя, проживают с Ним Его страдания.
«Господь стоит пред сердцем нашим. По милости Божией дожили мы до тех дней, в которые могут оставаться черствыми немногие человеческие сердца, – писал епископ Кампанский Мефодий (1902-1974), слова которого приводит «Русская линия». – Господь идет на вольные страдания… Поистине страшные и спасительные дни. Господь стоит пред сердцем нашим. Сколько раз в жизни своей переживали мы воспоминания спасительной страсти Господней… И каждый раз эти воспоминания непосредственно обращены к нашему сознанию и чувству. В них – спасение мира, в них спасение каждой отдельной человеческой души. Лишь бы только осознала и восчувствовала эта душа Божию любовь и к ней устремилась. Покланяемся страстям Твоим, Христе! Покажи нам и славное Твое Воскресение!»
Эта неделя особо чтится Церковью, рассказывает «Православие.ру». «Все дни, – говорится в Синаксаре, – превосходит Святая и Великая Четыредесятница, но больше Святой Четыредесятницы Святая и Великая седмица (Страстная), и больше самой Великой седмицы сия Великая и Святая Суббота. Называется эта седмица Великою не потому, что ее дни или часы больше (других), но потому, что в эту седмицу совершились великие и преестественные чудеса и чрезвычайные дела нашего Спасителя…»
По свидетельству святителя Иоанна Златоуста, первые христиане, горя желанием неотступно быть с Господом в последние дни Его жизни, в Страстную седмицу усиливали моления и усугубляли обыкновенные подвиги поста.
Каждый день Страстной недели – великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Богослужения Страстной седмицы особо величественны, украшены мудро расположенными пророческими, апостольскими и евангельскими чтениями, возвышеннейшими, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных, благоговейных обрядов. Все, что в Ветхом Завете было только предызображено или сказано о последних днях и часах земной жизни Богочеловека, – все это Святая Церковь сводит в один величественный образ, который постепенно и раскрывается пред нами в Богослужениях Страстной седмицы.
Вспоминая в Богослужении события последних дней земной жизни Спасителя, Церковь постепенно ведет нас по стопам Господа на протяжении всего Его крестного пути, от Вифании до Лобного места, от царственного входа Его в Иерусалим и до последнего момента Его искупительных страданий на кресте, и далее – до светлого торжества Христова Воскресения. Все содержание служб направлено к тому, чтобы чтением и песнопениями приблизить нас ко Христу, сделать нас способными духовно созерцать таинство искупления, к воспоминанию которого мы готовимся.
Первые три дня этой седмицы посвящены усиленному приготовлению к страстям Христовым. В соответствии с тем, что Иисус Христос перед страданиями все дни проводил в храме, уча народ, Святая Церковь отличает эти дни особенно продолжительным Богослужением. Стараясь собрать и сосредоточить внимание и мысли верующих на всей евангельской истории воплощения Богочеловека и Его служения роду человеческому, Церковь в первые три дня Страстной седмицы прочитывает на часах все Четвероевангелие. Беседы Иисуса Христа после входа в Иерусалим, обращенные то к ученикам, то к книжникам и фарисеям, развиваются и раскрываются во всех песнопениях первых трех дней Страстной седмицы.
Подготовляя верующих к крестным страданиям Спасителя, Богослужению первых трех дней Страстной седмицы, Церковь придает характер печали и сокрушения о нашей греховности. Вечером среды оканчивается великопостное Богослужение, в церковных песнопениях замолкают звуки плача и сетований грешной души человеческой и наступают дни иного плача, пронизывающего все Богослужение, – плача от созерцания ужасающих мучений и крестных страданий Самого Сына Божия. В то же время и другие чувства – неописуемой радости за свое спасение, беспредельной благодарности Божественному Искупителю, – переполняют душу верующего христианина. Оплакивая безвинно страждущего, поруганного и распятого, проливая горькие слезы под крестом своего Спасителя, мы испытываем и невыразимую радость от сознания, что распятый на кресте Спаситель совоскресит с Собою и нас, погибающих.
Присутствуя в Страстную седмицу на церковных службах, представляющих все события последних дней Спасителя как бы совершающимися пред нами, мы проходим мысленно всю величественно трогательную и безмерно назидательную историю страданий Христовых, мыслью и сердцем своим «сшествуем Ему и сораспинаемся Ему».
Церковь призывает нас в эту неделю оставить все суетное и мирское и последовать за нашим Спасителем. Отцы Церкви так составили и расположили богослужения Страстной недели, что в них отражаются все страдания Христовы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. Богослужения Страстной седмицы Святая Церковь обставила особым внешним величием, возвышенными, вдохновенными песнопениями и целым рядом глубоко знаменательных обрядов, которые совершаются только в эту седмицу. Поэтому, кто постоянно пребывает в эти дни на богослужении в храме, тот, видимо, идет за Господом, грядущим на страдания.
Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. В каждый из этих трех дней Евангелие читается на всех службах, полагается прочитать все четыре Евангелия. Но кто может, тот непременно должен сам читать эти места из Евангелия дома и для себя, и для других. Указание, что надо читать, можно найти в церковном календаре. При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами. При внимательном чтении Евангелий страдания Христовы, оживая, наполняют душу неизъяснимым умилением… Поэтому, читая Евангелие, невольно переносишься в уме на место событий, принимаешь участие в происходящем, идешь за Спасителем и страждешь с Ним.
Необходимо также благоговейное размышление о Его страданиях. Без этого размышления мало плодов принесут и присутствие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Но что значит размышлять о страданиях Христа, и как размышлять? Прежде всего представьте в своем уме страдания Спасителя как можно живее, по крайней мере, в главных чертах: например, как Он был предан, судим и осужден; как Он нес крест и был вознесен на крест; как вопиял к Отцу в Гефсимании и на Голгофе и предал Ему дух Свой: как был снят с креста и погребен… Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: «Что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодной? Что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира?»
Церковь учит, что для этого требуются усвоение умом и сердцем всего учения Христова, исполнение заповедей Господних, покаяние и подражание Христу в благой жизни. После этого совесть сама уже даст ответ, делаете ли вы это… Такое размышление (а кто не способен на него?) удивительно скоро приближает грешника к его Спасителю, тесно и навсегда союзом любви связует с крестом Его, сильно и живо вводит в участие того, что происходит на Голгофе, отмечает «Православие.ру».
Великий понедельник
В Великий понедельник, рассказывает «Русская народная линия», мы вспоминаем бесплодную смоковницу, иссохшую по слову Господа до корня, как образ человека, погибающего не раскаявшимся. В этот же день вспоминается разговор Иисуса Христа на Елеонской горе, в котором Он говорил ученикам о разрушении Иерусалима и о Своем втором пришествии. Ученики наедине спросили Его: «Скажи нам, когда это будет?» (Мф. 24, 3).
Первым признаком приближения Суда Божия называет Господь явление лжехристов. Они будут приходить под именем Христовым, «будут говорить: я Христос. Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24, 4-5), то есть чтобы никто не отклонился от веры в Христа, не соблазнился желанием перейти в другую веру.
Вторым признаком будут войны; в этих войнах пройдет немало времени, а погибель будет еще далеко. Они усилятся, народы и царства смешаются в ожесточенной борьбе. И сама природа восстанет на людей, истребляя их голодом, моровыми поветриями и землетрясениями. Но все это будет лишь началом бедствий.
Третьим признаком приближения последних дней Господь полагает жестокое гонение на Его учеников и последователей. Тогда многие отпадут от веры, будут ненавидеть и предавать оставшихся верными; умножатся между людьми беззакония и во многих иссякнет любовь, а лжепророки будут пользоваться успехом.
«Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24, 13). Кто претерпит все страдания, не изменив любви и Христову учению, не поддавшись лжеучителям, тот заслужит спасение.
Проповедование во всем мiре благовестия о Царстве Христовом будет четвертым признаком приближения суда Божия: «И тогда придет конец». Разрушение Иерусалима служит как бы прообразом гибели всего мiра. Суд над столицей Иудеи в 70 г. от Р. Х. наступил как последствие ее беззаконий и оскудения в ней любви; точно так же и последний день мира, день гнева и суда Божия, придет тогда, когда истощится мера Божьего долготерпения наших беззаконий. Служа лишь похотям, люди забудут, что они – чада Божии и братья между собою.
Великий вторник
В Великий вторник вспоминаются притчи Иисуса Христа о девяти девах, о талантах, о Страшном Суде.
«Жених задержался в пути, девы задремали и уснули. Когда же раздалось: «Се Жених грядет», то оказалось, что у пяти из встречавших его закончилось масло в светильнике. «Дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут», – обратились неразумные девы к мудрым, сделавшим необходимый запас. «Чтобы не случилось недостатка и у нас, и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе», – отвечали девы мудрые. Когда же пошли неразумные покупать, пришел Жених, и пять дев мудрых, запасливых, вошли с ним на брачный пир, и двери затворились. «Истинно говорю вам: не знаю вас», – отвечал Жених на просьбу неразумных дев впустить их в брачные чертоги.
В этом же евангельском чтении Церковь предлагает нам и притчу о талантах. В ней Господь рассказывает о человеке, не пожелавшем приумножить богатство, которое получил от Бога.
Неразумные девы – это те люди, которые знают о Страшном Суде Божием, но не готовятся к нему, не запасают «елея для светильников», то есть дел веры. Придет на землю Жених, Судия наш Иисус Христос, и разбудит всех, спящих сном смерти. Каждый явится пред Ним таким, каким его застала смерть. И неоткуда будет ждать помощи. Тогда и услышат они глас Христа: «Я не знаю вас, отойдите от Меня». То же будет и с теми, кто, получив от Бога различные дарования и способности, «каждый по его силе», по нерадению и небрежению не служил ими Богу и своим ближним.
Сразу после притчи о десяти девах и талантах за богослужением читается грозное пророчество о Страшном Суде, который совершит пришедший на землю снова, как грозный Судия, Сын Божий. Посмертному воздаянию посвящена значительная часть служб Великого вторника.
Великая среда
В Среду мы вспоминаем о женщине, помазавшей ноги Спасителя миром и тем приготовившей Его к погребению, а также предательство Иуды. «Тогда один из двенадцати, называемый Иуда Искариот, пошел к первосвященникам и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников; и с того времени он искал удобного случая предать Его» (Мф. 26, 14-16).
Все ученики Христа, следуя за Ним, любя его, имели плотские ожидания и надежды. Но более всего имел их Иуда. Веруя в небесное посланничество Иисуса, он был убежден, что не останется в убытке, оставив ради Него дом и хозяйство. Страстью любостяжания он страдал с детства, и ни пример Самого Иисуса Христа, ни пример других апостолов не исправил его. И вот, ослепленный страстью к наживе, он дерзнул на неслыханное святотатство – продал Божественного Учителя Его врагам за тридцать сребреников.
Великий четверток
В Великий четверток рассказывается о Тайной вечери, на которой Господь установил Таинство Причащения. В этот-то вечер Иуда и предал своего Учителя.
За два дня до ветхозаветной Пасхи, в четверг утром, Иисус Христос призвал двух Своих учеников, Петра и Иоанна, и сказал им: «Пойдите в город к такому-то и скажите ему: Учитель говорит: время Мое близко, у тебя совершу пасху с учениками Моими. Ученики сделали, как повелел им Иисус, и приготовили пасху.
Когда же настал вечер, он возлег с двенадцатью учениками» (Мф. 26, 18-20). И сначала – пример смирения – «начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан... Когда же умыл им ноги и надел одежду Свою, то, возлегши опять, сказал им: знаете ли, что Я сделал вам?... Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам» ( Ин. 13, 3-5, 12-15).
Во время самой Вечери Иисус Христос сказал ученикам Своим: «Истинно, истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Тогда ученики озирались друг на друга, недоумевая, о ком Он говорит. Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса; ему Симон Петр сделал знак, чтобы спросил, кто это, о котором говорит. Он, припавши к груди Иисуса, сказал Ему: Господи, кто это? Иисус отвечал: тот, кому Я, обмакнув кусок хлеба, подам. И, обмакнув кусок, подал Иуде Симонову Искариоту. И после сего куска вошел в него сатана. Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее... Он, приняв кусок, тотчас вышел; а была ночь, когда он вышел» (Ин. 13, 21-27, 30). И когда они ели, «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все; ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26, 26-28). При этом Он повелел: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22, 19).
Так было установлено Таинство Причащения, и апостолы под видом хлеба и вина причастились Тела и Крови Христовых. В этот день существует обычай всем христианам причащаться, помня страдания Господа и всячески боясь причинять Ему новые страдания после принятия Святых Тайн.
Великий пяток
В Великую пятницу Церковью вспоминаются суд и осуждение Господа, Его распятие, страдание и сама смерть на Кресте. На вечерне из алтаря на середину храма выносится для общего поклонения Плащаница – большой плат с изображением на нем лежащего во гробе Спасителя. Плащаница находится там в продолжении трех неполных дней, напоминая этим трехдневное пребывание Иисуса Христа во гробе.
Когда пригвождали Иисуса Христа ко кресту, Он молился за Своих врагов и говорил: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23, 34).
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас. Другой же, благоразумный разбойник сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И сказал ему Иисус «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23, 43). «Вдруг солнце померкло и сделалась великая тьма, которая продолжалась три часа. В третьем часу пополудни Иисус Христос сказал: «Свершилось» (Ин. 19, 30). «Потом он громким голосом воскликнул: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк. 23,46), – склонил голову и испустил дух. «Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19, 34).
Великая суббота
На утрене этого дня совершается Чин Погребения Спасителя, в конце которого Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
В пятницу вечером пришел к Пилату Иосиф из Аримафеи, тайный (из-за страха перед иудеями) ученик Христа, и попросил отдать ему тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус уже умер, отдал тело Его Иосифу. Пришел ко Кресту также и Никодим, тоже тайный ученик Иисуса Христа, и принес около ста фунтов благовоний из смирны и алоя. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду – гроб, высеченный в скале, который Иосиф приготовил для себя. В этом своем гробе он с Никодимом и положил тело Христа, привалив большой камень к двери гроба. В снятии Иисуса Христа со Креста и погребении участвовали и Пресвятая Матерь Его, и жены-мироносицы. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы полностью совершить обряд помазания тела Иисуса Христа по прошествии субботы.
Первосвященники и фарисеи «поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» (Мф. 27, 66). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошел во ад, сокрушил врата адовы, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души людей, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на Престоле с Богом Отцом и Духом Святым.
На этом заканчивается Страстная седмица, посвященная воспоминанию спасительных страстей по плоти Господа нашего Иисуса Христа. После Великой субботы верующие с нетерпением ожидают великой радости – восстания из мертвых Христа, славного Христова Воскресения. В этом году Пасха – 5 мая.
Комментарии читателей Оставить комментарий
Ленина этим не обидишь, хоть закопай, хоть сожги, хоть утопи; обидишь поклоняющихся ему людей и к тому же как у Высоцкого "сапогами не вытоптать душу".
Если твой ребенок 4х лет лезет в розетку 220в - ты будешь ему лекцию читать о высоком напряжении ?
Ты ему говоришь - нельзя.
Не доходит - шлепаешь.
Наказывая, ты причиняешь ему вред или воспитываешь ?
Развлекухи ради ты бесишься.
конечно не может смерть допускать. потоп только устроил.так,развлекухи ради.сколько можно эту лапшу варить.
«Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои>>
Снесите зикурат,закопайте бренную тушку по человечьему обряду и будет Вам Щ(сч)астье
Коnstantin